Церковь Вознесения Господня

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4350
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Вознесения Господня

#1

Сообщение Sergey » 13 июн 2018, 11:30

Вознесенская церковь, Воронеж (не сохранилась)
Цитата:
Церковь, находившаяся в ста метрах от Благовещенского собора, а затем у стен Митрофановского монастыря, всегда пребывала в их тени. О ее существовании знает далеко не каждый воронежец старшего поколения. Между тем у нее была вполне самостоятельная жизнь и свой круг прихожан.

В сороковой день по воскресении Иисуса Христа ученики его собрались вместе. Явился им Господь и сказал: «Я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше. Ибо Иоанн крестил вас водою, а через несколько дней вы будете крещены Духом Святым». Слова эти обрадовали апостолов. Они вопросили у Иисуса Христа о сроках его второго пришествия. Он ответил: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти...» После сего Господь пошел с учениками к Вифании, поднялся на Елеонскую гору и здесь, воздев руки, благословил их и вознесся на Heбо. Спаситель уже скрылся в облаках, а ученики все провожали Его взглядом. В это время спустились два ангела в белых одеждах и сказали: «Галилеяне, что стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся От вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Ученики возвратились в Иерусалим с великой радостью.

Праздник Вознесения Господня не имеет точной календарной даты: он совершается в четверг на шестой неделе по Пасхе и продолжается восемь дней. Праздник установлен в глубокой христианской древности. В IV веке на горе Елеонской, на историческом месте Вознесения Христа, царицей Еленой был построен величественный храм в честь этого события. В день Вознесения в православии существует обычай совершать крестный ход вокруг церкви с иконами, иногда отправляясь даже на поля. Вознесение относится к числу двунадесятых праздников, в епархии ему была посвящена едва ли не сотня храмов.

Вознесенская церковь в Воронеже имела достаточно древнюю и сложную в строительном отношении историю. Первоначально то была церковь Рождества Христова с приделом святого великомученика Георгия. Находившаяся на ином месте, на взгорье к реке, церковь была освящена в 1639 году (у Е. А. Болховитинова указан 1739 год, но из контекста понятно, что это опечатка); в следующем году она упомянута в грамоте царя Михаила Федоровича. При очередной перестройке храм был переименован в Вознесенский. Деревянная церковь сгорела в пожаре 1748 годе. В феврале следующего года ее прихожане, купцы Демидов, Глумов, Жидков и Русинов просили благословения епископа Феофилакта построить каменную Вознесенскую церковь на прежнем месте. Но работы не могли начаться: местность признали весьма неудобной для строительства.

Несколько лет спустя полковник Лосев уступил для церкви усадьбу близ подворья епископа, где прежде стоял его сгоревший дом. 18 апреля 1754 года архимандрит Сампсо-ний и кафедральный протоиерей Димитрий торжественно отметили закладку церкви. В мае 1757 года владыка Феофилакт молитвовал основное здание. В 1768 году прихожане обратились к новому епископу Тихону с Предложением устроить в их церкви придел во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Поскольку церковь была мала и тесна, одновременно они просили разрешения ее распространить. Епископ Тихон распорядился «дать из Консистории благословительный указ о разобрании и построении пока трапезы с приделом во имя Пресвятой Богородицы», В апреле 1768 года совершен был «оклад», то есть освящение места: для предполагаемой трапезы с приделом. Ахтырокий придел был устроен в 1770 году; в это время верующие хлопотали об определении к придельному храму второго священника, сына их же батюшки Алексия — Михаила. Просьба не была уважена, и церковь осталась одноштатной.

В 1776 году в трапезной основали еще один придел во имя святой великомученицы Варвары. Варвара была. дочерью богатого и знатного язычника Дискора из Илиополя. Узнав, что она проповедует христианство, отец стал ее истязать, затем передал властям. После пыток ее казнил-и, отрубив голову мечом. Мощи великомученицы в XII веке были перенесены из Константинополя в Киев дочерью византийского императора Алексея: Комнина, Варварою, вышедшей замуж за великого князя Святополка Изяславича. Православные приписывали святой Варваре благодать спасения от внезапной смерти.

Прихожане, кажется, не очень были довольны своим храмом. Они писали о церкви, что она «мала, тесна и темна», «к священнослужению не удобна», к тому же построена «не у места». Неслучайно владыка Тихон III в 1785 году испросил у наместника В. А. Черткова разрешение на перенос церкви в удобное место и на ее перестройку. Была даже заведена «книга записная» на сбор пожертвований.

Но церковь осталась на том же месте в прежнем состоянии. В 1798 году трапезная с приделами пришла в такую ветхость, что епископ Мефодий запретил совершать там богослужения. В силу этого прихожане перестали зимой ходить в свою церковь, а расходились по другим храмам, где имелись теплые приделы. Причт, лишившийся доходов, добился у Мефодия отмены запрета и продолжил службу. Однако 30 июля 1800 года благочинный городских церквей Иоанн Сахаров сообщил новому епископу Арсению: «В придельном храме каменные своды вверху попортились разселинами, так что нахожу я сумление в опасности к падению». Архитектор В. Б. Белокопытов, осмотрев трапезную, тоже нашел ее ветхой и склонной к обрушению. Для исправления кладки требовалось две тысячи шестнадцать рублей; таких денег не отыскали, и владыка закрыл приделы и запечатал их. Но его печать не остановила грабителей.

В ночь на 2 мая 1801 года они похитили из придела часть драгоценного оклада иконы Смоленской Божией Матери и книгу акафистов святой Варвары. Украденное так и не нашли.

В 1801—1815 годах трапезная была все же восстановлена, украшена и стала действовать. В 1877 году капитально отремонтировали интерьеры церкви: стены отделали под мрамор, устроили великолепные иконостасы. Работы были осуществлены усердием церковного старосты Анкиндинова и местного протоиерея Д. В. Адамова. Епископ Серафим в очередной раз освятил церковь 18 сентября 1877 года.

Воссоздать облик Вознесенского храма довольно трудно, довоенных изображений его отыскать не удалось. Как и прежде, придется обратиться к книге Ю. И. Успенского «Старый Воронеж» (1922). Правда, он уделил церкви всего лишь несколько строк: «Главный неф храма с классическими портиками и поместившимся на четверике круглым ампирным барабаном, украшенным легким карнизом с гирляндами, выдержан в классических формах, тогда как входящая в план церкви колокольня, с грушевидным куполом и изогнутыми фронтонами, еще не утратила барочных форм и напоминает более раннюю эпоху». Общий вывод автора был таков: Вознесенская церковь является в своих главных частях образчиком хорошего классицизма.

При Вознесенской церкви, как и при прочих приходских церквах, существовало небольшое кладбище, простиравшееся от строения к северу на 24 и к югу на 16 аршин. В «Синодике купцов Елисеевых» нет упоминаний о том, чтобы на этом погосте погребались прихожане, хотя бы и знатные. Отмечены в летописи лишь два случая захоронения: «1766 года марта 23 дня в архиерейском доме померли Иов Агафонович Плешивый, да конюх Иаков внезапной смертью и погребены Иов у Вознесения, а конюх у Пятницы». И следующая запись относится к тому же году: «1766 года июня 4 дня представися раб Божий отца протопопа Димитрия сын Иоанн и погребен у Вознесения Господня отцами архимандритами Нифонтом и Феодосием сего июня 6 дня».

Самое раннее упоминание о священниках Вознесенской церкви относится к 1765 году. В этот год здесь служили Константин Минин да Стефан Гаврилов, 1780-е годы — Михаил Алексеев, а в начале XIX века — Алексей Игнатьевич Куликовский. В 1840-е годы настоятелем храма был протоиерей Стефан Гаврилович Смирницкий, родной брат тогдашнего воронежского архиепископа Антония II. С 1855 года более четырех десятилетий настоятельские обязанности исполнял протоиерей Димитрий Васильевич Адамов (1821—1899). Он удостоился погребения за алтарем церкви. С начала XX века и вплоть до революции при Вознесенской церкви служил Димитрий Петрович Казаневский.

Церковь владела 48 десятинами земли, которые сдавала в аренду. Были у нее два подцерковных дома, один из которых — двухэтажный, с деревянным верхом под железной крышей, построенный в 1878 году. Второй дом был деревянным, довольно ветхим, при нем состояли четыре флигеля. Дома находились близ Митрофановского монастыря и адресовались так: Мещанской части, 26 квартала, номера 300 и 301. Церковь владела также торговыми лавками, их было немало: к каменной ограде пристроили 13 помещений, которые отдавали внаем.

В середине XIX века Вознесенская церковь открыла богадельню, которая помещалась в деревянном полутораэтажном доме. Здесь призревались 28 престарелых женщин, на их содержание шли проценты с капитала в тысячу четыреста рублей. И сама церковь не бедствовала: на текущие ремонтные работы в 1880-е годы имелись кредитные билеты на сумму семь тысяч триста пять рублей, на содержание причта было пожертвовано за поминовение разных лиц семь тысяч сорок шесть рублей.

В 1880-е годы прихожан насчитывалось более 600 душ. За 1909 год имеется полный список прихода: только за один год сохранились исповедные росписи. По ведомости значится 146 домов, 436 мужчин и 512 женщин, всего 948 человек. Желающие отыскать имена предков могут это сделать в Государственном архиве Воронежской области (фонд 209, опись 1, дело 10).

В большевистскую эпоху история церкви осталась практически неизвестной. Ни в одном из документов 1920-х голов, просмотренных мною, Вознесенский храм не упоминается, точно его и не было вовсе. Но он действовал после революции по крайней мере еще десятилетие. Его судьба решилась в начале 1930-х годов. В предвоенное десятилетие церковное помещение занимало архивохранилище, как и несколько строений соседнего Митрофановского монастыря. В Вознесенской церкви размещалась дирекция областного исторического архива — об этом извещала табличка на стене.

В годы Отечественной войны Вознесенская церковь, как и другие, стоявшие на правобережных холмах, использовалась немцами под наблюдательный пункт. Советская артиллерия полностью разрушила с левого берега храмовую часть и трапезную, уцелела только двухъярусная колокольня с порталом. Через этот портал со стороны монастыря и входили в храм. Руины простояли до начала 1960-х годов. Окончательно церковь была разобрана в тот момент, когда началось строительство пятиэтажного жилого дома на углу улиц Таранченко и Володарского.

Она оказалась во дворе новостройки, и торчавшую столбом колокольню поспешили убрать с глаз долой, а заодно и из памяти вон.

А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год).
Вложения
vz2.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4350
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Вознесения Господня

#2

Сообщение Sergey » 13 июн 2018, 11:32

Цитата:
Существовавшая ранее Вознесенская церковь в г. Воронеже каменная, с приделами в трапезной на правой стороне – в честь Ахтырской иконы Божией Матери, на левой – св. вмц. Варвары. Из писцовых книг видно, что прежде ныне существующей Вознесенской церкви была деревянная в честь Рождества Христова с приделом св. вмч. Георгия. Эта церковь была освящена в 1739 г. и находилась ниже нынешней на взгорье к реке. (Евгений, описание Воронежской епархии, стр. 72). Рождественская церковь упоминается в грамоте царя Михаила Федоровича от 1640 г. Впоследствии, вероятно, при перестройке Рождественской церкви она была переименована в Вознесенскую, но когда – неизвестно. В великий пожар 10 мая 1748 г. при перечислении сгоревших церквей в г. Воронеже упоминается Вознесенская, следовательно, ранее 1748 г. существовала деревянная Вознесенская церковь вместо Христорождественской.

В феврале 1749 г. прихожане Вознесенской церкви купцы Иван Демидов, Глумовы, Жидков, Пахом Русинов и др. просили Феофилакта, епископа Воронежского, построить каменную церковь в то же наименование и на том же месте (Архивы Консистории о Вознесенской церкви № 4); медленно шло приготовление материалов (извести, кирпича и т. п.) для постройки церкви, так что и в 1754 г. едва приготовили бут для этого храма. В 1754 г. полковник Семен Иванович Лосев заявил членам духовной консистории, что он, по просьбе купцов Глумовых, уступает под строение церкви свое место, где был его дом, сгоревший в 1746 г., близ архиерейского дома. 18 апреля 1754 г. члены консистории архимандрит Сампсон и кафедральный протоиерей Димитрий освятили место для постройки каменной Вознесенской церкви, которая была отстроена в 1757 г., и преосвящ. Феофилакт изъявил свое желание «персонально» освятить вновь построенную Вознесенскую церковь. В 1768 г. начата постройкою каменная трапезная с приделом Ахтырской иконы Божией Матери; другой придел в честь св. Варвары устроен не ранее 1785 г., но возможно, придел существовал и ранее. Вознесенская церковь, построенная в 1757 г. была мала, тесна, темна и к «священнослужению неудобна», а к тому и построена была «не у места», вследствие чего преосвящ. Тихон III в 1785 г. вошел в соглашение с Воронежским и Харьковским генерал-губернатором Василием Алексеевичем Чертковым о перенесении ее на удобнейшее место, и, согласно плану, апробированному Ее Величеством, на что (т.е. перестройку и переноску на новое место) согласились граждане и даже обещали к тому свое содействие. Резолюцией преосвященного было определено: книгу записную на приход и расход подлежащим порядком устроить; когда генерал-губернатором Чертковым будет назначено место для постановления церкви, тогда теперешнюю разобрать тому, кого назначит генерал-губернатор; утварь церковную и все принадлежности в ней описать десятоначальнику и сохранить. В документах последующего времени видно, что Вознесенская церковь осталась на прежнем месте и том же состоянии, вследствие чего епархиальное начальство в виду оказавшихся больших трещин в стенах сделало распоряжение о прекращении богослужения в Вознесенской церкви и об ее запечатании.

Вознесенская церковь позднее в 1815 г. была перестроена, в 1877 г. она была возобновлена внутри: стены разделаны под мрамор и устроены новые благолепные иконостасы – усердием церковного старосты Анкиндинова, прихожан и особенно при содействии местного протоиерея Д.В. Адамова, освящена 18 сентября 1877 г. архиепископом Воронежским Серафимом. Земли пахотной 49 ½ и сенокосной, на сию землю в церковной ризнице хранятся план и межевая книга. При церкви имеются два церковных дома с усадебными местами, один двухэтажный, низ каменный, а верх деревянный, под железною крышею, устроен в 1878 г., а другой деревянный, ветхий, при нем 4 деревянных флигеля, из них два обложены кирпичом. Дома эти с постройками находятся близ Вознесенской церкви и состоят в мещанской части 26 квартала под №№ 300-3001. При сей церкви имеются: 1 тесовая лавка, покрытая железом, построена в 1845 г., кроме того, площадь, принадлежащая к сей церкви, обнесена каменною оградою, в которой 7 лавок, разделенных на 13 отделений; деревянная полутораэтажная богадельня под железною крышею, устроена в 1851 г., в ней призреваются 28 бедных старух, на содержание богадельни получаются % с 1400 руб. с разных государственных банковских билетов. В пользу церкви имеются билеты на сумму 7 305 руб. При Вознесенской церкви один штат. Кроме добровольных пожертвований за требоисправления, духовенство получает % в размере 346 руб. 90 коп. с суммы 7 046 руб., хранящейся в разных процентных бумагах, за поминовение разных лиц. Прихожан при Вознесенской церкви более 600 душ.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск III, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1885 г.
Вложения
vz3.jpg
фото от ТО "Альбом"

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4350
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Вознесения Господня

#3

Сообщение Sergey » 13 июн 2018, 11:33

Вознесенская церковь на фото 1946г.:
Вложения
1946.jpg


Вернуться в «Храмы и монастыри, кладбища»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей