Авиакатастрофа под Нижним Тагилом (12 мая 1942 г.) с погибшим руководством Воронежского авиазавода

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1130
Регистрация: 17.11.2016

Авиакатастрофа под Нижним Тагилом (12 мая 1942 г.) с погибшим руководством Воронежского авиазавода

#1

Сообщение Natalia » 21 июн 2018, 20:17

Цитата:
Генерал-майор Матвей Шенкман погиб в авиакатастрофе в 1942 году.

В Воронеже в День скорби пройдёт церемония перезахоронения останков бывшего директора воронежского авиазавода Матвея Шенкмана, а также ещё 29 неизвестных солдат. Об этом сообщают в мэрии.

Генерал-майор Матвей Шенкман является легендой оборонной промышленности. Будучи директором Воронежского авиазавода №18 в условиях военного времени, он сумел наладить выпуск знаменитых ИЛ-2. Погиб же в мае 1942 года в авиакатастрофе в Свердловской области, когда с рабочим визитом направлялся в Нижний Тагил.

Найти его останки и установить личность удалось лишь недавно – помог номер Ордена Ленина, который свердловские поисковики обнаружили на месте крушения самолёта. Теперь защитник Родины обретёт вечный покой в столице Черноземья.

– Останки доставлены в Воронеж и в День скорби будут захоронены, также как и прах двадцати девяти неизвестных защитников Воронежа, найденных в результате поисковой экспедиции группой специалистов ВРОО «Историко-патриотическое поисковое объединение «Дон» в 2016-2018 годах, в братской могиле, – сообщают в мэрии.

Церемония перезахоронения состоится 22 июня в 12:00 на территории Музея-диорама в братской могиле №6.

vestivrn.ru

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1130
Регистрация: 17.11.2016

Авиакатастрофа под Нижним Тагилом (12 мая 1942 г.) с погибшим руководством Воронежского авиазавода

#2

Сообщение Natalia » 21 июн 2018, 20:36

Nt10-min.jpg

Матвей Борисович Шенкман (7.02.1899 (1900) – 12.05.1942) в 1938 году возглавил воронежский авиационный завод № 18 им. Ворошилова. Пять руководителей завода, работавшие до него, а также многие ведущие специалисты были расстреляны в 1937 году по политическим мотивам. Несмотря на это обстоятельство, Шенкман оставил должность таганрогского авиазавода и переехал в Воронеж. Многие из его подчиненных на новом месте работы были уверены, что Шенкман на приеме у Сталина подписал документ, который запрещал сотрудникам НКВД находиться на территории завода, и тем самым прекратил истребление кадрового состава в жерновах массовых репрессий. Правда это или миф – осталось загадкой. Но доподлинно известно, что Матвей Борисович первым наладил пуск штурмовика «Ил-2», получившего в годы войны прозвище «летающий танк».

В связи наступлением войск вермахта в 1941 году воронежский авиазавод был эвакуирован в Куйбышев (Самара). Там Шенкман также проявил себя как талантливый руководитель: в сложных условиях возобновил выпуск «Ил-2» и сократил цикл сборки одного самолета с 5-6 дней до 3-х. Деятельность Матвея Борисовича для нужд фронта не осталась без справедливой оценки: он получил звание генерал-майора инженерно-технической службы, 23 августа 1941 года был награжден орденом Ленина, а в 1980 году стал прототипом главного героя в фильме «Особо важное задание» (правда, там все его достижения приписали вымышленному начальнику производства, русскому по национальности).
nt9.jpg


Матвей Борисович Шенкман не дожил до Победы, которую он вместе с рабочими завода приближал на пределе возможностей. Он трагически погиб 12 мая 1942 года в авиакатастрофе, направляясь из Куйбышева в Нижний Тагил. Транспортный самолет «Ли-2» разбился в горах в условиях почти нулевой видимости. До сих пор много слухов ходит о причине полета Шенкмана на Урал и последовавшей катастрофы. Матвей Борисович летел не с личным пилотом, а с новым экипажем. Первый пилот Иван Михайлович Скороходов (1892 – 1942), второй пилот Алексей Витальевич Шмырев (1917 – 1942), бортмеханик Алексей Янович Лилиенталь (1910 – 1942) и бортрадист Виктор Георгиевич Завязкин (1911 – 1942) – все профессиональные летчики. Установлено, что директор летел в Нижний Тагил вместе с заместителем главного инженера Львом Ефремовичем Львовым (1898 – 1942) в командировку ради нужд завода, решать вопросы о поставке комплектующих. Спешил, несмотря на непогоду.

Расследовать обстоятельства гибели была направлена комиссия. В аварийном акте, составленном 23 мая 1942 года, отмечается: «Причиной катастрофы явилась ошибка летчика Скороходова в том, что несмотря на ухудшившуюся метеообстановку по трассе не запросил Свердловский порт о фактической погоде и не принял решение сделать посадку на ближайшем аэродроме. Проходя слепым полетом над горным кряжем, зная что высота отдельных сопок по данной трассе доходит до 800 метров, пилотировал самолет на Н = 700м, что привело к столкновению с сопкой, имеющей высоту 753 м».
По другой версии, причиной катастрофы могли стать отказы приборов или механизмов, вследствие чего самолет стал терять высоту.

nt3.jpg
nt1.jpg


Члены комиссии при обследовании места падения самолета обнаружили шесть сильно обгоревших и покалеченных тел. Фрагменты тел, как следует из документов, перевезли в Куйбышев. Захоронили на центральном кладбище, оплакали и… потеряли. Во время войны место захоронения было утеряно и обнаружено случайным образом уже в 2015-м году. В наши дни стало также понятно, что человеческие останки были переправлены в Куйбышев лишь частично, если были переправлены вообще. Удаленность места авиакатастрофы от населенных пунктов, снег в горах, обстановка военного времени – все это ставит под сомнение информацию о транспортировке тел.
nt6.jpg


В 2015 году на юго-западном склоне горы Оборотная (район ландшафтного заповедника Старик-Камень) турист обнаружил фрагменты некого самолета и передал информацию поисковикам. В течение трех лет поисковые отряды обследовали указанное место. Площадь залегания обломков составила 500 квадратных метров. Были обнаружены два мотора «АШ-62», 3 стойки шасси, патрубки, приборы и мелкие фрагменты обшивки самолета. Фюзеляж, видимо, местные жители растащили на хозяйственные нужды. На одном из двигателей множество автографов отдыхающих в 60-80-е годы. По характерным деталям и номерам двигателей было установлено, что летательный аппарат является транспортником «Ли-2».

С 2015 по 2017 год поисковым объединением «Соболь» были обнаружены фрагменты костных останков. При их эксгумации были также подняты личные вещи: монеты, швейцарские наручные часы «Invicta», серебряная чайная ложка ручной работы, мундштук, серебряная цепочка от часов, держатель перьевой ручки, фрагменты летного обмундирования, одежды и обуви. 12 мая 2017 года, ровно через 75 лет со дня трагедии, поисковики обнаружили орден Ленина № 7319. Орден с этим номером принадлежал Матвею Борисовичу Шенкману. Таким образом останки были идентифицированы. В 42-м году правительство немедленно отреагировало на известие о трагедии: Сталин приказал установить бюст Шенкмана на центральной площади авиазавода. Скульптор изобразил генерал-майора с орденом Ленина на груди. Сейчас, в свете новых находок, это может показаться символичным.

По ряду причин предложение о захоронении в Самаре было отклонено. 25 мая руководитель ВПМВО «Соболь» Александра Борисовна Ванюкова доставила останки генерал-майора Шенкмана, заместителя главного инженера завода Льва Ефремовича Львова членов экипажа в Воронеж и передала воронежским поисковикам в лице руководителя объединения «Дон» Михаилу Михайловичу Сегодину. Церемония передачи останков на ответственное хранение состоялась в здании Воронежского государственного института инженерных технологий (пр-т Революции, 19) в присутствии главного федерального инспектора по Воронежской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александра Михайловича Солодова, Героя Российской Федерации, координатора Всероссийского проекта «Эстафета поколений», первого заместителя секретаря Общественной палаты Российской Федерации Вячеслава Алексеевича Бочарова, заместителя директора федерального учреждения «Роспатриотцентр» Никиты Сергеевича Панова, врио первого заместителя председателя правительства Воронежской области Владимира Борисовича Попова, врио руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олега Николаевича Мосолова, председателя Воронежского Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, генерал-майора ФСБ Станислава Антоновича Ходаковского, Героя Российской Федерации Юрия Михайловича Анохина, ио ректора Воронежского госуниверситета инженерных технологий Евгения Дмитриевича Чертова и других почетных гостей. Церемония проходила в рамках семинара Всероссийского проекта «Эстафета поколений».

nt2.jpg


Внук Матвея Борисовича Шенкмана Грегори и внучка Марина сейчас живут в Сан-Франциско. В настоящее время ВРОО ИППО «Дон» ведет поиск родственников Льва Ефремовича Львова и членов экипажа. На уровне правительства области решаются вопросы, связанные с подготовкой захоронения в Воронеже, запланированного 22 июня. Останки погибших в авиакатастрофе будут захоронены в братской могиле на территории «Музея-Диорамы» (Ленинский просп., 94) вместе с останками бойцов РККА, обнаруженными поисковиками объединения «Дон» в Воронеже в прошедшем году.

Руководитель поискового объединения «Дон» Михаил Сегодин: «Матвей Борисович Шенкман навечно вошел в историю. Он был настоящим руководителем, непререкаемым авторитетом не только для каждого работника авиазавода, но и для всей страны. Поэтому захоронить его нужно достойно».

don-poisk.com

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1130
Регистрация: 17.11.2016

Авиакатастрофа под Нижним Тагилом (12 мая 1942 г.) с погибшим руководством Воронежского авиазавода

#3

Сообщение Natalia » 21 июн 2018, 20:39

Сообщение от Natalia:Источник цитаты С 2015 по 2017 год поисковым объединением «Соболь» были обнаружены фрагменты костных останков. При их эксгумации были также подняты личные вещи: монеты, швейцарские наручные часы «Invicta», серебряная чайная ложка ручной работы, мундштук, серебряная цепочка от часов, держатель перьевой ручки, фрагменты летного обмундирования, одежды и обуви. 12 мая 2017 года, ровно через 75 лет со дня трагедии, поисковики обнаружили орден Ленина № 7319. Орден с этим номером принадлежал Матвею Борисовичу Шенкману.

nt4.jpg
nt5.jpg

nt7.jpg
nt8.jpg

фото с сайта don-poisk.com

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1130
Регистрация: 17.11.2016

Авиакатастрофа под Нижним Тагилом (12 мая 1942 г.) с погибшим руководством Воронежского авиазавода

#4

Сообщение Natalia » 21 июн 2018, 20:46

Особо важный полет

Обстоятельства авиакатастрофы над Уральскими горами, произошедшей в годы Великой Отечественной войны, выяснила нынешним летом команда объединенного поискового отряда "Соболь". Следопытам удалось доказать, что борт летел в Нижний Тагил со спецзаданием - наладить производство штурмовиков Ил-2, а в трагически прерванном полете погиб легендарный директор Воронежского авиационного завода Матвей Шенкман. Поисковики считают: причиной катастрофы могла стать спланированная диверсия по уничтожению руководителя ведущего военного авиапредприятия.

Впервые на следы этой авиакатастрофы еще летом 2015 года случайно наткнулся любитель путешествий на горном велосипеде Михаил Павлов. Спортсмен пробирался сквозь глухие леса Висимского заповедника и почти на самой вершине скалы Старик-камень колесом уперся в двигатель самолета. Увиденное настолько заинтриговало Михаила, что он сделал видео и переслал его через соцсети руководителю "Соболя" Александре Ванюковой.

- Известно, что через Урал пролегал маршрут перегона ленд-лизовских самолетов из США. До сих пор все обнаруженные следы авиакатастроф военных времен были связаны с этой трассой. Но здесь сразу, даже по фото, видно: машина советская, - говорит корреспонденту "РГ" Александра Ванюкова. - К тому же над Нижним Тагилом ленд-лизовская трасса никогда не проходила. По этому коридору мог лететь только наш военный самолет.

Возник естественный вопрос: зачем спецрейс отправили в глубокий тыл? Поисковики начали собирать информацию в архивах. Несмотря на военное время, сведения о потерпевших крушение самолетах фиксировали спецслужбы. Но на этот раз следопыты словно в глухую стену уперлись: ни в архивах ФСБ, ни в документах оборонных заводов, ни в военных ведомствах ничего не нашли. Единственное, что экспертам удалось установить по фотографиям, - над Уральскими горами разбился транспортный Ли-2, машина, известная с довоенных лет и очень популярная среди командного состава.

Той же осенью к месту крушения выехала группа поисковиков. Выйти на обломки удалось не сразу. Вокруг Старик-камня леса дремучие, даже на внедорожнике не пробраться. Пришлось в ближайшем к цели поселке Черноречинске брать проводника. От местных узнали, что однажды в войну старики с ребятней принесли из тайги летные сумки с документами и деньгами. От греха подальше все сдали в ближайший отдел НКВД, а Старик-камень после обходили стороной.

Ни первая, ни вторая экспедиции в тайгу ничего нового о висимской трагедии не принесли. На месте нашли только обломки Ли-2. Но, как подчеркивают поисковики, их задача - не металлолом собирать, а как минимум установить личности погибших. Весной нынешнего года следопыты сделали очередную попытку раскрыть тайну. Найденное 12 мая превзошло все ожидания.

- Покрытый копотью и грязью орден Ленина лежал под мхом в небольшой расщелине между валунами. Главное - на награде сохранился четкий номер, указывающий на владельца! Я тут же залез на вершину скалы, где была связь, и сообщил оставшимся в городе друзьям эти данные, - рассказал командир невьянского поискового отряда "Держава" Максим Фефелов.

Почти мистическое совпадение: орден обнаружили ровно через 75 лет после авиакатастрофы, которая, по архивным сведениям, произошла 12 мая 1942 года. Высокая награда стала ключом ко всем тайнам. Оказалось, орден Ленина принадлежал директору авиационного завода № 18 Матвею Шенкману, личности легендарной. В восьмидесятых годах прошлого века режиссер и актер Евгений Матвеев снял фильм "Особо важное задание" об эвакуации в 1941 году авиазавода из Воронежа и налаживании в Куйбышеве производства штурмовиков Ил-2, названных "летающими танками". Уже в 1942 году с конвейера завода ежедневно отправляли на фронт 12 самолетов. Кинолента стала одним из лидеров проката 1981 года. По сюжету ее герой, прототипом которого был Матвей Шенкман, исчезает: по радио сообщают, что директор трагически погиб.

- То, что Шенкман разбился на самолете, никто не скрывал. Все центральные газеты опубликовали некрологи, подписанные Сталиным. Подробности ЧП, понятно, не разглашали. На месте катастрофы побывала специальная комиссия. Согласно ее выводам, причина крушения Ли-2 - плохие погодные условия: в тумане самолет врезался в скалу. Все четыре члена экипажа и два пассажира - а помимо Шенкмана на борту находился заместитель главного инженера завода Львов - погибли на месте, - рассказывает Александра Ванюкова. И тут же добавляет, что у поисковиков появилась своя версия случившегося.

У следопытов есть причины не доверять заключению спецкомиссии. В архивных отчетах сказано: тела погибших сильно обгорели, их разорвало на части, то есть опознать, кто есть кто, было чрезвычайно сложно. Тем не менее, согласно официальным данным, останки Матвея Шенкмана со всеми документами и находящимся при нем ордене перевезли в Куйбышев и захоронили. Но, если награду нашли в уральских лесах, кто даст гарантии, что и останки легендарного директора не лежали десятилетия на месте катастрофы?

Сальто в небе
Поисковики, конечно, не настаивают, что их предположение о диверсии на борту истинно, но они попытались разобраться во всех деталях авиакатастрофы. Для этого в конце августа на Старик-камне провели раскопки. Впрочем, раскопками эту работу назвать сложно: место падения самолета находится на каменной осыпи. Пришлось поднять и переложить тысячи глыб на площади 60 квадратных метров, чтобы не упустить ни одной детали. И это высоко в горах. Уральцам помогали поисковики из Кургана и самарского отряда "Сокол", где до сих пор располагается 18-й авиазавод, ныне - "Авиакор".

Выяснилось, что, падая, самолет совершил странное сальто. Обломки кабины находились гораздо ниже, чем хвостовая часть и останки пассажиров. Словно борт не врезался в скалу из-за плохой видимости, а резко спикировал, потеряв управление, и завалился на "спину". Отсюда и гипотеза о технической неисправности судна. При том что на Ли-2, сошедшем с конвейера только в феврале 1942-го и переданном авиазаводу, перевозили директорский состав, экипаж был опытный. То, что за штурвалом сидели асы, подтверждают находки. В частности, хорошие швейцарские часы, принадлежащие одному из пилотов. В те времена позволить себе такой дорогой аксессуар могли только заслуженные летчики.

Ну как тут не возникнуть версии о вражеской диверсии? В Нижний Тагил директор летел, чтобы решить сложную проблему государственной важности. В годы войны на Уралвагонзаводе помимо танков выпускали корпусы для штурмовиков Ил-2. Информация об этом участке завода была настолько засекречена, что вплоть до двухтысячных годов на ней стоял гриф "секретно". Оказалось, собираемые на УВЗ корпусы не проходили приемку. Шенкман хотел лично выяснить причину неполадок. Но самолет недотянул до цели 50 километров.

На генном уровне

Все обнаруженные поисковиками останки находятся в Покровском храме и будут храниться там до тех пор, пока не найдутся родственники погибших.

- Мы обсуждали возможность проведения экспертизы ДНК для более точной идентификации, но возникли сложности. Во-первых, через 75 лет не из каждой кости можно выделить генный код, во-вторых, на процедуру необходимо согласие родственников. И наконец, дело это дорогостоящее, - пояснила Александра Ванюкова. - Поэтому пока рассматриваем вариант захоронения в братской могиле на памятном мемориале в Самаре (бывшем Куйбышеве).

К поиску близких Матвея Шенкмана пришлось подключить МИД РФ. Дело в том, что в пятидесятых годах единственная сестра Шенкмана эмигрировала в Израиль, из-за чего в Советском Союзе на многие годы ввели запрет на упоминание о деятельности легендарного руководителя. Следы сестры потеряны, но, как считают уральские следопыты, семья Матвея Борисовича имеет право получить награды героического предка.
"Российская газета", 27.09.2017

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1130
Регистрация: 17.11.2016

Авиакатастрофа под Нижним Тагилом (12 мая 1942 г.) с погибшим руководством Воронежского авиазавода

#5

Сообщение Natalia » 21 июн 2018, 22:24

Об экспедиции поисковиков, 16.05.2016

Экспедиция поисковиков, исследовавшая место крушения в районе горы Старик-Камень военно-транспортного самолета в 1943 году, обнаружила три фрагмента черепа. Предположительно, найдены останки двух человек.

В минувшие выходные состоялась экспедиция свердловских отделений ДОСААФ и Российского географического общества под руководством путешественника Владимира Рыкшина на место падения в 1943 году, предположительно, военно-транспортного Ли-2 либо «Дуглас». Официально останки самолета были обнаружены в августе прошлого года жителем Нижнего Тагила Александром Потеевым.

Александр Потеев, житель Нижнего Тагила:

— Мы с семьей поехали погулять в лес, в район горы Старик-Камень. В 70-е меня возил сюда отец, показывал, что во время войны здесь разбился самолет. Я и решил вернуться на это место, детям показать. Если бы мы метров 50 мимо прошли, то ничего не нашли бы. А так, получается, чисто случайно вышли на это место. Человек от природы любопытен. Мне стало интересно, что это за самолет. Стал искать тех, кто может что-то знать, и познакомился с путешественником Владимиром Рыкшиным.

Так получилось, что Владимир Рыкшин занимается поисками упавших на территории Свердловской области во время Великой Отечественной войны самолетов. По его данным, на Среднем Урале в тот период произошло пять авиакатастроф. Дело в том, что через наш регион проходила трасса перегона самолетов, получаемых СССР от США по ленд-лизу. С Аляски самолеты гнали к линии фронта через всю страну. Порой пилоты совершали ошибки или техника отказывала, тогда случались крушения.

Старожилы окрестных поселков вспоминают, что в 1943 году на горе был большой пожар. В то же время окрестности оцепили войска НКВД. Но народная молва прознала: упал самолет.

nt40.jpg
Вершина Старик-Камня

Владимир Рыкшин, путешественник:

— Когда Саша Потеев привез меня на это место, я просто ахнул. На большой территории разбросан весь самолет, в разобранном виде. Он просто врезался в скалу и в таком виде остался. Не было мародеров, которые бы растащили что-то. В прошлом году мы не проводили как таковых поисков на месте. Мы нашли только 15 копеек 1937 года, обрывок кожаной куртки летчика и обломки штурвала. На этом все тогда закончилось.

Нынешним летом Рыкшин планирует провести широкомасштабные поиски на месте падения. Экспедиция, прошедшая в эти выходные, — первая в череде запланированных мероприятий.

К горе можно подъехать на внедорожнике. Но к месту падения (почти на вершине) нужно идти пешком. В поисках приняли участие поисковики, занимающиеся раскопками на местах боев Великой Отечественной войны.
nt41.jpg


Обломки самолета разбросаны на территории около 500 кв. метров. На каменной морене покоятся два двигателя, редуктор, обломки шасси и многочисленные алюминиевые куски обшивки фюзеляжа.

Владимир Рыкшин:

— Я думаю, что это либо Ли-2, либо «Дуглас». На разведку сюда с нами ездил Андрей Мошенский — капитан космических сил, начальник службы техподдержки. Он и выдвинул версию, что это может быть «Дуглас». Я думаю, что мы это уточним, когда найдем детали.

Военно-транспортный Ли-2 начали производить в Советском Союзе в 1942 году в Ташкенте. Транспортник был создан по лицензии, на базе американского Douglas.

Удалось найти многочисленные детали с номерной маркировкой.

nt42.jpg
nt43.jpg

nt44.jpg
nt45.jpg


Под небольшим слоем земли поисковики обнаружили два фрагмента человеческого черепа.

Рядом найдены детали, предположительно, от радиостанции. В десяти метрах от этой находки, в районе обнаружения 15-копеечной монеты, искатели нашли еще один фрагмент черепа. Судя по всему, это останки двух разных людей. По всей видимости — летчиков.

Найдена подошва. К обуви она крепилась, что характерно для той поры, небольшими гвоздями.

Пока до сих пор непонятны причины падения самолета и миссия, с которой он летел.

Станислав Соколов, поисковик:

— Самолет упал прямо на морену. Он заходил в сторону горы со стороны юга. Скорее всего, камни блестели на солнце, летчики приняли это свечение за что-то другое и решили, что здесь можно пролететь между горами. А когда сообразили, стали забирать вверх, но было уже поздно…

В завершение раскопок члены экспедиции установили на месте находок православный крест со стилизованным пропеллером.

Владимир Рыкшин:

— Впереди много работы. Необходимо тщательно исследовать это место. Раз удалось найти человеческие останки, то возможно, нам удастся найти и награды или знаки отличия, по которым можно будет установить личности погибших. Также можно начинать работу с архивами: искать самолет по номерам двигателя и бензобаков.

В будущем поисковики планируют вывезти с места крушения два двигателя, чтобы передать их в музей.

https://youtu.be/U4-tOZKEZVE

По материалам 66.ru
Последний раз редактировалось Natalia 21 июн 2018, 22:27, всего редактировалось 1 раз.

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1130
Регистрация: 17.11.2016

Авиакатастрофа под Нижним Тагилом (12 мая 1942 г.) с погибшим руководством Воронежского авиазавода

#6

Сообщение Natalia » 21 июн 2018, 22:25

Сообщение от Natalia:Источник цитаты В завершение раскопок члены экспедиции установили на месте находок православный крест со стилизованным пропеллером.

nt47.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1130
Регистрация: 17.11.2016

Авиакатастрофа под Нижним Тагилом (12 мая 1942 г.) с погибшим руководством Воронежского авиазавода

#7

Сообщение Natalia » 21 июн 2018, 22:36

Продолжение поисков, 28.08.2017

Экспедиция, работавшая на прошлой неделе на горе Старик-Камень, где в 1942 году разбился самолёт ЛИ-2, отыскала фрагменты останков всех членов экипажа и пассажиров. Сейчас поисковики решают вопрос о передаче личных вещей родственникам и захоронении останков на родной земле.

Напомним, годом ранее участники поисковых отрядов на месте обнаружения ЛИ-2 раскопали орден Ленина, благодаря которому удалось установить, кто находился в самолёте. Награда принадлежала директору воронежского авиационного завода № 18 им. Ворошилова Матвею Шенкману. 12 мая 1942 года вместе с ним разбились два лётчика и заместитель главного инженера воронежского завода Лев Львов.
Как пояснила руководитель поискового отряда «Соболь» Александра Ванюкова, в годы войны в Нижнем Тагиле, кроме танков, выпускали самолёты Ил-2. 12 мая 1942 года специалисты Воронежского авиазавода летели в Нижний Тагил устранять системный дефект тагильских бронекорпусов. До города Ли-2 не долетел всего 50 км. Предположительно, самолёт шёл через низкую облачность вслепую и на небольшой высоте, что привело к катастрофе. Судя по архивным документам, ошибку совершил пилот, однако участники экспедиции в этом сомневаются.

«Главная цель – не сбор металлолома, а поиск останков членов экипажа и пассажиров. Мы нашли новые фрагменты самолёта, впереди длительная работа по изучению этих деталей. Их нужно направить экспертам, чтобы понять, что могло произойти. Официальную версию не поддерживаем, у нас появились сомнения, не было ли проблем с самим самолётом: он был совсем новый, его выпустили зимой 42-го года, а в мае он разбился», – говорит Александра Ванюкова, руководитель поискового отряда «Соболь».

Работы проходили на высоте 650 метров на склонах Уральского хребта в сложных условиях каменной морены: поисковики работали без лопат, передвигая тяжёлые камни с места на место. В ходе поисков были найдены фрагменты останков погибших в авиакатастрофе, элементы обмундирования, личные вещи, элементы системы управления самолёта, шильды различных узлов и агрегатов.

Nt50.jpg
Nt51.jpg


В экспедиции принимали участие 32 человека, шесть из них – представители Аэрокосмического университета Самары – города, из которого в 42-м вылетел самолёт с директором завода на борту. Они намерены вернуть тела разбившихся под Нижним Тагилом самарцев на родину. Последние 75 лет считалось, что они похоронены на центральном самарском кладбище.

Nt52.jpg


Участники экспедиции хотят разыскать родственников членов экипажа и пассажиров, передать им их личные вещи. Пока останки хранятся в храме села Покровское. На месте катастрофы тагильчане предложили установить памятную доску, открывать которую планируют в годовщину трагедии – 12 мая.

https://youtu.be/OcgraPtz-6U

По материалам: АН «Между строк» , фото: поисковый отряд «Соболь»

grm3
Сообщений: 890
Регистрация: 17.11.2016

Авиакатастрофа под Нижним Тагилом (12 мая 1942 г.) с погибшим руководством Воронежского авиазавода

#8

Сообщение grm3 » 22 июн 2018, 12:45

Загадка ордена Ленина

Поиски и находки
Гору Старик-камень, входящую в гряду Веселых гор и являющуюся частью Висимского заповедника Свердловской области, летом 2015 года обследовал один из местных туристов. Почти у самой вершины колесо его горного велосипеда упёрлось в металлический предмет. При внимательном рассмотрении тот оказался похожим на авиадвигатель и пролежал он здесь явно не один десяток лет.
Александр КОРОБАНОВ
________________________________________
Тайна висимской трагедии
Когда весть о находке получила распространение, уральские поисковые отряды снарядили экспедицию. От местных жителей узнали, что однажды в годы войны старики с ребятнёй принесли из тайги лётные сумки с документами и деньгами. От греха подальше их сдали в ближайший отдел НКВД.

Уже первый осмотр места падения самолёта дал результат. Поисковикам удалось обнаружить двигатели, шасси и части обшивки самолёта. В поисках ответа на вопрос о том, какое задание выполнял экипаж и когда самолёт потерпел катастрофу, поисковики начали сбор информации. Но ни в архивах местного управления ФСБ, ни в документах оборонных заводов, ни в военных ведомствах никаких дополнительных данных не оказалось. Эта тайна прошлого, может быть, так бы и осталась не разгаданной, если бы не сохранившиеся номера на двигателях. По ним удалось установить тип самолёта: в горах разбился ПС-84. Это был довоенный вариант машины, получившей позднее известность как Ли-2, которые строились большой серией на основе и по чертежам двухмоторного американского пассажирского самолёта Дуглас DC-3.

А в мае 2017 года была сделана сенсационная находка, которая многое прояснила. На камне подо мхом нашли орден Ленина – довоенного образца, без пятиугольной колодки, привинчивавшийся на лацкан пиджака. На тыльной стороне награды четко просматривался индивидуальный номер – 7319. И история с разбившимся самолётом сразу обрела конкретные очертания. Орден определил направление архивных поисков. Отдел наград Администрации Президента РФ дал справку о том, что орден принадлежит директору Воронежского авиазавода №18 Матвею Борисовичу Шенкману (1899-1942 гг.).

С этим именем связана замечательная эпоха в истории отечественного авиастроения. Матвей Шенкман участник Гражданской войны, член РКП(б) с 1919 года, выпускник Ленинградского технологического института, стал блестяще образованным инженером и организатором производства. Он неизменно оказывался там, где был нужнее всего.

В 1936 году Матвея Шенкмана назначили директором Таганрогского авиационного завода, попавшего в трудное положение, и за полгода он сумел наладить производство первых отечественных гидросамолётов – летающих лодок МБР-2. О его авторитете в авиационной отрасли свидетельствует и такой факт. Перевод Матвея Шенкмана в Воронеж в 1938 году сопровождался доносом на него секретарём Ростовского обкома ВКП(б) Е.Г.Евдокимова на имя И.В.Сталина и Н.И.Ежова. Доносу не дали ход, хотя Сталина с ним ознакомили.

Нарком авиапрома СССР М. Каганович не ошибся в выборе кандидатуры директора Воронежского авиационного завода №18. В ноябре 1938 года нарком в письме Маршалу К.Е. Ворошилову сообщал: за весь 1937 год завод №18 изготовил двенадцать машин ДБ-3, ещё девять дальних бомбардировщиков сдали в январе-феврале 1938 года. А с марта (когда в Воронеж был назначен М.Б. Шенкман) по октябрь этого года сдали ещё 110 машин. Завод изготовил бы и сдал ещё больше машин, констатировал Каганович, если бы не перебои с моторами М-87.

Организаторские способности Матвея Шенкмана особенно проявились в 1940 году, когда воронежские самолётостроители начали осваивать производство штурмовиков Ил-2 (за что директора завода наградили орденом Ленина, а сотню заводчан – медалями), и с началом Великой Отечественной войны. Он сыграл, безусловно, решающую роль в проведённой в короткие сроки в октябре-ноябре 1941-го эвакуации завода №18 из Воронежа в Куйбышев. Уже 29 декабря 1941 года в Москву ушёл первый литерный эшелон с 29 штурмовиками Ил-2. Но нелепая случайность оборвала жизнь Матвея Шенкмана.
Обстоятельства катастрофы
О том, что же произошло с самолётом ПС-84, рассказывает ранее засекреченный, а ныне доступный исследователям прошлого аварийный акт, хранящийся в фондах Российского государственного архива экономики. Комиссия по расследованию обстоятельств катастрофы установила, что 12 мая 1942 года в 6.40 по московскому времени самолёт ПС-84, пилотируемый лётчиком первого класса ГВФ Иваном Скороходовым, поднялся в воздух и взял курс на Нижний Тагил.

В экипаж входили второй пилот Алексей Шмырев, бортмеханик авиатехник 3-го ранга Алексей Лилиенталь, бортрадист Виктор Завязкин. Помимо Матвея Шенкмана, в воздушной машине находились заместитель главного инженера завода №18 Лев Львов. Посадка планировалась на аэродроме нижнетагильского завода №381. Радиограммы с борта принимались радиостанцией завода №18. Согласно данным радиообмена, ПС-84 в 8.51 прошёл Бугульму, Бакалы – в 9.16, Стыковец – в 10.11. В последней радиограмме в 10.40 сообщалось: «Прошли Красноуфимск, в 11.25 сделаем посадку в Нижнем Тагиле». А далее – молчание.

Только 17 мая, после тревожного звонка директора завода №381 В.И.Журавлёва, в оперативную службу ВВС Уральского военного округа начались розыски пропавшего борта. В ходе расследования удалось выяснить, что в Висимо-Шайтанском районе Свердловской области машина попала в сложную метеообстановку и шла слепым полётом на высоте 700 метров, а горный кряж на данной трассе имеет отдельные сопки, доходящие до 800 метров. В результате ПС-84 врезался в пик горы Шайтан, имеющей высоту 753 метра. Как сказано в акте, перед столкновением с горой, судя по характеру разрушения и положения остатков самолёта, пилот пытался уйти от препятствия набором высоты с глубоким правым виражом, но зацепил правой плоскостью деревья, затем врезался в скалу в восьми километрах от посёлка Кордон и в 50 километрах от аэродрома завода №381.

Всю вину комиссия возложила на лётчика Скороходова, который, «несмотря на ухудшившуюся метеообстановку по трассе, не запросил Свердловский порт о фактической погоде и не принял решение сделать посадку на ближайшем аэродроме».

Существует несколько версий спешного полёта Шенкмана в Нижний Тагил. Вот как об этом повествует бывший работник завода №18 П.Я. Козлов в книге «Илы летят на фронт», вышедшей в свет в 1976 году: «Полки лонжеронов – основных силовых элементов крыла – изготавливались из стальных профилей Т-образного сечения… Трудности были в основном связаны с закалкой этих «тавриков», так как отладка шахтных печей отставала от темпов производства. Наркомат авиационной промышленности распорядился произвести термообработку партии деталей на одном из уральских заводов.

Нагрузили этими «тавриками» транспортный самолет, и Шенкман решил лететь к уральцам сам, чтобы наверняка и побыстрее организовать эту операцию. Но встреча нашего директора с его коллегой на уральском заводе не состоялась...»
Метаморфозы памяти
Весть о гибели Шенкмана острой болью отозвалась не только в сердцах родных. О нем скорбили в Народном комиссариате авиационной промышленности, партийно-политическом руководстве СССР. Некрологи опубликовали «Известия» и «Правда». Решение об установке бюста Матвея Шенкмана на территории завода №18 приняли сразу же после его похорон. Не каждый руководитель завода подобного удостаивается.

Правительство позаботилось о его родственниках. Постановлением Совета Народных Комиссаров отцу Борису Борисовичу и матери Рахиль Григорьевне выдали единовременное пособие 5000 рублей и назначили пожизненные пенсии по 400 рублей. Жена Шенкмана Елизавета Львовна и дочь Нелли получили единовременное пособие в размере 25000 рублей и персональные пенсии соответственно в 500 и 300 рублей.

Судьбы родных Матвея Борисовича сложились по-разному. Родители похоронены недалеко от могилы Матвея Шенкмана. А жена и дочь уехали в Израиль. Когда уральские следопыты решили передать найденный орден на хранение потомкам владельца, оказалось, что в России родственников Матвея Шенкмана не осталось. И поиск приобрёл международный масштаб. Уральцы обратились в израильское посольство в Москве. К розыскам было решено привлечь СМИ. Осенью 2017 года о поиске потомков М.Б.Шенкмана сообщил один из израильских сайтов. Однако и в Израиле поиски не увенчались успехом. Лишь когда на одном из генеалогических сайтов обнаружилась фотография Матвея Шенкмана, кое-что прояснилось. Как оказалось, её разместил Грегори Янкелович из США.

В мае 1942 года дочери М.Б.Шенкмана исполнилось пятнадцать лет. В 1946 году она родила первенца и назвала его Матвеем. Мальчик умер в три года. В 1950-м родился Григорий, в 1955-м его сестра Марина. Григорий – тот самый Грегори Янкелович – ныне живёт в Сан-Франциско, у него есть сын, названный Матвеем (Мэттью) в честь своего именитого предка. Дочь Шенкмана Нелли умерла в 2011 году, похоронена вместе с матерью в Калифорнии.

Так получилось, но имя талантливого организатора производства попытались вычеркнуть из истории советского авиапрома. О нём старались не вспоминать. Лишь спустя годы имя и дело Матвея Борисовича было востребовано. Без упоминания Матвея Шенкмана не обходится ни одна книга о легендарном штурмовике Победы Ил-2.

В 1980 году Народный артист СССР Евгений Матвеев снял в Воронеже фильм «Особо важное задание» о создании Ил-2. Прообразом главного героя – директора завода Михаила Шадурова – стал Матвей Шенкман. Актёр Владимир Самойлов даже прихрамывает, как Шенкман, повредивший ногу во время вынужденной посадки самолёта ДБ-3А на территории Семилукского района Воронежской области в марте 1941 года.
________________________________________
КСТАТИ

Как стало известно, поисковики отряда «Соболь» передали останки Матвея Шенкмана представителям воронежского поискового отряда «Дон». В день памяти и скорби, 22 июня, его останки захоронят на территории музея-диорамы в братской могиле вместе с останками бойцов Красной Армии, которые обнаружили в 2017 году.
________________________________________
На фото:
Тот самый орден Ленина.
Матвей Шенкман. Начало 1930-х годов
Источник: газета «Коммуна» | №42 (26789) | Вторник, 5 июня 2018 года
Вложения
1.jpg
2.jpg


Вернуться в «Военные памятники и воинские захоронения»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей