Троицкий Смоленский собор и Соборная площадь

Ответить
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Троицкий Смоленский собор и Соборная площадь

#1

Сообщение Sergey »

Троицкий Смоленский собор - Воронеж - не сохранился

Где находился: на его месте построено здание Воронежского НИИ Связи (впоследствии концерн "Созвездие")

zzi6f-1.jpg

У человека, недавно живущего в Воронеже или впервые попавшего в этот город, может сложиться впечатление, что до революции центр его был довольно безликим. Нет сейчас ни одного храма ни на проспекте Революции, ни на площади Ленина, ни на улицах Ф. Энгельса, Плехановской, Пушкинской. Но это не значит, что их не было никогда. На Староконной площади (сейчас площадь Ленина) в давние времена стояла часовня, на Большой Московской (ныне Плехановская) - церковь. Вот об этом храме святой Троицы, простоявшем более полутора веков в самой сердцевине торговой площади, и настала пора вспомнить. Сейчас его место занимает научно-производственное объединение «Заря».

Двойное наименование храма - не редкость в Воронеже. Главным престолом в данном случае была Троица-Праздник пятидесятницы, или святой живоначальной Троицы, - один из древнейших в христианстве, установлен еще Ветхим Заветом. Совершается он на пятидесятый день после Пасхи. В этот срок, спустя семь недель после Воскресения Иисуса Христа, на его учеников-апостолов снизошел Дух Святой, давший им право проповедовать и учить, священнодействовать и управлять. В сей праздник издревле повелось украшать жилище зелеными ветками, травой и цветами. Сама Троица по традиции символизирует единство Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого.

Придельный же алтарь отдан Смоленской иконе Божией Матери, или Одигитрии. Священный лик Девы Марии был написан в первых веках нашей эры и помещался во Влахернском храме в Константинополе. В 1046 году, когда дочь византийского императора Константина Анна вышла замуж за сына правителя Киевской Руси Ярослава Мудрого, Всеволода, отец передал Одигитрию ей. Сначала и кону поместил и в Чернигове, потом сын Анны, князь Владимир Мономах, преподнес ее вновь выстроенному храму в Смоленске. Этому городу икона обязана утвердившимся названием. В XIV веке образ перенесли в Москву, но столетие спустя, сделав копию, возвратили смолянам. В 1524 году в Москве в память присоединения Смоленска был основан Новодевичий монастырь. Тогда же установили праздник Смоленской иконы Божией Матери и стали свершать крестный ход из Успенского собора Кремля в Новодевичий монастырь. Придел в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в воронежском храме самым первым, отсюда и весь собор чаще всего именовался Смоленским.

...Два века назад этот участок находился за городовым валом. На генеральном плане, утвержденном в 1774 году, впервые появились современные улицы Пушкинская, Среднемосковская, Ф. Энгельса. Дорога, ведущая из Воронежа в Москву, переносится со Старо-Московской улицы (ныне улица К. Маркса) на Большую Московскую. Она становится второй по важности городской магистралью, а в торговом отношении вскоре завоевывает первенство. Начинается застройка ее каменными жилыми домами купцов и дворян, лавками и магазинами. Но достойный и завершенный облик могла придать улице только церковь.

Весной 1779 года Синод удовлетворил ходатайство воронежского епископа Тихона III о строительстве новой церкви во имя святой Троицы. По соглашению с губернатором И. А. Потаповым было отведено место на Большой Московской улице, завалом. Вскоре начались работы. Кстати, Е. А. Болховитинов, говоря об истории Троицкой церкви, отмечает, что она «вновь начата строением в 1779 году». Это «вновь» может означать только то, что прежде в Воронеже была уже одноименная, но деревянная церковь, не обязательно на том же месте.

Кто проектировал церковь — неизвестно: чертежи не отыскались, а в переписке об этом речи нет, но либо проект был далек от совершенства, либо подрядчики исполнение организовали небрежно. Так или иначе, 30 июля 1789 года почти завершенная церковь рухнула, уцелела только одноэтажная трапезная. В ней был действующий, освященный в 1781 году придел во имя Смоленской иконы Божией Матери. После ремонта и «переделания трапезы» придел был вторично освящен в 1795 году.

Основная же церковь неспешно и основательно строилась, наверное, уже по новому плану. Сооружение храма вчерне завершилось в 1805 году, а внутренние работы затянулись до 1822 года. В 1818 году достроили трехъярусную колокольню. Троицкий собор предстал перед воронежцами во всем своем величии и красоте. Купол его имел высоту 52 с половиной аршина (37 метров), а колокольня — 57 аршин (40,5 метра).

В 1858 году производилось, как тогда говорили, «возобновление» храма: он стал отапливаться амосовскими пневматическими печами, стены в интерьере отделали под мрамор, снаружи церкви по обе стороны над боковыми входами устроили фронтоны с четырьмя колоннами. Других внешних изменений церковь в дореволюционную пору не претерпела. Стиль сооружения оценивался как ампир или поздний классицизм.

Юрий Успенский в книге «Старый Воронеж» (1922) так описывал собор: «Великолепные, выступающие из стен здания портики, опирающиеся на роскошные коринфские колонны, с соответственными пилястрами на стенах храма, украшают нижний четверик корпуса собора. Второй этаж храма представляет из себя куб с усеченными углами; стены и усеченные углы украшены стройными колоннами; на верху вазы; обширные полукруглые окна с мелким переплетом.

Особенно хороша колокольня. Под нижним, украшенным портиком, ярусом стоит полуярус с большими рустованными нишами; над ним — ярус с ионическими элегантными портиками на четырех колоннах, и верхний ярус с тремя колоннами по углам, увенчанный стройным куполом с часами и шпилем».

Троицкая Смоленская церковь была штатной приходской совсем недолго. В 1836 году прежний главный городской собор, Благовещенский, оказался в центре Митрофановского монастыря и потерял свой приход. Функции кафедрального собора перешли к Смоленскому храму.

Интерьер собора отличался великолепием и был наиболее богатым среди воронежских храмов. Особо чтимой являлась престольная икона Божией Матери, написанная в XVII веке и находившаяся прежде в ризнице епископа Митрофана. Благолепие собора поддерживалось жертвователями, в числе которых упоминаются графиня Анна Орлова-Чесменская (1785—1848), купец Антон Михайлов (1804— 1874), купчиха Александра Андронова (1816—1883), сестра поэта Алексея Кольцова. Здешними прихожанами была и семья Никитиных. На колокольне красовались часы с большим наружным циферблатом, которые били не только ко часы и четверти, но и вызванивали минуты. Это были единственные в Воронеже колокольные часы с боем.

В 1893 году при соборе учредили попечительство о нуждах несостоятельных прихожан, три года спустя открыли приходскую школу. Позже в ней учился будущий писатель Андрей Платонов. Кафедральный собор имел изрядный штат служителей, в него входили протоиерей, ключарь, два священника, протодьякон, два иподьякона, два псаломщика. На клиросе пел архиерейский хор. Церкви принадлежали 112 десятин земли, которую она сдавала в аренду. На жалование причту и ремонт выделялись четыре тысячи сто пятьдесят один рубль в год. В начале XX века в храме устроили еще один придел — во имя святителя Николая.

С 1900 года настоятелем собора состоял протоиерей Алексей Спасский (1849—1920). Человек высоконравственный, образованный, он полтора десятилетия служил ректором семинарии. В 1907 году он был избран воронежцами в Государственную думу третьего созыва, где примыкал к партии октябристов. Депутатом в четвертой думе стал ключарь Смоленского собора отец Георгий Алферов, репрессированный при советской власти. Парламентские обязанности отнимали у А. Спасского и Г. Алферова немало времени, и тем большая нагрузка падала на двух других священников — отца Андрея Скрябина, служившего с 1887 года, и отца Василия Милованова.

Прихожан у Троицы насчитывалось более двух тысяч человек, и это были люди заметные, состоятельные. Усадьба собора была довольно обширной — 2048 квадратных саженей, на ней располагались шесть каменных домов причта, да еще одиннадцать двухэтажных лавок, арендуемых окрестными купцами. Два домика так тесно прижались к колокольне, что портили общий вид этого элегантного сооружения.

Смоленский собор, хотя и значился кафедральным, но в значительной степени оставался в тени Благовещенского монастырского храма. Владыка жил в монастыре и чаще всего служил там, лишь изредка удостаивая Троицу своим посещением. Но уж в престольный праздник прихожане лицезрели архипастыря обязательно. Антоний II, Игнатий, Парфений, Иосиф II, Серафим, Вениамин II, Анастасий, Тихон IV — сменяли друг друга на епископской кафедре в Воронеже на протяжении века, в равной степени заботясь обо всех приходах.

Смоленский храм действовал и после октябрьского переворота 1917 года. В декабре 1918 года по требованию секции металлов губсовнархоза он представил опись золотых и серебряных предметов. В реестре за подписями А. Спасского и Г. Алферова — 33 наименования. Это богослужебные сосуды, кресты, потиры, лампады, евангелия и иконы в серебряных окладах. В числе прочего драгоценного имущества фигурировал и позолоченный ковш, пожертвованный некогда Иваном Титовым, а купеческому роду подаренный, как значится в документах, императрицей Анной Иоанновной. По той же описи ценности были изъяты в 1921—1922 годах в фонд помощи голодающим.

В 1929 году был арестован протоиерей собора Павел Иванович Устиновокий и заключен в лагерь, откуда не вернулся. Недолго оставалось жить и церкви. 2 марта 1932 года облисполком принял следующее решение: «Принимая во внимание, что в наказах избирателей 30/31 годов горсовету имелся целый ряд требований о закрытии Смоленского собора; имеется материал (протоколы собраний заводских и общественных организаций и подписи их до 10 тысяч человек), требующий закрытия Смоленского собора; по перепланировке Воронежа все место, на котором находится собор и прилегающие к нему здания, отводятся под новое строительство со сносом всех построек на этом месте, — решение горсовета от 21.2.1932 года о закрытии Смоленского собора утвердить. Собор передать управлению по постройке магистрали Москва — Донбасс для конторы, чертежной и технической библиотеки».

Волею властей обрывалась 96-летняя история кафедрального собора. С 1920 года проведение молебствий архиереям Владимиру и Петру было затруднено, а архиепископ Захария вынужден был перевести свою резиденцию в старинную Успенскую церковь.

Рассчитывали ли железнодорожники надолго обосноваться в соборе со своими служебными помещениями — не знаю, но в предвоенные годы, судя по воспоминаниям, там уже действовал хлебопекарный завод. В годы войны здание сильно пострадало, были разбиты колокольня и купол. В 1943 году дыры наспех залатали, и в соборе вновь заработал хлебозавод. В церковном дворе стояла действовавшая на угле котельная. Снаружи было грязно и неухожено, стены внутри наспех затерты. Но иногда от сырости штукатурка отваливалась, и взору женщин-хлебопеков представали великолепные росписи.

В конце 1950-х годов появилось решение об отводе целого квартала под Научно-исследовательский институт связи. Судьба Смоленского собора была окончательно решена. Украшавшую центр города церковь в 1959 или I960 году превратили в битый кирпич и щебень и начали строить очередное безликое здание в четыре этажа. От храма и от рынка, что находился возле него, остались лишь воспоминания да сожаления об утраченной красоте.

А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год)


Дореволюционные открытки:
zzi6f-2.jpg
zzi6f-3.jpg
zzi6f-4.jpg
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 5069
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Троицкий Смоленский собор и Соборная площадь

#2

Сообщение Natalia »

Существовавший кафедральный Троицкий собор в г. Воронеже каменный, с колокольнею, одноглавый, с приделами: в трапезной на правой стороне – Смоленской иконы Божией Матери, на левой – св. Николая чудотворца, освящен в 1804 г. Первоначально этот храм начат постройкою в 1779 г., окончен в 1789 г., но 30 июля того же года вся настоящая церковь обрушилась, осталась только одна трапеза. После вновь начата зданием; в 1805 г. была отстроена тщанием прихожан и 22 мая того же года освящена (по клировым ведомостям за 1882 г. освящение ее отнесено к 1828 г. того же 22 мая).

Вероятно, прежде 1779 г. в Воронеже существовала Троицкая (на площади) церковь и, может быть, она была, как и все городские церкви, деревянная. При этой церкви под 1755 г. упоминается «Троицкий поп Фотий Савельев»…

Этот храм прежде известен под названием Троицкой церкви «что на площади», потом был городским собором, а с 1834 г. переименован как кафедральный. Причта по Высочайше утвержденному для собора штату положено: протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 иподиакона, 2 псаломщика, 5 исполняющих должность псаломщиков и хор архиерейских певчих, которые по указу Консистории от 23 апреля 1868 г. за № 3559, должны находиться в ведении правления Митрофановского монастыря.

Земли при сем соборе усадебной 2048 кв. саж., пахотной 68 дес. и сенокосной 44 дес., на эту землю выдан план, который и хранится в церковной ризнице. На содержание причта, на ремонт собора и церковные потребности получается Высочайше утвержденного жалования 4 151 руб. в год. Сверх того, имеется билет непрерывного дохода за № 108398 в 4 549 руб., каковая сумма составилась из вкладов, внесенных разными лицами в бывший Приказ общественного призрения на вечные времена, 1539 руб. за поминовение вкладчиков, а 3 000 руб. внесены в Государственный Банк графинею Анною Ал. Орловой-Чесменскою с тем, чтобы одна половина процентов обращалась в пользу соборной церкви, а другая – в пользу причта за ее поминовение. Сверх того, по завещанию имеются от разных лиц за поминовение билеты на сумму 7 380 руб.

Здания, принадлежащие собору: 2 каменных одноэтажных дома, 2 двухэтажных дома и 2 каменных одноэтажных флигеля – в них помещается соборный причт; 11 двухэтажных лавок под железной крышей, из них 9 лавок отдаются разным лицам в аренду за 3 442 руб. в год, 2 – Митрофановскому монастырю для продажи восковых свечей за 1600 руб. в год. Кафедральный собор имеет приход, число прихожан до 1500 душ.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск III, Воронеж. Типография В.И. Исаева, 1885 г.



Троицкий собор в Воронеже, вместо деревянной на площади Троицкой церкви под 1755 г., вновь построен после обвала в ней настоящей и освящен 22 мая 1805 г. Троицкий - градский собор, освященный в 1805 г. по открытии мощей св. Митрофана, вместо Благовещенского, обращенного в монастырь, был возведен на степень кафедрального собора; возобновлен в 1871 г.

В Воронеже было 4 храма, посвященных в честь св. Троицы: 1-й, упоминаемый под 1676 г. «в крепости», ныне Входоиерусалимская церковь; 2-й - под 1755 г. «на площади», ныне кафедральный собор; 3-й – в «Казачьей слободе», что ближе к Чижевке и 4-й - в архиерейском Троицком загородном доме.

«Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886 гг.)», Воронеж, типография В.И. Исаева, 1886 г.



Троицкий собор представляет из себя прекрасный храм стиля Людовика XVI. Болховитинов сообщает, что церковь началась строиться в 1779 г. и была окончена в 1789 г., но по окончании обрушилась; осталась только трапезная. Другие источники сообщают, что после падения церковь вновь началась строиться, вероятно, по прежнему же проекту, и существующая ныне окончена постройкой в 1805 г. Одновременно с главною церковью строилась и колокольня собора, доконченная постройкой только в 1818 г. Собор существует в том же виде, как был построен и первоначально, и все последующие перестройки нисколько не изменили внешнего вида и архитектуры собора.

Великолепные, выступающие от стен здания портики, опирающиеся на роскошные коринфские колонны, с соответственными пилястрами на стенах храма, украшают нижний четверик корпуса собора. Второй этаж храма представляет из себя куб с усеченными углами; стены и усеченные углы украшены стройными колоннами, на верху вазы, обширные полукруглые окна с мелким переплетом.

Особенно хороша колокольня. Под нижним украшенным портиком ярусом стоит полуярус с большими рустованными нишами; над ними ярус с ионическими элегантными портиками на четырех колоннах, и верхний ярус с тремя колоннами по углам, увенчанный стройным куполом с часами и шпилем. Интересна и ограда церкви с каменными выдержанными воротами, украшенными вазами. К сожалению, вид церкви испорчен двумя доходными домами, тесно прижатыми к колокольне и испортившими общий вид этой элегантной постройки.

Ю.И. Успенский «Старый Воронеж», Профтехшкола, 1922 г.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Троицкий Смоленский собор и Соборная площадь

#3

Сообщение Sergey »

Соборная (Смоленская) площадь, Воронеж

Где находилась: вдоль ул. Б. Московской (Плехановской), по обе ее стороны: часть площади, занятой теперь НИИ Связи - с одной стороны, и - до центрального рынка - с другой.

План Соборной площади, 19 в.:
sbimg04.jpg
Улица [Плехановская] создавалась как главная торговая артерия города, как осевая линия нескольких рыночных площадей. Недалеко от своего начала она пересекала Гостиный двор (позже эту площадь назвали Круглыми рядами), а дальше, в центральной части, проходила через целый комплекс главных торговых мест и площадей, которые все вместе объединялись одним понятием – Торговая, или Новоторгующая, или просто Новая площадь. Эту площадь тоже основали в 1770-х годах, в начальной стадии осуществления генплана. Она простиралась по обе стороны Ново-Московской.

Ее ядром служил ансамбль торговых рядов, заключенный между улицами Острогожской (ныне Пушкинская) и Малой Дворянской (Ф. Энгельса). Ряды составляли на плане незамкнутый, распадавшийся на четыре Г-образных элемента прямоугольник, их осью симметрии являлась Новая Московская. Капитальные каменные ряды состояли из отдельных лавок-секций, которые строили, стыкуясь с соседями, частные торговцы – купцы и мещане. Поэтому ансамбль создавался с трудностями, не сразу, а постепенно, до начала 1790-х годов. Например, в 1780 году «билет» на сооружение двух лавок в Овсяном ряду выдали мещанину И.Ф. Пажетнову, а к концу 1790 года достроила свои лавки группа торговцев дегтем во главе с купцом Федотом Кривошеиным, при этом возникла путаница: на проектном плане ряд был обозначен не как Дегтярный, а как Мучные и Железные лавки. По данным 1799 года, в Овсяном, Свечном, Железном, Рыбном, Щепном, Дегтярном и других рядах Торговой площади насчитывалось 255 лавок-ячеек. В конце 1790-х и начале 1810-х годов ансамбль расширяли к югу за счет дополнительного строительства лавок на двух углах с улицей Острогожской. По бокам от центральной прямоугольной части площади наблюдались еще два симметричных, обширных и прямоугольных на плане, рыночных пространства. И к югу от Острогожской, ближе к началу Ново-Московской, было торговое площадное место. Впоследствии все эти участки обрастали новыми сооружениями.
Желая подчеркнуть назначение улицы, Е.А. Болховитинов в своем труде (1800 г.) даже называл ее Площадной.

По документам XVIII века видно, что несколько площадей, составлявших Торговую площадь, первоначально не имели твердых собственных названий; отдельные участки рыночного комплекса чаще различались лишь по назначению (Овсяный, Рыбный ряды и др.). В первой половине XIX века названия площадей уже прочно вошли в быт: в центре улицы – Соборная, или Смоленская, площадь с Троицким (Смоленским) собором, по бокам – площади Сенная (позже Щепная) и Хлебная, к югу – Конная (позже Старо-Конная). А общее название Торговой площади постепенно отпало.

СОБОРНАЯ (ИЛИ СМОЛЕНСКАЯ) ПЛОЩАДЬ – так называлась в XIX – начале XX столетия центральная часть Торговой площади. Она находилась на отрезке между нынешними улицами Пушкинской и Ф. Энгельса.

Эта площадь была создана в последней четверти XVIII века в результате сооружения двух пар Г-образных торговых рядов. Внутри площади-прямоугольника, образованной рядами, с 1779 года возводился собор. Полностью строительство удалось завершить лишь в 1822 году, так как храм обвалился, и его начали сооружать заново. В итоге он обрел впечатляющие черты ампира. Имел очень массивную храмовую часть с высокими портиками и элегантную колокольню с круглыми механическими часами наверху. Собор величествовал на нынешней четной стороне улицы, там, где теперь НИИ связи. Колокольня, поставленная на линии улицы, стала доминантой ее центральной части, возвышалась над торговыми местами. В XIX веке рядом с колокольней, по бокам от нее выстроили принадлежавшие собору двухэтажные лавки.

Более официально собор назывался Троицким, а в народе чаще всего Смоленским – горожане издавна привыкли к приделу во имя Смоленской Божьей Матери, который уцелел, оставался действующим после обвала храма. С 1836 года собор считался кафедральным, то есть главным в епархии, так как прежний кафедральный собор – Благовещенский – отошел к Митрофановскому монастырю.

В течение XIX и начала XX века на Соборной площади прибавлялись новые торговые сооружения; постепенно они перестраивались, модернизировались…

Наиболее приметными в пестроте городского быта стали так называемые «общественные галереи» - площадные каменные здания, которые принадлежали городскому самоуправлению и сдавались в аренду под дешевые заведения - лавки, лотки, трактиры. В народе ходило множество рассказов и баек о здешних происшествиях, а для городского управления галереи были большой головной болью. С одной стороны, из-за скудного бюджета город затруднялся поддерживать лавки в приличном виде; с другой - сдача лавок в аренду была для города одним из источников доходов, и поэтому «доходность галерей» постоянно пытались увеличить.

Первой построили 1-ю общественную галерею (такова была официальная нумерация), в народе носившую легендарное название «Обжорка». Она выходила на улицу торцом, стояла слева от Смоленского собора, между храмом и ближним крылом лавок XVIII века, в котором были Рыбный и Табачный ряды. Каменную галерею строили по плану 1787 года. Должного порядка в строительстве не было и в то далекое время, ибо, как отмечал наместник В. А. Чертков в своем предписании в 1789 году, место для галереи предоставлено, но вместо каменного здания «поделаны деревянные шалаши, закрывающие вид каменных лавок и делающие безобразие». Позднее галерея все-таки обрела прочный кирпичный вид, но только частично. К улице оказались обращенными более примитивные помещения - навесы из рогож и железа, опирающиеся на каменные, в три ряда, столбы. Под «внешними арками» с давних пор продавали копеечные мучные изделия, в том числе калачи и булочки в форме птиц и животных. Внутри навеса «сдавали места» для продажи вареного мяса и рыбы, и здесь, как сообщалось в докладе городской управы 1887 года, «устроены приспособления для истребления пищевых продуктов, так что эта средина навеса служит как бы столовою для простолюдинов», а самое заднее помещение было трактиром. Слева около «Обжорки», у тыльных стен Рыбного ряда, сидели бабы, предлагавшие сальники, пироги и другие любимые лакомства бедноты. В 1880-х годах «Обжорку» «облагообразили», перестроили в одноэтажное здание с башенками и трактиром внутри, но оно вскоре обветшало, а простонародный трактир, по словам краеведа-очевидца В. Т. Веселовского, «превратился в арену подвигов отброса городской жизни». В 1910 году комиссия городской думы, созданная для упорядочения торговли на площадях, заключила, что легендарная «Обжорка» «представляет собой зловонную отвратительную клоаку, приют оборванцев и проституток» и что совершенно невозможно ее дальнейшее соседство с кафедральным собором. В 1914 году быстрыми темпами началась перестройка галереи в виде двухэтажного корпуса, где верхнее помещение предназначалось для народной столовой. Во время обсуждения проекта в думе шли большие споры. Одни гласные полагали, что на месте «Обжорки» должно быть отдельное капитальное здание столовой, и уважительно называли ее посетителей «людьми, лишившимися заработка»; другие вели речь о «хулиганах», которым вообще нельзя отводить «место, ценное для торговли»... Только к марту 1917 года удалось полностью завершить отделку нового здания с красивыми фасадами в стиле неоклассицизма - это была одна из последних предреволюционных работ талантливого городского архитектора М. Н. Замятина.

2-я общественная галерея стояла на той же стороне площади и улицы, но справа от собора. Как и 1-ю галерею, ее сооружали по плану 1787 года, сначала величиной в один этаж. В 1879 году купец-арендатор П. С. Борисов пристроил к ней двухэтажное помещение, где содержал «Куриный трактир»: там были завсегдатаями торговки курами. К началу XX века и эта галерея пришла в полную ветхость, и ее перестроили еще раньше, чем 1-ю, - в 1913 году. Новое двухэтажное здание целиком отвели под торговлю.

3-я и 4-я общественные галереи находились на противоположной стороне площади. 3-я существовала с 1836 года. Город перестроил ее в 1903-1904 годах, надбавив один этаж. Наконец, 4-я галерея строилась в 1859 году, а через десять лет ее расширили купцы-арендаторы Веневитинов и Болдырев. В 1909 году группа арендаторов - братья Тер-Паносовы и братья Давыдовы - заменили полутораэтажное здание на двухэтажное.
Соборная площадь всегда считалась местом притяжения бедных горожан. Долгое время на ней бурлил популярный в народе Толкучий рынок («толкучка», «толпа»). Так, в 1870 году полицмейстер доносил городской думе, что «нижние чины из евреев, которые по желанию их приписаны для счета в мещане г. Воронежа», занимаются здесь продажей «старого платья, тряпья и разных мелких вещей». Они «самовольно поставили на площади этой разные лари и большие сундуки», а уходя, не убирают их; складывают туда «разный хлам» до следующего дня. В 1892 году толпу перевели на Старо-Конную площадь.

Эта же площадь была свидетельницей горьких дней в жизни молодого поэта И. С. Никитина. Когда умерла его мать, отец безнадежно запил, и семья испытывала большие трудности. «У них только оставался скудный доход с постоялого двора да свой угол, - писал биограф поэта М. Ф. Де Пуле. - Правда, Иван Саввич выходил перед большими праздниками торговать восковыми свечами на столах, расставленных обыкновенно по Смоленской площади для продажи разных вещей, как то: свеч, ладону, стеклянной посуды и проч.; но эта торговля доставляла ему самые ничтожные барыши и почти всегда сопровождалась нравственной пыткой. - «А! Посмотрите... Вон студент сидит за столиком, его благородие, словно наш брат-мужик!» - кричали обыкновенно кулаки, толпившиеся на базарных площадях...».

П. Попов "История города в названиях улиц"
Соборная площадь на старой аэрофотографии, Плехановская по центру, доминанта - Троицкий собор: снимок по ссылке
Соборная.jpg
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 5069
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Троицкий Смоленский собор и Соборная площадь

#4

Сообщение Natalia »

дореволюционное фото
дореволюционное фото
"Храм с часами" - особую красоту храму придавала трехярусная колокольня высотой 40,5 м, украшением которой были часы - каждый час торговая площадь оглашалась боем (сейчас в Воронеже таких и нет - с часами).

И примерно то же место в 2016 г.:
pl16.jpg

На старой фотографии слева - дом Галютвиных с "Торговым домом С. В. Перлова", и далее, через здание - 1-я общественная галерея.
Московский «Торговый дом С.В. Перлова» реализовывал чай, сахар и кофе в угловом доме Галютвиных, рядом с той частью капитальных лавок XVIII века, что была обращена на Мало-Дворянскую и представляла собой Рыбный ряд.
kp28642_06.jpg
kp28642_06 (1).jpg
жестяная чайная коробка

Немного про чайных магнатов Перловых:
К середине XIX века Перловы стали весьма крупными коммерсантами. Им принадлежало множество магазинов и в Москве, и за ее пределами. Но конкуренция в области чайной торговли была высока. С одной стороны, В. А. Перлов привлекал покупателя в свои магазины более низкой, чем у других чаеторговцев, ценой. С другой стороны, он никогда не экономил на качестве. Напротив, тот, кто покупал чай в перловском магазине, мог быть уверен: он приобрел товар высокого качества! В. А. Перлов использовал прием одного из наиболее крупных конкурентов, чаеторговца А. С. Губкина — нормировку чая, то есть его продажу только по сортам, когда для каждого сорта была установлена своя цена. Таким образом, потребитель уже больше не покупал кота в мешке, точно зная, за какой товар он отдает деньги. В 1860 году Василий Алексеевич открыл под своим именем фирму — Товарищество чайной торговли «Василий Перлов с сыновьями». Фирма принесла семейству не только российскую, но и европейскую известность: сыновья Василия Алексеевича, Семен и Сергей Перловы, развивая дело отца, открыли магазины торгового дома в Вене, Берлине, Париже и Варшаве. Среди российских фирм, торгующих чаем и сопутствующими товарами в Европе, товарищество Перловых занимало лидирующие позиции. Одна из причин его популярности в том, что в качестве основного метода доставки чая из Китая Перловы использовали сухопутный метод. Это позволяло сохранить все ароматические и вкусовые свойства чайного листа.

После смерти Василия Алексеевича Перлова (1869) семейная фирма перешла к его сыновьям, купцам первой гильдии Семену (1821-1879) и Сергею (около 1835-1811).

В 1879 году умер старший из братьев, Семен Васильевич. Его доля в семейном предприятии перешла к сыновьям — Василию, Ивану и Николаю. А через два года, в 1891-м, Сергей Васильевич вышел из состава фирмы. Тогда же появилась на свет его собственная фирма — «Товарищество чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и Ко». После раздела за представителями старшей ветви рода, Василием, Иваном и Николаем Семеновичами, осталось не только название дедовской фирмы, но и оставшийся после деда дом на 1-й Мещанской улице, 5, в стенах которого располагалась чаеразвесочная фабрика. Фирма «Василий Перлов с сыновьями» вела активную торговлю как по России, так и на территории Европы. В отличие от них, фирма Сергея Перлова занималась главным образом внутренней торговлей. Отделения Товарищества «Сергей Васильевич Перлов и Ко» были разбросаны по различным городам Российской империи (к 1915 году их насчитывалось более сорока); только на главных улицах Москвы располагалось до десятка магазинов. Основная часть паев принадлежала самому С. В. Перлову, его жене Анне Яковлевне (урожденной Прохоровой), трем дочерям и зятьям. Главный офис фирмы располагался в доме на Мясницкой, 19 — теперь здесь находится известный всем москвичам Чайный дом.

по материалам tea-terra.ru
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 5069
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Троицкий Смоленский собор и Соборная площадь

#5

Сообщение Natalia »

1920-е:
31собор.jpg
b75f.jpg
На здании, где была вывеска Сергея Перлова (фото выше), на этих фотографиях - ЦРК (Церабкооп).
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 5069
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Троицкий Смоленский собор и Соборная площадь

#6

Сообщение Natalia »

1920-е, открытка из темы "Улица Плехановская" - в районе Соборной площади

Изображение
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Троицкий Смоленский собор и Соборная площадь

#7

Сообщение Sergey »

Троицкий Смоленский собор на фото В.Подчиненного, 1960-е (из темы ул.Плехановская): фото1, фото2, фото3, фото4

Изображение Изображение
Изображение Изображение
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 5069
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Троицкий Смоленский собор и Соборная площадь

#8

Сообщение Natalia »

1920-е:
280836.jpg

Разрушенный собор и справа - галерея Замятнина, 1940-е:
r3.jpg

1950-60-е:
r1.jpg
r2.jpg
/вторую - в Щепной рынок/
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Троицкий Смоленский собор и Соборная площадь

#9

Сообщение Sergey »

Вид на Троицкий Смоленский собор (со стороны Щепной площади) и иконостас главного алтаря (фото с логотипом фототипии «Шерер, Набгольц и Ко»):
tr5.jpg
tr78.jpg
"Воронежская старина", выпуск 5, 1904 г.

Воронежский телеграф, 19 ноября 1913 года:
191913.jpg
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 5069
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Троицкий Смоленский собор и Соборная площадь

#10

Сообщение Natalia »

Natalia писал(а): Слева - "Торговый дом С. В. Перлова"
Дореволюционная реклама в китайском стиле Товарищества чайной торговли "Василий Перлов с сыновьями", слева среди магазинов перечислен магазин в Воронеже. Адрес не указан, возможно, тоже был где-то на Соборной площади, как и магазин Сергея Перлова.
vsp10-2.jpg

Фарфоровая чайница и жестяная чайная коробка товарищества (до 1917 г.):
фото из интернета
vp_012.jpg
vp160p.jpg
vp161.jpg
vp162.jpg
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 5069
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Троицкий Смоленский собор и Соборная площадь

#11

Сообщение Natalia »

3758614.jpg
3758598.jpg
3758467.jpg
фото из фондов ВОКМ

Фото до 1914 г. - еще нет здания 1-й Общественной галереи по проекту Замятнина, на этом месте - старая "Обжорка" 1888 г. постройки. "Обжорку" хорошо видно на первой фотографии - с башенками, на переднем плане слева от собора. Под внешними навесами продавали мучные изделия, внутри - вареное мясо и рыбу, заднее помещение занимал простонародный трактир (подробнее про 1-ю галерею - выше).
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Троицкий Смоленский собор и Соборная площадь

#12

Сообщение Sergey »

Ограда и ворота Троицкого Смоленского собора, 1930-е
фотограф И. М. Иванов
Вложения
фото из фондов ВОКМ
фото из фондов ВОКМ
Ответить