Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

Храмы и монастыри Воронежа, городские кладбища
Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3734
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#1

Сообщение Sergey » 25 дек 2016, 08:52

Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим) церковь - Воронеж, ул. Севастьяновский съезд, 26

1il.jpg
фото - март 2011г.

Цитата:
Купола двух разоренных храмов вот уже тридцать лет составляют привычный пейзаж для студентов университета. Стоит только выглянуть из окна аудитории в направлении водохранилища, и в них упирается взгляд. Поневоле представляется, как сияли бы их главы с золочеными крестами, если жили бы храмы своей привычной жизнью... Увы, идеология большевизма, сама основанная на бездумной вере в ничто, не допускала существования рядом никакой другой системы духовных ценностей.

При взгляде от университета налево будет Ильинская церковь. Боковой придел храма в честь святого Илии, праздник которого отмечается 20 июля по старому стилю, дал общеупотребительное название всей церкви. Ветхозаветный пророк Илия жил за девять веков до рождения Иисуса Христа. Он был известен как справедливый судия, строгий подвижник и ревнитель веры в Бога истинного. Во время земной жизни Иисуса Христа, глядя на творимые Им чудеса, многие считали Его олицетворением Илии, снизошедшим с неба. Русский народ глубоко почитал пророка; самая первая церковь, построенная в Киеве после принятия христианства, была посвящена ему.

Главный престол храма назывался Входоиерусалимским, и память о вхождении Иисуса Христа в Иерусалим. Событие сие празднуется на последней неделе Великого поста, перед днями добровольных страданий и спасительной для человеческого рода смерти Бога-Сына. Иисус Христос намеревался войти в Иерусалим из Вифании со своими учениками, Его сопровождал народ. На горе Елеонской, откуда был виден весь Иерусалим, Иисус предсказал бедствия, которые должны постигнуть этот город за то, что тот не уразумел времени посещения Божия. В Иерусалимском храме Христос исцелил всех больных и страждущих, чем вызвал озлобление первосвященников и книжников. Они окончательно утвердились в мысли погубить Его. День Господь провел в Иерусалиме, на ночь возвратился в Вифанию. Великий праздник в память этого события установлен христианами в IV веке.

Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви, в гот момент уже считавшейся ветхой, относится к 1642 году. В 1642—1645 годах она была перестроена воеводой М. А. Вельяминовым на собственные средства и переименована в Троицкую с приделом во имя святого Ильи-пророка. К концу XVII века Троицкая на посаде церковь становится известной под именем Входоиерусалимской; дата смены небесного покровителя не установлена. Во время пожара 1748 года деревянная церковь сгорела. Четыре года спустя ее построили вновь из леса разобранной Покровской церкви (ту переделывали в тот момент в каменную). Простояла такая церковь недолго, всего полтора десятилетия.

В 1767 году началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 года епископ Тихон II освятил главный престол. Ильинский же придел был завершен чуть позже, к январю 1771 года. Еще один придельный алтарь в трапезной — в честь мученика Антипы — устроен в 1810— 1812 годах на средства купца И. Рьндина. Деньги на создание иконостасов в приделах пожертвовал купец Н. Рубцов. Как отмечал в конце минувшего века Д. И. Самбикин, заботами старосты А. Петрова Ильинский храм «благолепно» украшен, его интерьер — лучший в Воронеже: стены отделаны под мрамор и покрыты росписью. Внимание прихожан приковывали великолепные иконы, среди них Божия Матерь, написанная в XVIII веке и одетая в 1847 году серебряной ризой в память об избавлении города от холеры, а также иконы священномученика Антипы и благоверного князя Александра Невского.

К началу XX столетия Ильинская церковь считалась одним из наиболее оригинальных сооружений стиля воронежского барокко, почти полностью свободным от перестроек снаружи. Храм представлял собой обычный тип восьмерика на четверике с массивным сводом. Хорошо знакомый читателям искусствовед Юрий Успенский составил в 1922 году детальное описание церкви, отметив в ней общие для воронежской архитектуры элементы и указав оригинальные, только ей свойственные черты: «Восьмерик покрыт барочного типа крышей и венчается восьмигранным же барабаном с главкой. Углы восьмерика окаймлены рустованными пилястрами; при гранях его, будто летучие мыши, поместились большие окна с широкими причудливыми наличниками, так напоминающими своей своеобразной формой окна Петропавловской церкви. Напоминают последнюю и пятигранная алтарная часть, и план церкви в виде креста, боковые части которого образованы низенькими пристройками классического типа, и маленькие главки, расположенные на алтарной части и трапезной.

Однако совершенно оригинальна и своеобразна входящая в план церкви колокольня. Низенькая, с шатровым верхом, она также представляет из себя восьмеричок, поставленный на куб первого этажа. Грани восьмерика, не занятые проемами звонов, украшены оригинальными парными, соединенными вверху арочками, колонками. Колонки посередине имеют перехват и книзу утолщение. Что-то странное и милое видно в этой колокольне. И эти колонки с арочками, и шатровая крыша, и общая ее приземистость напоминают что-то далекое, русское. А ее прочие, несомненно, барочные формы дают совершенно неожиданную смесь старорусских форм с барокко».

Ильинская церковь была одноштатной: священник, дьякон, псаломщик. Жалование свое они получали за счет процентов с капитала в восемь тысяч рублей да в виде арендной платы с 49 десятин пахотной земли. Прихожан насчитывалось до 500 душ. В 1872 году для помощи бедным было создано церковное попечительство. Существовала и богадельня для престарелых женщин, па содержание которой в 1879 году мещанин А. Петин пожертвовал пятьсот рублей.

В середине XVIII века у Ильинской церкви было отмежевано приходское кладбище размерами примерно по 27 аршин (19 метров) во все стороны от храма. Особо примечательных похорон купцы Елисеевы тут не наблюдали, отметив лишь погребение в 1770 году матери купца Антона Тресорукова.

Священников в Ильинской церкви почти за три столетия ее жизни сменилось немало, в большинстве своем это были весьма достойные люди. Внимание любителей старины прежде всего привлекает фамилия Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексей Андреевич (?—1776), был священником этого храма в 60—70-е годы XVIII века. По всей видимости, священнический сын Евфимий (1767—1837), в будущем митрополит Киевский и Галицкий Евгений, был окрещен в Ильинской церкви, тогда еще старой, деревянной.

Семья Болховитиновых жила неподалеку от места службы своего хозяина. Уже после его смерти, в 1782 году, вдовой и детьми было застроено дворовое место в Ильинском приходе, «идучи от Спасовской улицы по Ильинскому переулку к церкви Ильи Пророка на левой стороне четвертое от погоста угольное место». Переулок этот, соединяющий две церкви, цел и посейчас, но старинного деревянного на каменном фундаменте дома там уже не сыскать.

В 1809 году Входоиерусалимская церковь стала местом крещения старшего сына в семье Кольцовых: «Октября 3 рожден у купца Василия Петрова сына Кольцова и жены его Параскевы Ивановой сын Алексий. Воспринимали при крещении купец Николай Иванов Галкин и купецкая жена Евдокия Васильевна Чеботарева». Прасольскому сыну Алексею Кольцову суждена была в жизни общероссийская слава поэта, певца подворонежских степей. В тот момент семья обитала неподалеку от церкви, на Большой Стрелеи-кой улице.

В 1860—1910-е годы священствовал в Ильинском храме Аристарх Алексеевич Аристов. В канун революции 1917 года пастырский посох находился в руках его внука, отца Алексея Аристова, в советское время перешедшего к Тихвино-Онуфриевской церкви.

История Входоиерусалимокой церкви в большевистский период нашей жизни осталась в тени. Нет в документах Губсовнархоза ее ответа на запрос о том, какие драгоценные предметы в оной сберегаются. Нет упоминаний, находилась ли она в руках верующих патриаршей ориентации пли была отобрана обновленцами. Не встретилась и точная дата ее закрытия. Ясно лишь, что это произошло в начале 1930-х годов. Доподлинно известно, что уже в 1934 году там находился архив. Церковное помещение использовалось под хранилище рукописей совместно Областным архивом Октябрьской революции и социалистического строительства и Областным историческим архивом.

В Ильинскую же церковь архив вернулся из эвакуации. В доме причта, что справа от храма, с 1944 года расположилось архивное управление, тогда входившее в ведомство НКВД, и читальный зал. Исследователи работали там недолго, вскоре перешли в Успенскую церковь, а затем в специально построенное здание рядом с Областной библиотекой. Сейчас Ильинская церковь используется исключительно как фондохранилище. На высоченных многоярусных стеллажах покоятся связки дореволюционных и советских доку ментов. Сюда из основного корпуса отправлены те из них, которые не пользуются особой популярностью у краеведов, чтобы пореже приходилось носить тяжеленные тома. Но в последние годы само понятие ценности информации меняется. Сотрудникам госархива чуть ли не каждодневно приходится отправляться в Ильинку за делами фонда Палаты гражданского суда. Без фактов, содержащихся здесь, не восстановить детальную историю воронежских памятников истории и архитектуры.

В конце 1993 года областная администрация приняла принципиальное решение о возвращении епархии Ильинской церкви, а также Спасской, тоже занятой архивом. Но документы не могут быть выброшены на улицу, ибо в них заключена наша подлинная история. Сам архив — учреждение бюджетное, собственных средств не имеет. Как долго будет решаться вопрос о предоставлении ему помещений взамен церквей или о строительстве нового здания, предсказать не берусь. Но лед тронулся, право епархии на свою собственность признано, и теперь уже сияние восстановленных куполов перед университетскими окнами—вопрос времени.

А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа", 1996г.

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3734
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#2

Сообщение Sergey » 25 дек 2016, 15:28

2 фотографии Павла Попова:
2il.jpg
3il.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3734
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#3

Сообщение Sergey » 25 дек 2016, 15:31

Церковно-приходская школа при церкви, фото конец 1980-х-начало 1990-х:
4il.jpg

(за фото спасибо Виктории Вырыпаевой)

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3734
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#4

Сообщение Sergey » 16 янв 2017, 17:57


Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3734
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#5

Сообщение Sergey » 30 янв 2017, 02:04

1975г., вид на Ильинский храм со стороны сквера ВГУ
Вложения
5il.jpg
фото Олега Рахманина

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3734
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#6

Сообщение Sergey » 10 фев 2017, 10:40

Апрель 1990г. :
6il.jpg
7il.jpg

(источник - группа vk "Воронеж пешком", Сергей Фалеев)

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3734
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#7

Сообщение Sergey » 20 апр 2017, 09:54

2 фотографии 1971г. А.Н.Огнева:
8il.jpg
9il.jpg

grm3
Сообщений: 713
Регистрация: 17.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#8

Сообщение grm3 » 14 авг 2017, 10:30

Митрополит Сергий совершил Великое освящение Ильинского храма в городе Воронеже

Коммуна, 14.08.2017

Храм во имя святого пророка Божия Илии расположен в исторической части города, недалеко от того места, где располагалась древняя Воронежская крепость. Окрестности храма хорошо гармонируют с его архитектурой: подходя к церкви, словно попадаешь в прошлое – узкие улочки с частными домами, тишина старой России…

Подобно множеству воронежских храмов, Ильинская церковь изначально была деревянной. В 1767-1771 году перестроена в камне, причем обрела характерные черты барокко. В конце девятнадцатого века среди воронежских церквей в Ильинской был один из лучших интерьеров. В 1809 году здесь был крещен воронежский поэт Алексей Васильевич Кольцов. После революции 1917 года храм постигла участь многих церквей. В 1930-х годах его закрыли, а после Великой Отечественной войны в церковных стенах разместили архив.

Возрождение древней святыни началось в 1993 году, храм Илии Пророка вернули епархии. В Ильинскую церковь возвратились иконы, написанные на дереве. (В период воинствующего атеизма святыням удалось уцелеть лишь чудом: многие иконы использовались в качестве книжных полок).

После многих лет проведения восстановительных и реставрационных работ Ильинский храм вновь обрел благолепие. Отличительная особенность богослужений в Ильинском храме – всенародное пение. Ектении, антифоны, Херувимская песнь и «Милость мира» – все песнопения исполняются молящимися очень слаженно и осмысленно, придавая всему богослужению дух молитвенного единения, славословия Бога поистине «едиными усты и единым сердцем».

В Неделю 10-ю по Пятидесятнице, день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, Глава Воронежской митрополии Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, прибыл в Ильинский храм, чтобы совершить чин Великого освящения восстановленного храма.

В совершении богослужения Правящему Архиерею сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинный Новоусманского церковного округа протоиерей Сергий Дорофеев, и.о. благочинного Никольского церковного округа священник Алексий Кузьминов и настоятель Ильинского храма протоиерей Олег Титов.

После чина Великого освящения митрополит Сергий возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. По сугубой ектении Архипастырь вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани в Украине.

После отпуста литургии митрополит Сергий обратился к пастве со словом назидания. В память о Великом освящении восстановленного храма Правящий Архиерей вручил в благословение настоятелю и всему приходу Казанскую икону Божией Матери.

При выходе из храма Владыка митрополит преподал всем архипастырское благословение, сообщила пресс-служба Воронежской митрополиии.

Фото: vob-eparhia.ru
10il.jpg
11il.jpg
12il.jpg
13il.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3734
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#9

Сообщение Sergey » 09 сен 2017, 14:16

Ильинская церковь крупным планом, 1976г. Фотография Павла Попова. Комментарий автора:
Цитата:
Существующая кирпичная церковь, освященная во имя Входа Господня в Иерусалим, сооружена в 1767–1770 гг. в формах барокко вместо деревянной церкви, находившейся западнее нынешней, по другую сторону улицы Севастьяновский съезд. В 1771 г. в церкви был освящен правый придел во имя пророка Илии, которого традиционно почитали в старой деревянной Ильинской церкви. Новый храм также стал именоваться Ильинским. Основная часть храма типа «восьмерик на четверике» типична для воронежской культовой архитектуры 1760–1780-х гг., а точнее, для того ее главного пласта, которое можно условно обозначить как "Воронежское барокко".
В год, когда началось строительство кирпичный церкви, в семье здешнего священника родился первый воронежский историк-краевед, впоследствии видный духовный деятель Е.А. Болховитинов (1767–1837). В 1809 г. в этой церкви был крещен известный русский поэт А.В. Кольцов (1809–1842), в память о нем установлена мемориальная доска. Портики у северного и южного входов в храм, тяготеющие к классицизму, пристроены в середине XIX в.
Фотография, сделанная до реставрации крупным планом, позволяет судить о подлинности кирпичных конструкций и декоративных деталей, дошедших до нас и сейчас после реставрации вновь скрытых под штукатуркой. В литературе высказано неверное суждение, будто существующие трапезная и колокольня также построены в первой половине XIX в., а шатровое завершение колокольни – во второй половине XIX в., так как колокольня отличается элементами классицизма и русского стиля от чисто барочных форм храмовой части. Однако на основании изучения планов города, результатов натурного обследования кладки, проводившегося в 1980-е гг. Воронежской реставрационной мастерской, а также стилистического анализа архитектуры воронежских храмов, колокольня датируется теми же годами XVIII в., что и храмовая часть, и в ней наблюдается характерное для "Воронежского барокко" вкрапление русского стиля в барокко. Так, форма шатрового завершения колокольни (кирпичного, рассчитанного на тесовую кровлю - железом тогда не крыли) была заимствована непосредственно из форм более ранней архитектуры, связанной со средневековыми русскими традициями. В шатре прекрасно видны слухи. Очень жаль, что они во время реставрации скрыты под новой железной кровлей. А в XIX в. шатры делали не кирпичные, а из деревянных конструкций, и крыли железом.
Снято в сентябре 1976 г. фотоаппаратом "ФЭД-2".

14il.jpg


Ильинская церковь до реставрации, 1981г. Фотография Павлв Попова. Комментарий автора:
Цитата:
Еще одно фото Ильинского храма, сделанное до реставрации. Тогда церковь была занята хранилищем Государственного архива Воронежской области. Хранилище не отапливалось, кровля храмового купола давно пришла в негодность. Самоотверженные женщины-архивистки в сухую походу выносили кипы ценных документов во двор и там просушивали их под открытым небом. Наконец, в 2000 г. (символично - на исходе века) хранилище отсюда вывели. 2 августа того же года, в Ильин день, митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий вновь освятил церковь. К концу 2001 г. храм был отреставрирован внешне.
Снято 15 ноября 1981 г., фотоаппарат "Киев-4".

15il.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3734
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#10

Сообщение Sergey » 02 ноя 2017, 21:51

1947г.:
Вложения
1947.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3734
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#11

Сообщение Sergey » 02 янв 2018, 16:47

Цитата:
Ильинский храм строился в 1760-1770-е годы. На протяжении своей дореволюционной истории имел центральный престол в честь Входа Господня в Иерусалим и два придела. В настоящее время престол в храме один - пророка Божия Илии. Храм представляет собой типичную для эпохи барокко конструкцию "восьмерик на четверике", на восток продолженную гранёной алтарной апсидой, на запад - трапезной частью и колокольней. С юго-западной стороны к храму пристроен двухэтажный дом причта.

Ю.И. Успенский в своём художественно-историческом очерке "Старый Воронеж" в 1922 году писал: "Ильинская церковь является одним из наиболее оригинальных сооружений стиля воронежского барокко, притом в своём внешнем виде почти совсем сохранившимся от перестроек и достроек. Эта церковь представляет из себя, так же как и Петропавловская, обычный тип восьмерик на четверике. Только свод, поддерживающий восьмерик, является значительно более массивным, и в боковом, стоящем на четверике полукруглом фронтоне успели поместиться два больших, с богатыми наличниками, окна. Восьмерик покрыт барочного типа крышей и венчается восьмигранным же барабаном с главкой. Углы восьмерика окаймлены рустованными пилястрами; при гранях его, будто летучие мыши, поместились большие окна с широкими причудливыми наличниками, так напоминающими своей своеобразной формой окна Петропавловской церкви. Напоминают последнюю и пятигранная алтарная часть, и план церкви, в виде креста, боковые части которого образованы низенькими пристойками классического типа, и маленькие главки, расположенные на алтарной части и трапезной. Однако совершенно оригинальна и своеобразна входящая в план церкви колокольня. Низенькая, с шатровым верхом, она также представляет из себя восьмерик, поставленный на куб первого этажа. Грани восьмерика, не занятые проёмами звонов, украшены оригинальными парными, соединёнными вверху арочками, колонками. Колонки посередине имеют перехват и к низу утолщение. Что-то странное и милое видно в этой колокольне. И эти колонки с арочками, и шатровая крыша, и общая её приземистость напоминают что-то далёкое, русское. А её прочие, несомненно, барочные формы дают совершенно неожиданную смесь старорусских форм с барокко".

Воронежские барочные храмы принадлежат, конечно, к памятникам ураинского барокко в его слобожанском варианте (собственно говоря, современная Воронежская область и входила юго-западными своими районами в состав исторической Слободской Украины) с его тяготением к деревянной казацкой архитектуре, вертикальной ориентации и трёхглавию. Обратим внимание на то обстоятельство, что намёк на трёхглавие присутствует и в Ильинском храме: главками увенчаны не только восьмерик и колокольня, но и трапезная часть. Согласно старым описаниям (в том числе - цитированному описанию Успенского) гранёная алтарная апсида была раньше увенчана маленькой главкой. Таким образом, намёк на трёхглавие в храме читался даже без учёта колокольни: главка над алтарём, главка над восьмериком и главка над трапезной. Яркой особенностью Ильинского храма является высокий свод, поддерживающий восьмерик. В его полукруглых боковых частях мы видим по два окна. Они оформлены наличниками, подобными наличниками восьмерика, но ещё более пышными, с выраженными "бровками". Колокольня Ильинской церкви приземиста и устойчива. Она представляет собой давно знакомый нам восьмерик на четверике, укрытый шатром. Но барочное оформление придаёт этой привычной конструкции своеобразие. Особенно хороши сдвоенные колонки с арочками, оформляющие восьмерик. Окна барочного восьмерика Ю.И. Успенский сравнивает с летучими мышами. Волнообразные изгибы широких наличников сдерживаются строгим рустом, оформляющим углы восьмерика.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №224, 2017 г.

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3734
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#12

Сообщение Sergey » 02 янв 2018, 16:48

Цитата:
Придел св. Антипы в Ильинской (Входоиерусалимской) церкви г. Воронежа в трапезе на левой стороне был устроен купцом И. Рындиным, по обещанию, в 1810-12 гг.

В Ильинском храме находится свято чтимая икона св. Антипы, перед которою нередко совершаются молебны по желанию большей частью лиц, страдающих зубною болезнью. Архиепископ Антоний II особенно чтил память св. Антипы и почти ежегодно в храмовый праздник совершал богослужение в Ильинской церкви.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск III, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1885 г.

Цитата:
Входоиерусалимская (Ильинская) церковь в г. Воронеже каменная, с колокольнею; эта церковь более известна по приделу в честь пророка Илии, вследствие чего она слывет в народе под названием Ильинской.

Первое сведение об Ильинской церкви, деревянной и уже ветхой, встречается под 1642 г., выпись хранится в церковной ризнице. При ней был тогда придел в честь св. муч. Флора и Лавра. Эта Ильинская церковь по своей ветхости считалась приписною к Троицкой, что в казацкой слободе, церкви.

Воронежский воевода и стольник Мирон Андреевич Вельяминов (1638 – 45 гг.) на свой счет перестроил Ильинскую церковь, причем, она была переименована в Троицкую, а придел в ней был посвящен св. пророку Илии (Воронежские Епархиальные Ведомости 1867 г. № 10).

Троицкая на посаде церковь с приделом пророка Илии в конце XVII ст. становится известною под именем Входоиерусалимской, но неизвестно, когда в ней главный Троицкий престол был переименован в честь входа Иисуса Христа в Иерусалим. В 1748 г. во время великого пожара она была известна под названием Входоиерусалимской. В 1752 г., вместо сгоревшей, была построена новая, переделанная из старой Покровской церкви, на место которой была построена каменная (Покровская).

Ныне существующая Входоиерусалимская каменная церковь построена была по благословению св. Тихона I в 1767 г. и освящена 20 июля 1770 г., причем, главный престол был посвящен Входу И. Христа в Иерусалим, а правый придел – в честь пророка Илии и освящен 27 января 1771 г. Левый придел в честь св. муч. Антипы был устроен между 1810-12 гг. по особенному обещанию купца И. Рындина.

Придельные иконостасы устроены на пожертвования купца Николая Рубцова. Благодаря заботам бывшего церковного старосты Александра Ивановича Петрова Входоиерусалимский храм благолепно украшен и считается лучшим в Воронеже. Стены храма отделаны под мрамор, устроено аммосов. отопление и украшен по стенам живописными изображениями.

Между иконами замечательны:

- икона Божией Матери «Всех скорбящих радости», известная еще в XVIII ст., риза на ней серебряная позлащенная, устроена в 1847 г., во время холеры в воспоминание заступления Божией Матери. Эта икона свято чтится в приходе.

- икона Божией Матери Тихвинской устроена над царскими вратами главного иконостаса, в серебряной позлащенной ризе. Перед этою иконой еженедельно по средам после ранней литургии читается акафист Божией Матери, причем, икона посредством особенно устроенного механизма спускается для целования богомольцам.

- икона св. муч. Антипы, епископа Пергамского, к этому святому нередко прибегают с молитвою об исцелении зубной боли и перед иконою служат молебны. - в правом приделе икона св. благоверного князя Александра Невского, перед нею устроена серебряная лампада, на которой надпись: «В память 4 апреля 1866 г. от чинов и воспитанников Воронежского училища военного ведомства». Эта лампада горит постоянно, для каковой цели воспитанниками означенного училища пожертвован билет в 100 руб.

- икона св. равноапост. Константина и Елены на особом аналогие перед главным иконостасом, перед нею неугасимая лампада. Эта икона устроена почетным потомственным гражданином А. И. Петровым в память избавления от смертельной опасности великого князя Константина Николаевича в 1862 г.

При сей церкви церковной земли 49 дес., на землю имеются в церковной ризнице межевая книга и план (1777 г.). Прихожан около 500 душ, один штат. Причт получает % с капитала в 6 750 руб., сверх того, в пользу церкви % с 1 570 руб.

При сей церкви с 20 июля 1872 г. существует церковно-приходское попечительство для вспомоществования бедным своего прихода. При церкви имеется богадельня для призрения престарелых стариц, на содержание их в 1879 г. мещанин Алексей Петин пожертвовал 500 руб., деньги эти обращены в Государственный 5% билет.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск III, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1885 г.

grm3
Сообщений: 713
Регистрация: 17.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#13

Сообщение grm3 » 03 янв 2018, 09:58

Глава Воронежской митрополии совершил освящение памятной доски в честь митрополита Евгения

Коммуна, 01.01.2018

После совершения Божественной литургии в воронежском Митрофановском храме на источнике митрополит Воронежский и Лискинский Сергий прибыл к Ильинскому храму города Воронежа, чтобы совершить освящение памятной доски, посвященной знаменитому архипастырю, исследователю истории Воронежского края, церковному историку, археографу и библиографу митрополиту Киевскому и Галицкому Евгению (Болховитинову).

Евфимий Алексеевич (таково мирское имя митрополита Евгения) провел в Воронежской епархии детские и юношеские годы. Окончив Воронежскую семинарию, стал священником, впоследствии – ректором духовной школы. Долгое время он был прихожанином Ильинского храма. Поэтому в 2017 году, ознаменованном двумя юбилейными датами – 250-летием со дня рождения и 180-летием со дня преставления архипастыря, – было принято решение об установке на наружной стене этого храма памятного знака с барельефом митрополита Евгения.

При большом стечении прихожан Ильинского и других храмов областного центра, в присутствии воронежских историков и краеведов, собравшихся на историческое событие, Глава Воронежской митрополии совершил освящение памятного знака. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинный Новоусманского церковного округа, председатель епархиальной историко-архивной комиссии протоиерей Сергий Дорофеев и настоятель Ильинского храма протоиерей Олег Титов.

Обращаясь по завершении богослужения ко всем собравшимся, митрополит Сергий подробно рассказал о незаурядной личности и трудах митрополита Евгения (Болховитинова), о его духовной связи с Воронежским краем и прославленными святителями – Митрофаном, Тихоном и Антонием.

По завершении проповеди Правящий Архиерей преподал каждому богомольцу архипастырское благословение, информирует пресс-служба Воронежской митрополии.

Евфимий Алексеевич Болховитинов (впоследствии – митрополит Киевский и Галицкий Евгений), церковный историк, археограф и библиограф, родился 18 декабря (по новому стилю - 31 декабря) 1767 года в городе Воронеже в семье приходского священника. Окончил Воронежскую духовную семинарию. Состоял преподавателем, вице-префектом, префектом, исполнял обязанности ректора Воронежской семинарии. Нас священническое служение на приходах Воронежской епархии. С 1822 года – архиепископ Киевский, в том же году возведен в сан митрополита и назначен членом Святейшего Синода.

Митрополит Евгений приобрел широкую известность как ученый иерарх, оставивший много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей. Епископ Евгений составил «предначертание» устройства Духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Был почетным и действительным членом многих ученых обществ. Отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени. Современники отмечали его неподдельную простоту.

Скончался 23 февраля (8 марта по новому стилю) 1837 года. Был похоронен в Сретенском приделе Киево-Софийского собора.


Фото: vob-eparhia.ru
pd1.jpg
pd2.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3734
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим)

#14

Сообщение Sergey » 24 янв 2018, 20:35

Ильинская церковь на фото 1976г. В.Нейно (из темы ул.Фрунзе).


Вернуться в «Храмы и монастыри»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей