Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

Река Воронеж и Воронежское водохранилище, мосты в Воронеже
Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1650
Регистрация: 17.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#1

Сообщение Natalia » 09 окт 2018, 14:27

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

kl50.jpg
kl51.jpg


Размещался яхт-клуб на острове, который был затоплен при заполнении водохранилища (немного севернее современного намывного Петровского острова напротив Адмиралтейской площади).
Цитата:
К числу популярных культурно-общественных заведений губернского города Воронежа во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. относился Петровский яхт-клуб, который занимался организацией досуга граждан, в том числе и детей: по четвергам и воскресеньям, помимо гуляний на озелененном острове (на нем располагалось здание цейхгауза), танцев под духовой оркестр, театральных представлений, литературно-музыкальных вечеров, общество устраивало гребные гонки (мужские и женские), лодочные путешествия по рекам Воронеж и Дон, а также легкоатлетические соревнования, первые футбольные матчи и т.п. В зимнее время обустраивались катки, проводились соревнования, также приглашался духовой оркестр для привлечения отдыхающей публики.

Петровский яхт-клуб основан в 1874 году, устав утвержден 19 марта 1875 года. Клуб располагался на острове р.Воронеж – против церквей Успенской и Иоанна Богослова, он увековечил память Петра, сыграл большую роль в развитии воронежского спорта.

В работе этого клуба принимали активное участие городская интеллигенция, уважаемые граждане, способствующие поддержанию его нормальной деятельности (обеспечению порядка, питания окружающих, организации развлечений и т.п.).

Помещением клуба служило здание цейхгауза первого в России адмиралтейства, построенного в 1696 году при Петре I, - предназначалось для хранения морских запасов, судовых принадлежностей и артиллерийских снарядов. В 1834 году по настоянию воронежской общественности было подано ходатайство о приобретении здания (по подписке собрано 37,5 тыс. рублей), которое было удовлетворено.

Цейхгауз состоял из пяти залов на верхнем этаже и такого же количества казематов со сводами на нижнем. Наверху две залы были отданы для танцев, третья для столовой, четвертая для карточной игры (здесь также был бильярд) и в пятой – мастерская для ремонта и строительства шлюпок.

Внизу складировался лес от разобранных к весне пристаней, моста, а также хранились более тяжелые шлюпки. На острове был разбит цветник, посажены деревья – создан парк для гулянья. При вступлении в клуб уплачивали 5 рублей, членский взнос – 15 рублей, что по тем временам были немалые деньги.

Семейства членов клуба пользовались бесплатных входом в помещения и на устраиваемые увеселительные мероприятия, хотя многие из последних были бесплатными для всех желающих.

В летнее время Воронежский яхт-клуб становился весьма популярным местом отдыха горожан, в том числе и детей.

Нередко гулянью предшествовали гребные гонки, в том числе и женские: за соревнованиями наблюдали как с берега, так и с мостика, ведущего через реку в яхт-клуб. Организовывались коллективные путешествия к Липецку, Гремячьему и т.п.

Работала бильярдная. В ротонде для танцев играла музыка, и желающие шли танцевать. Рядом с музыкальной эстрадой работал буфет. Под вечер начинались спектакли: обычно шли легкие пьесы, вроде «День рождения денщика Душкина», «Простушка и воспитанная» и т.п.

«Прелестный уголок наш яхт-клуб, и жаль, что доступ к нему (пути сообщения) так неудобен…», - писал в 1907 году «Воронежский телеграф». С 1874 года возле яхт-клуба устраивали каток на льду реки.

Среди членов клуба были: прадед автора статьи Иван Дмитриевич Бухонов (с 1875г.), брат прадеда (по линии матери) Иван Константинович Веретенников (с 1875г.), брат деда Константин Александрович Веретенников (с 1885г., еще и заведующий театральным делом этой организации), двоюродный брат деда Николай Николаевич Веретенников (с 1885г.).

В начале ХХ века в Комитет яхт-клуба входили: как почетный член – Константин Александрович Веретенников, а также его брат, член Городской управы Николай Александрович Веретенников. Клубом руководил Комитет во главе с командиром и его заместителем. Поддерживался «морской» порядок – как на корабле.

Перечисленные члены клуба, принимавшие активное участие в работе его отделений (организационное, хозяйственное, спортивное, музыкальное, театральное и т.п.), являлись представителями высшего слоя воронежского купечества, промышленников и городской администрации.

Весьма популярный среди воронежцев яхт-клуб просуществовал до 1918 года, когда жителям города стало не до развлечений: промышленность была развалена, 23 августа 1918 года горсовет установил ежедневный паек – для рабочих полфунта хлеба, для остальных граждан – четверть фунта. С 1919 года голод становится еще более сильным – налеты белогвардейцев полностью расстроили продовольственное снабжение города…

Двухэтажное здание цейхгауза после революции сохранилось (оно запечатлено на фотографии весной 1933 года), однако в 1942 году, во время войны, было разрушено: строение оказалось необыкновенно прочным – петровские строители поработали на совесть.

Воронежские долгожители до сих пор вспоминают это своеобразное место разностороннего отдыха – замечательный Петровский яхт-клуб, узнавая о подробностях его деятельности от своих прародителей. Эту столь удачную идею ныне следовало бы оживить – пусть хотя бы и в обновленном виде.

К. Бухонов. «Прелестный уголок». Из истории Воронежского яхт-клуба // "Воронежская неделя", 2007

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1650
Регистрация: 17.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#2

Сообщение Natalia » 09 окт 2018, 14:34

Старинные виды цейхгауза:
kl40.jpg
kl44.jpg


Рисунок с натуры Л.Г. Соловьева, 1890 г.:
kl43.jpg


Цитата:
..Верфи для постройки кораблей находятся теперь подле крепости, а прежде постройкою их занимались везде, по всем местам... Собственно магазин стоит по другой стороне. Это огромное здание в 3 яруса, из коих 2 нижние каменные, а 3-й, верхний, деревянный. В нем множество покоев, наполненных всевозможными предметами и принадлежностями, необходимыми для морского дела, распределенными по отдельным местам, до самой одежды и всего, что нужно для матроса. Заведение, где изготовляют паруса, находится подле этого магазина. ...

Корнелий де Бруин. Путешествие через Московию, 1711

Магазин - это и есть цейхгауз, 3-й деревянный этаж позже был разобран.

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1650
Регистрация: 17.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#3

Сообщение Natalia » 09 окт 2018, 14:43

Из истории цейхгуза:

Цейхгауз построен еще при Петре I в 1696-1707 гг. для хранения корабельно-строительных материалов, судовых и артиллерийских принадлежностей. По преданию, помимо хранения военных и морских припасов, ранее часть здания использовалась и как резиденция Петра I. Цейхгауз (склад) существовал здесь в течение 40 лет.
В ночь на 10 мая 1748 года крупнейший пожар уничтожил почти все деревянные строения петровской эпохи: канцелярию, архив, присутственные места, купеческие ряды, церкви, терем-дворец Петра, немецкую слободу, более 600 жилых домов (административный центр города в то время был в нижнем приречном районе). Уцелел лишь каменный цейхгауз, но при этом был частично поврежден.
Как говорит предание, В 1812 г. губернатор распорядился продать цейхгауз с публичных торгов на слом, но сломать его не смогли - постройка оказалась очень прочной. Долгое время здание стояло на острове в запущенном виде. В 1830-х годах предпринимались попытки реставрировать цейхгауз и устроить в нем музей Петра I с его личными вещами и лазарет, а на верхнем этаже - храм во имя св. Митрофана. Однако этот проект так и не удалось воплотить в жизнь. В 1843 г. вышло Высочайшее повеление - приостановить весь ход дела и цейхгауз передать в городское управление. В 1876 г. по инициативе воронежского дворянства в бывшем цейхгаузе организовали яхт-клуб.

Журнал "Всемирная иллюстрация" - о плачевном состоянии помещений цейхгауза в 1872 г. - до того, как здание передали яхт-клубу:
Цитата:
Цейхгауз Петра Великаго. На песчаном берегу реки Воронеж сосредотачивалась при Петре I вся корабельная деятельность. Кроме верфи, доков, запасных магазинов, адмиралтейства, цитадели, государева дворца, присутственных мест, там же стояли дома Лефорта, Меньшикова, адмирала Апраксина и целая немецкая слобода, населенная голландскими мастерами и рабочими. Пожар 1748 г. истребил все, за исключением трехэтажного каменного с деревянным верхом цейхгауза, служившаго для склада матералов и имевшаго в себе «рабочую палату» или кабинет, где Петр Великий занимался делами. В 1780 г. деревянный этажъ цейхгауза быль сломан, а сам он обращен в склад разной амуниции. В 1812 г. цейхгауз продан с публичных торгов на слом, но железный лом оказался бессильным против его прочности, и потому он остался в живых.

Проект памятника Петра Великого в 30-х годах предполагал реставрировать цейхгауз и устроить в нем музей всевозможных предметов петровского времени и библиотеку современных ему книг, актов и проч. По проекту, верхний этаж обращался в храм, во имя современника Петра Великого, св. Митрофана; кабинет Петра Великого отделывался во вкусе его времени и украшали его портретом и планами выигранных на море и суше сражений; прочие комнаты отделывались для жилья нескольких, раненых офицеров и нижних чинов, которым вручались надзор и управление зданием; остров укреплялся от половодья плотинами и разбивался в сад, с аллеями, беседками, цветниками и проч. для публичных гуляний, с музыкой в высокоторжественные дни. В 1834 г., еще до возобновления здания, был первый торжественный ход на остров, чрез временно устроенный мост. Молебствие заключено было обеденным столом для бедных, а вечером — гулянье с музыкой и иллюминацией. Для выполнения всего, что предполагал проект, включая сюда и обелиск Петра Великого, комиссия по устройству составила смету в 37 456 р. 6о к. Подписка встретила общее въ Poccии сочувствие, но медленность самого исполнения и слишком неэкономные траты со стороны исполнителей привели к тому, что в 1843 г. вышло Высочайшее повеление — пристановить весь ход дела и цейхгауз сдать в городское управление...

В наше время, цейхгауз в таком жалком виде, в каком только вообразить можно! Он арендуется с торгов и служит грязным складом грязной шерсти. Коридор между арками и стеной фасада полон мусора и обвалившихся кирпичей и глины; полы внутри залъ поломаны, а внизу совсем их нет; везде громадный формант навозу и клочьев шерсти, часть которых скопили всюду гнездящиеся галки; в некоторыхъ отделениях нижнего этажа летом откармливающиеся свиньи; в одной зале сложена беседка для торжества водосвятия, в другой — железные шерстомойки, в третьей... словом, и грустно, и больно смотреть на оригинальное и прочное создание золотых рук реформатора, о котором память в душе русских людей крепнет с каждым годом... Не было бы досадно, если бы Воронеж был богат желанием, но беден средствами сохранить у себя в приличном и достойном виде единственный памятник эпохи Петра Великого; но, то-то и беда! желания — ни малейшего, а средства... средства есть большие...


После того, как яхт-клубу уступили цейхгауз, его члены оборудовали новое помещение таким удачным образом, что о клубе заговорили как об одном из лучших в России.

Секретарь Воронежского губернского статистического комитета Л.Б. Вейнберг, 1889 г.:
Цитата:
"Мы не будем распространяться о судьбе цейхгауза в настоящем его положении, она всем известна; прибавим только, что при скудости средств Яхт-клуба, надо удивляться современному благоустройству как самого Цейхгауза, так и острова. Благоговея перед памятью Великого Петра, не можем не пожелать и остальным памятникам его деяний в Воронеже... перехода в подобные руки"

Речной яхт-клуб// Велосипедист и речной яхт-клуб, 1892

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1650
Регистрация: 17.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#4

Сообщение Natalia » 09 окт 2018, 15:07

Сообщение от Natalia:Источник цитаты В 1830-х годах предпринимались попытки реставрировать цейхгауз и устроить в нем музей Петра I с его личными вещами и лазарет, а на верхнем этаже - храм во имя св. Митрофана.

Любопытная история по этому поводу:
Цитата:
В 1834 г. любители памятников старины пошли с ходатайством к царю. В мае последовал указ: приобрести здание известное в Воронеже под названием цейхгауз, проданное с торга в 1812 году в частные руки. Комнату, где была рабочая палата Петра, отделать во вкусе его времени и собрать в ней предметы, принадлежащие лично государю. С разных мест России начали поступать деньги в Воронежский особый комитет. Однако восстановительные работы шли медленно. За три года ухлопали 37 тысяч, а здание стояло еще без кровли. Воронежский епископ Антоний создание музея считал ненужной затеей и молотил свою копню. Втайне от местных властей он ходатайствовал перед Святейшим Синодом отдать весь верхний этаж под храм святого Митрофания. Не дожидаясь ответа, Антоний приказал привезти из города Павловска иконостас, сделанный при Митрофане, и установить его в цейхгаузе.

Начался тихий скандальчик между городским головой и епископом. Губернатор предложил выход из создавшегося положения: пусть-де епископ даст деньги из своей церковной казны на кровлю, и вопрос будет решен. Антоний согласился. В ночь на 23 ноября поднялась сильная буря и сорвала крышу с цейхгауза, повредив при этом часть здания и разрушив митрофановский иконостас. По странному стечению обстоятельств в тот же день в 1703 году умер первопрестольник, в честь которого отвоевывался второй этаж цейхгауза. Потрясенный неожиданным явлением природы, Антоний заболел и умер.

М. Евстратов. Судьба петровского цейхгауза // "Коммуна", 1973

Статья полностью:
kl61.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1650
Регистрация: 17.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#5

Сообщение Natalia » 09 окт 2018, 15:08

Чертеж губернского архитектора В.Г. Белокопытова - большой мундирный магазин (бывший петровский цейхгауз за рекой Воронеж на острове), к.18-н.19 вв.:
kl41.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1650
Регистрация: 17.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#6

Сообщение Natalia » 09 окт 2018, 15:09

Яхт-клуб, дореволюционные открытки:
kl52.jpg
kl53.jpg

kl54.jpg
kl55.jpg

kl56.jpg
kl57.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1650
Регистрация: 17.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#7

Сообщение Natalia » 09 окт 2018, 15:34

Из истории яхт-клуба:

Первоначально помещение яхт-клуба находилось на городской стороне реки близ Митрофановского моста.
Через год после основания, в 1875 г., яхт-клуб переместился на противоположный берег, на полуостров, против церкви св.Иоанна Богослова. Осенью того же года Городская управа предоставила клубу здание Цейхгауза, тесно связанного с именем Петра Великого. Здание был выстроено из кирпича в 1696 г. в два этажа, с толщиной стен в 14 футов. Третий этаж был деревянным, его сломали в конце XVIII в. Первоначально Цейхгауз был местом хранения судовых и артиллерийских принадлежностей. На рубеже XVIII — XIX вв. в Цейхгаузе располагался музей, а затем госпиталь. В 1812 г. здание было продано в частные руки на слом за 12 тыс. руб. асс., но оказалось настолько прочным, что сломать его не удалось. Позднее Цейхгауз перешел в собственность города. В 1830-е гг. городские власти решили обратить здание в памятник пребывания Петра I в Воронеже. Предполагалось «в верхнем этаже сего здания устроить храм во имя Святителя Митрофана, Воронежского Чудотворца». Однако осуществить замысел не удалось, прежде всего, из-за недостатка средств. Цейхгаус удалось отремонтировать только к 1875 г. Осенью того же года его сдали в аренду яхт-клубу с условием выплаты в городскую казну в течении пяти лет (до 1881 г.) половину той суммы, которая была потрачена городом на его ремонт. После 1881 г. здание было сдано яхт-клубу бесплатно.

Здание состояло из 5 залов в верхнем этаже и пяти казематов со сводами в нижнем. В 1880-е гг. в здании находились две танцевальные залы, столовая, зал для карточной игры и бильярда, в пятом зале помещалась шлюпочная мастерская. Нижние помещения использовались как зимние склады для сборно-разборных конструкций и шлюпок.

С.В. и Г.В. Кольцовы следующим образом описывают интерьер Яхт-клуба в начале ХХ в.:
Цитата:
«Два главных зала второго этажа, соединенные аркой, где, по преданию, помещалась рабочая палата Петра, — представляли нечто вроде музея. Тут были собраны два десятка отлично выполненных (вплоть до мельчайших деталей) моделей деревянных кораблей, спущенных Петром с Воронежской и Тавровской верфей. Эти бесценные экспонаты, плоды тончайшей и кропотливой работы, хранились на специальных стеллажах, а некоторые, наиболее ценные, в стеклянных футлярах-ящиках. Рассказывали, что одна из моделей была изготовлена лично Петром. Центральное место на одной из стен занимал портрет Петра. Под портретом в специальном стеклянном ящике под замком хранился большой флаг яхт-клуба, извлекаемый оттуда лишь для подъема на мачту в торжественных случаях и в дни празднеств в клубе. Тут же висели несколько картин батального содержания, старые карты морей и океанов, различные предметы морской практики, в углах стояли корабельные якоря, на полках располагались образцы канатных морских узлов и ряд мореходных инструментов. Эти смежные залы были „святая святых“ яхт-клуба. Вход в них разрешался лишь в особо торжественные дни с санкции правления клуба и обязательно в присутствии старшего матроса или дежурного члена яхт-клуба».

При основании клуба около здания Цейхгауза был посажен парк, предназначенный для гуляний. Как отмечали Кольцовы, он был с широкими аллеями и удобными скамейками для отдыха. К началу ХХ в. посаженные деревья так разрослись, что почти ежегодно приходилось обрубать ветки перед зданием, чтобы открыть чудесный вид с балкона на реку и раскинувшийся напротив город. Перед зданием Цейхгауза на средства почетного члена Л.И. Нордстранга была устроена мачта, предназначенная для флага яхт-клуба. От усадьбы на противоположный берег вел пешеходный мост. Цейхгауз находился напротив Успенской церкви конца XVII в. — одной из самых старых построек Воронежа.

Клуб был открыт ежедневно с 10 часов утра до 2 часов ночи. Посетители, остававшиеся в клубе после этого времени, должны были уплатить штраф, за первые просроченные полчаса — 25 коп., за шестые (с 4.30 до 5.00 утра) — 3 р. 50 коп. В 5 часов утра клуб обязательно закрывался. По Уставу 1892 г. клуб работал до 1 часа 30 минут. Проштрафившиеся платили за просроченные полчаса от 30 копеек до 38 руб. 10 коп. (за седьмые полчаса). С четверга Страстной недели до первого Пасхи яхт-клуб закрывался.

по материалам Большой иллюстрированной энциклопедии яхт-клубов

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 5108
Регистрация: 16.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#8

Сообщение Sergey » 09 окт 2018, 15:48

Яхт-клуб с высоты:

kl60.jpg
kl58.jpg
kl59.jpg


Фотографии из темы Церковь Иоанна Богослова - фото 1 и фото 2:

Изображение Изображение

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1650
Регистрация: 17.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#9

Сообщение Natalia » 09 окт 2018, 16:39

Члены яхт-клуба носили форменную одежду темно-зеленого цвета, гражданского покроя, с отложным воротником, на котором знак Яхт-Клуба был вышит золотом. Пуговицы полагались золотые с матовой серединой, полированным ободком и знаком яхт-клуба. Жилеты носили белые с форменными пуговицами, а брюки темно-зеленые, белые или черные. Командору и вице-командору для отличия от прочих членов клуба были присвоены наплечные золотые жгуты: для командора — круглые витые, а для вице-командора — плоские, плетеные. Фуражка полагалась темно-зеленая с двумя золотыми галунами на околыше и знаком яхт-клуба. Пальто шили по образцу предназначенного для флотских офицеров, но без золотых погон и знаков на лацканах.

Форменные пальто командора и членов клуба:
Untitled2.jpg



Флаги яхт-клуба были устроены по образцу Санкт-Петербургского речного яхт-клуба с добавлением герба Воронежа:

1. Кормовой флаг — белый, с синим прямым крестом и гербом в крыже:
untitled4.png


2. Стеньговый флаг — треугольный, белый с синим прямым крестом и с тем же гербом в крыже. Стеньговый флаг означал присутствие судовладельца и под веслами его носили на флагштоке на носу:
untitled5.png


3. Брейд-вымпелы командорский и вице-командорский:
untitled6.png
untitled51.png


4. Флаг почетного члена — адмиральский флаг яхт-клуба с синей полосой внизу:
untitled6.png


5. Флаг гоночной комиссии — адмиральский флаг яхт-клуба с красной полосой внизу:
untitled7.png


По правилам Петровского Воронежского клуба кормовой флаг поднимали на судах от 8 часов утра до захождения солнца, как на якоре, так и под веслами и парусами. В последнем случае он поднимался на заднем парусе. В ненастную погоду он мог быть спущен. Адмиральские флаги, брейд-вымпелы и стеньговые флаги поднимались и опускались по личному приказанию тех лиц, присутствие которых они означали. Позывной вымпел парусного судна поднимался на передней мачте или стеньге в начале кампании, и спускался только по ее окончании. На судах, где был какой-либо стеньговый флаг или брейд-вымпел, позывной вымпел не поднимался. В высокоторжественные дни и в праздники яхт-клуба суда его расцвечивались флагами. Судовладелец, продавший судно или сдавший его в частное пользование, обязан был снять с судна флаг яхт-клуба и возвратить в клуб свидетельство на плавание под клубным флагом.

Яхт-клуб имел свою печать с изображением флага яхт-клуба и надписью «Петровский Воронежский Яхт-клуб».

по материалам Большой иллюстрированной энциклопедии яхт-клубов

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1650
Регистрация: 17.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#10

Сообщение Natalia » 09 окт 2018, 18:14

Устав яхт-клуба был составлен по образцу правил Санкт-Петербургского речного яхт-клуба и утвержден 19 марта 1875 г. Устав редактировался и заново утверждался в 1882, 1892, 1904 и 1908 гг.

В первой же его статье объяснялось название яхт-клуба (Петровский), которое увековечивало память Петра Великого. В связи с этим объединение спортсменов ежегодно (с 1876 г.) устраивало годичные собрания 30 мая (12 июня), в День рождения Петра I. Этот же день фактически и являлся днем открытия сезона. На этих собраниях докладывался краткий отчет о жизни клуба за год, производились выборы почетных и пожизненных членов, и членов-сотрудников. В случае хорошей погоды устраивалось общее плавание и гуляние. Вот что пишут по этому поводу братья Кольцовы: «В торжественной обстановке с участием военного оркестра, при пушечных выстрелах (из маленькой мортирки стрелял лично Василий Гаврилович [старший матрос клуба]), в присутствии „отцов города“ — городского головы, нередко губернатора и других именитых гостей, — поднимали на мачту яхт-клубский флаг. Начиналась богатая событиями летняя страда гребцов, парусников и атлетов других видов спорта».

Цель и предмет занятий формулировались так: «Развитие въ городѣ Воронежѣ плаванiя на гребныхъ, парусныхъ, паровыхъ и другихъ системъ судахъ...» и «содействiе уменьшенiю несчастiй на водѣ...». С этой целью внутри кружка организовывались состязания, проводились беседы, лекции и выставки, была устроена библиотека, куда выписывались книги и спортивные периодические издания, устраивались различные мероприятия увеселительного характера, а также оказывалось содействие развитию неводных видов спорта.

Об организации яхт-клуба, согласно Уставу.

Членами яхт-клуба могли быть лица мужского пола всех сословий, за исключением несовершеннолетних (из этой категории принимались лишь имеющие классные чины), воспитанников учебных заведений и нижних воинских чинов (даже, в случае, если они достигли совершеннолетия), а также лиц, лишенных по суду прав состояния, или исключенных из клуба и подобных ему Обществ.

Яхт-клуб состоял из почетных, действительных, иногородних членов и сотрудников. Почетные члены освобождались от взносов (как ежегодных, так и единовременных при вступлении). Члены-сотрудники избирались Общим собранием закрытой баллотировкой на 2 года (в Уставе 1908 г. этот срок был сокращен до 1 года), из лиц, оказавших клубу помощь по разным вопросам. По Уставу 1892 г. почетные члены и члены-сотрудники избирались по представлению Комитета, а по Уставу 1908 г. Общее собрание могло выбрать почетных членов и членов-сотрудников по заявлению не менее 10 лиц — членов яхт-клуба. Звание иногородних членов было упразднено при повторной редакции Устава в 1892 г. В Уставе 1908 г. был введен статус пожизненных членов. К ним относились действительные члены, в течение 20 лет исправно платившие членские взносы, или внесшие в кассу единовременно не менее 200 руб. Они избирались Общим собранием по представлению Комитета или закрытой баллотировкой. Пожизненные члены освобождались от уплаты членского взноса.

В начале ХХ в. членов клуба было около 200 (190 — действительных членов, около 10-ти — почетных, нескольких членов-сотрудников).

Читать далее:
Яхт-клуб могли посещать гости по рекомендации и по билету его члена, под его ответственность. Гости были обязаны оплатить входной билет. В качестве гостей допускались лишь те лица, которые могли быть избраны в члены клуба. Позже в Уставе 1908 г. это ограничение было снято, и напротив право свободного входа без платы и рекомендаций была дано членам всех русских и иностранных яхт-клубов, а также проезжим военным чинам Морского ведомства.

В первое десятилетие существования клуба в него допускались и так называемые постоянные посетители. Они платили за годовой билет и пользовались равными правами с членами клуба, но не имели права голоса в Общем собрании. Уставом 1892 г. звание постоянных посетителей было упразднено, и значительная их часть стала действительными членами. В 1908 г. эта категория была восстановлена — постоянными посетителями могли стать женщины и учащиеся, которые по Уставу не могли быть членами клуба.

Командор по уставу клуба избирался на два года. Первым командором клуба был избран П.И. Сафонов (1875-1876 гг.). С 1877 по 1883 гг. эту должность занимал С.М. Карпинский, а в 1884 — 1885 гг. — В. Г. Михалев. В 1890 г. командором клуба стал К.И. Нитче. В 1900 — 1910-е гг. командором был снова избран С.М. Карпинский.

Среди руководителей клуба особое место в его истории принадлежит Сергею Михайловичу Карпинскому. Он был инициатором его создания, основным автором его Устава, и наиболее деятельным членом. Родившись в 1845 г. семье директора Воронежской гимназии, С.М.Карпинский и свою жизнь связал с народным просвещением. Окончив Харьковский университет, он преподавал математику сначала в Тамбовской, а затем в Воронежской гимназии и Воронежском реальном училище. В 1880 — 1910 гг. он был директором Воронежской учительской семинарии. В 1903 г. получил чин действительного статского советника. Состоял членом Комитета вспомоществования учащимся в средних учебных заведениях Воронежа.

Возглавляя в течение многих лет Воронежский яхт-клуб, С.М. Карпинский написал исторический очерк его деятельности (в соавторстве с другим его активным членом — А.В. Миллером), выпущенный к десятилетию основания клуба. С.М. Карпинский совершал дальние путешествия на лодках и составлял их увлекательные описания, писал стихи. В 1880-е гг. увлекался велосипедным транспортом. Был товарищем председателя Воронежского округа ОСВОД, членом Губернского статистического комитета, с 1 декабря 1900 г. — членом Губернской ученой архивной комиссии.

Почетными членами клуба были избраны начальники Воронежской губернии и главы городского самоуправления. Так во второй половине 1880-х гг. почетным членом клуба состоял тайный советник А. В. Богданович, занимавший должность начальника Воронежской губернии. В 1890 г. на эту должность был назначен Е.А. Куровской, также избранный почетным членом яхт-клуба.

В клубе состоял коллежский советник А.Н. Аносов, городской голова Воронежа в 1875 — 1883 гг. Почетным членом клуба был и П.К.Капканщиков, предприниматель, общественный деятель, потомственный почетный гражданин. С 1882 г. — директор «Воронежского попечительного о бедных комитета», с 1883 г. — член попечительного совета гимназий и прогимназий, с 1884 г. — председатель Воронежского музыкального общества. В 1883 — 1887 гг. был городским головой, причем, находясь на этой должности, отказался от жалованья. При нем было приобретено в городскую собственность и довольно быстро отремонтировано здание драматического театра. П.К.Капканщиков был одним из организаторов празднования 300-летия Воронежа. С 1890-х гг. Капканщиков жил, в основном, в Москве, где располагал недвижимостью, продолжая помогать родному городу, где на его средства содержалась богадельня.

Почетным членом яхт-клуба одно время состоял Валериан Семенович Степанцов, один из наиболее известных воронежских энтузиастов спорта. Он был служащим Управления железных дорог, с детства имел искривление позвоночника, поэтому в полной мере спортом заниматься не мог. Он был тренером почти по всем видам спорта, существовавшим в Воронеже: гребле, конькам, тяжелой и легкой атлетикой. Поскольку он был владельцем единственного в то время в Воронеже секундомера, то ни одно более или менее заметное явление в спортивной жизни города не могло обойтись без его участия. При яхт-клубе он организовал атлетический кружок.

Августейшим покровителем клуба стал ген.-адмирал вел.кн.Алексей Александрович.

Принципиальные вопросы, связанные с деятельностью клуба, решало Общее собрание. Текущими делами управлял Комитет под председательством командора (по уставу 1908 г. — вице-командора). Сохранность материальных ценностей была вверена заведующему хозяйством и казначею. На Общем собрании избирались две комиссии. Одна — гоночная под председательством вице-командора, состоящая из 4 членов и 4 кандидатов к ним. Другая комиссия, состоящая из 8 членов и 8 кандидатов, занималась катком яхт-клуба и состояла под председательством особого распорядителя. Эти комиссии также должны были разрабатывать программу гонок, списки призов и вносить предложения по этим вопросам на утверждение Комитета. В начале XXв. спортивную работу в клубе осуществлял Спортивный совет. По Уставу 1908 г. он избирался Общим собранием в числе 5 человек, выбиравших затем из своей среды председателя совета, входившего, по должности, в состав Комитета Клуба. Спортивный совет разрабатывал программу состязаний, организовывал их, созывал комиссии судей. Заседания спортивного совета считались действительными в случае присутствия на них трех человек, считая и председателя.

За общим порядком на пристани, правильностью хранения и эксплуатации лодок следили выборный начальник гавани и его помощник. Как и в других яхт-клубах Российской империи, в Петровско-Воронежском клубе всю техническую работу осуществляли матросы.
Вот что пишут по этому поводу братья Сергей и Георгий Васильевичи Кольцовы (дети члена яхт-клуба Василия Кольцова, занимавшиеся при яхт-клубе спортом):
«Весьма скромное жалование платилось семи или восьми матросам из воронежских крестьян, прошедшим действительную военную службу в царском флоте. Это были крепкие, выносливые люди, привычные к воде, умеющие обращаться с веслом и багром и, что не менее важно, всегда подтянутые и дисциплинированные. Матросы жили тут же, в здании клуба, в общежитии. Старшим у них был заслуженный старый матрос, всеми уважаемый Василий Гаврилович (фамилия его, к сожалению, не сохранилась в памяти). По сути дела он являлся подлинным хозяином и хранителем всего яхт-клубского имущества. Это был коренастый, сурового вида человек с густыми усами — типичный моряк царского флота, каких очень хорошо изображал в своих рассказах Станюкович. Василий Гаврилович, несмотря на угрюмый и суровый вид, отличался большой добротой, охотно давал совет по любому вопросу водного дела, и мы, ребятишки, уважали и любили этого подлинного морского волка. Он жил с семьей в двух маленьких комнатках на втором этаже здания, рядом с общежитием матросов».
Вложения
ustav.png

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 5108
Регистрация: 16.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#11

Сообщение Sergey » 09 окт 2018, 18:37

Сообщение от Natalia:Источник цитаты От усадьбы на противоположный берег вел пешеходный мост.

mst3.jpg
mst2.jpg

из архива В. Елецких

Картина художника Курзанова А. М.: "Яхт-клуб. Воронеж XIXв.":
mst1.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1650
Регистрация: 17.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#12

Сообщение Natalia » 09 окт 2018, 18:53

prt42.jpg


Пристань яхт-клуба и мачта:
Сообщение от Natalia:Источник цитаты Перед зданием Цейхгауза на средства почетного члена Л.И. Нордстранга была устроена мачта, предназначенная для флага яхт-клуба.

prt41.jpg
prt43.jpg
prt40.jpg


"Всемирная иллюстрация", 1886 г.:

Всемирная иллюстрация 1886 г. .jpg

На мачте - кормовой флаг.

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1650
Регистрация: 17.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#13

Сообщение Natalia » 09 окт 2018, 19:45

После революции яхт-клуб работал еще некоторое время, но с 1920-х гг. здание постепенно разрушалось, хотя были планы реконструировать бывший яхт-клуб, и даже открыть музей водной фауны с аквариумом или губернский военный музей. Также есть сведения, что какое-то время здание занимал сухарный завод.

1926 г.:
военный музей.jpg

"Бюллетень объединенного Воронежского губернского и 19-й стрелковой краснознаменной дивизии отделения Военно-научного общества" № 2, 1926 г. (скан от В.Вырыпаевой)

1933 и 1935 г.:
vrz2.jpg
vrz3.jpg


Цитата:
В 1919 году, до начала боев между "красными" и "белыми", Яхт-клуб еще работал. Но вскоре началась "черная" полоса в его истории. На рубеже 1920-1930-х годов отремонтировали первый этаж и передалали его под... рыбоводную станцию, второй же пребывал в полуразрушенном виде задолго до Великой Отечественной войны. Остальное доконали бои 1942 года. Но еще в конце 1960-х годов можно было увидеть остатки фундамента.

Б. Фирсов. Яхт-клуб на Петровском острове// журнал "Воронеж"

Статья полностью:
vrz1.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 5108
Регистрация: 16.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#14

Сообщение Sergey » 09 окт 2018, 19:55

Открытка издательства Контрагенства печати, 1920-е:
rt20-2.jpg


1920-30-е:
rt20-1.jpg
rt20-3.jpg


Во время войны здание бывшего цейхгауза и яхт-клуба было разрушено. Фото с подписью "разрушенный яхт-клуб":
vrz5.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1650
Регистрация: 17.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#15

Сообщение Natalia » 09 окт 2018, 20:09

Редкая открытка неизвестного издания:
2645z.jpg
2646z.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 1650
Регистрация: 17.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#16

Сообщение Natalia » 09 окт 2018, 20:37

Фотографии, подписанные как начало XX века, но, скорее всего, - 1920-е:

gavo20-2.jpg
gavo20-3.jpg
gavo20-1.jpg

из коллекции ВОКМ

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 5108
Регистрация: 16.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#17

Сообщение Sergey » 09 окт 2018, 21:31

Затопленный яхт-клуб, 1933 г.:
Вложения
sd26.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 5108
Регистрация: 16.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#18

Сообщение Sergey » 09 окт 2018, 21:35

1920-1940-е (фотографии из архива ГНИМА им. Щусева):

sd23.jpg
sd24.jpg


Фото того же периода, но немногим более позднее, чем первые два - разрушена крыша, или же снято с другой стороны:
sd25.jpg

collector53
Аватара пользователя
Сообщений: 138
Регистрация: 21.09.2017

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#19

Сообщение collector53 » 10 окт 2018, 15:00

Добавлю, разлив реки Воронеж 1938г.
Вложения
яхт__клуб.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 5108
Регистрация: 16.11.2016

Петровский цейхгауз, яхт-клуб на реке Воронеж

#20

Сообщение Sergey » 30 окт 2018, 19:17

Сообщение от Sergey:Источник цитаты Во время войны здание бывшего цейхгауза и яхт-клуба было разрушено. Фото с подписью "разрушенный яхт-клуб":

И еще (жаль только, что фото в очень низком качестве):
Развалины Воронежского яхт-клуба, разрушенного в годы Великой Отечественной войны (1944 г.)
Вложения
004.jpg


Вернуться в «Река Воронеж - Воронежское водохранилище»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей