Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

Учебные заведения Воронежа
Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7268
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#1

Сообщение Sergey » 30 ноя 2018, 16:01

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет (ВГАСУ) - г.Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84

vgasu.jpg


Центрально-Черноземная область в период с 1928 по 1934 гг. – это административно-территориальная единица РСФСР. В ее состав вошли территории бывших Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний. г. Воронеж стал областным центром. На момент создания ЦЧО в регионе было только 2 высших учебных заведения: Воронежский университет и Воронежский сельскохозяйственный институт. В связи с начавшейся индустриализацией и масштабным строительством была значительная нехватка специалистов инженерного профиля, требовалось создание новых учебных заведений – Высших технических учебных заведений (ВТУЗов). Летом 1930 года решено было открыть Строительный ВТУЗ.

Попытки организовать подобное учреждение предпринимались и ранее. В 1920 году Среднее механико-технологическое училище имени Петра Великого (открытое в 1908 г.) было преобразовано в техникум, в который могли поступать лица, имеющие знания в пределах школ II ступени (6-9 классов), и, пройдя 3-х летний курс по соответствующим отделениям выходили инженерами-специалистами в той или иной области техники. Студенты обучались на 4 отделениях: механическое, химико-технологическое, строительное, керамическое. Воронежский техникум по постановлению Главпрофобра был выделен в число ударных технических учебных заведения с соответствующим материально-техническим обеспечением студентов и профессуры. В 1921 году техникум был преобразован в высшее учебное заведение нового типа – Практический политехнический институт, который давал лицам, окончившим его, звание инженеров широкой специальности с правом управления фабриками и заводами. Воронеж оказался в незначительном числе городов, в которых были открыты подобные учебные заведения. В 1921 году на трех факультетах института (строительном, электро-техническом, химическом) проходило обучение 193 студента. Вскоре этому первому высшему техническому учебному заведению было присвоено имя Г.М. Кржижановского. К 1923 году число студентов достигло 347 человек. Но на тот момент выполнить задачу по подготовке специалистов широкого профиля оказалось не возможным ввиду отсутствия достаточного количества преподавателей и материально-технической базы. В конце 1923 года студенты Практического института были распределены по ВУЗам Москвы и Ленинграда, где они завершили полный курс, многие стали впоследствии видными организаторами производства и научными работниками. А институт был реорганизован в Индустриальный техникум. В нем были открыты три отделения: тракторное, теплотехническое и дорожно-строительное.

К концу 1920-х гг. начинается гигантский размах индустриализации страны, первые пятилетки поставили острую проблему подготовки инженерных кадров. Время требовало не только количества, но качество специалистов. В соответствии с решением ноябрьского пленума (1929 г.) 23 июня 1930 года было принято постановление ЦИК и СНК №40/237 "О реорганизации высших учебных заведений, техникум и рабфаков", в числе ряда учебных заведений решено было реорганизовать Воронежский индустриальный техникум в технический ВУЗ (№167), а 26 июня 1930 года ВКП(б) ЦЧО прияли решение об открытии в Воронеже индустриального техникума нового строительного ВТУЗа (Высшего технического учебного заведения). Инициаторами реорганизации техникума в институт выступили преподаватели техникума (К.А. Жилинский, Е.Е. Дольский, А.И. Беликов, И.Н. Трунов и др.), которых поддержали представители общественных организаций. 15 июня 1930 г. учебно-методическим сектором НКП был утвержден учебный план с 3-мя специальностями: конструкторским, промышленного и гражданского строительства при 2-х факультетах: общетехническом и специальном.

14 августа 1930 года в газете «Коммуна» было опубликовано постановление Президиума Облисполкома о реорганизации Воронежского индустриального техникума в мощный строительный ВТУЗ.

Первые месяцы институт находился в системе учебных заведений Стройобъединения при Совете Народного Хозяйства РСФСР. Сразу же при институте был создан техникум с 4-х годичным сроком обучения и курсы переквалификации техников-строителей в инженеров узкой специализации с 2-х годичным скором обучения. Институт вместе с техникумом и курсами повышения квалификации назывался Воронежский учебно-строительный комбинат (ВУСК) – некое подобие опорного образовательного учреждения для подготовки инженерных кадров. На тот момент обучение проводилось лишь в вечернее время ввиду нехватки помещений. Все это зафиксировано в документах ВСНХ РСФСР:

Протоколом №1 совещания правления Росстоя ВСНХ РСФСР от 10 января 1931 года поручено сектору кадров Росстоя добиться через ВСНХ РСФСР утверждения института и взятия его на госбюджет. Согласно этого же протокола Воронежский строительный институт входил в состав Воронежского учебно-строительного комбината.

Согласно приказу ВСНХ РСФСР №51 от 24 января 1931 года в связи с прекращением деятельности Стройобъединения ВСНХ РСФСР и выделении из его состава Росстоя и Росстойматериала, подтверждалось открытие в системе Росстоя института с количеством контингента 115 человек. Поручить сектору кадров проследить за дальнейшей судьбой всей деятельности института.

Необходимо было укрепить материально-техническую базу учебного заведения, поэтому в начале 1931 года на расширенном заседании Комитета по высшему образованию при ВЦИК СССР, проходившему под председательством Г.М. Кржижановского, было решено передать Воронежский учебно-строительный комбинат в ведение Гражданского Воздушного флота, который и должен был обеспечить институт материально-технической базой. 12 февраля 1931 года вышел приказ №139 Правления Всесоюзного объединения Гражданского Воздушного Флота, в котором объявлено о переходе в ведение «Гражданавиафлота» ВУСКа с количеством обучающихся в ВТУЗе – 115 человек, в техникуме – 325 человек. Благодаря реорганизации уже в феврале 1931 года у института появилось свое здание на улице Чайковского и студенты перешли на дневное обучение с двумя отделениями: аэродромостроения и наземные сооружения. В институте была введена военизированная система обучения, контингент преподавателей и студентов имел специальную форму ГВФ и составлял полк. ВУСК был переименован в Институт Гражданского воздушного флота. Весной 1931 года развернулось строительство корпуса на ул. Верейкиса (сейчас ул. XX-летия Октября), которое завершилось в 1933 году. Постановлением СНК СССР от 11 мая 32 года №621 Строительному ВТУЗу присвоено наименование «Воронежский инженерно-строительный институт». Воронежский инженерно-строительный институт был назван в титулярном списке Вузов, техникум и рабфков союзного подчинения под №3, в котором обучалось 175 студентов. 25 марта 1933 года коллегия главного управления Гражданского Воздушного флота принимает решение о ликвидации Воронежского инженерно-строительного комбината. Требуется большая поддержка партийных и советских органов Центрально-Черноземной области и администрации института. В итоге Совет народных комиссаров 31 июля 1933 года принял решение передать институт в Народный комиссариат тяжелой промышленности (Приказ по Главному управлению Гражданского Воздушного флота от 15 августа 1933 года №471).

11 марта 1939 года (постановление ЭКОСО №223) институт передается в ведение Народного комиссариата промышленности строительных материалов СССР (приказ НКПСМ СССР от 21 марта 1939 №44), с этого момента учебное заведение стало называться Воронежским инженерно-строительным институтом (ВИСИ).

19 июня 1941 года решением Совета народных комиссаров от 19 июня 1941 года ВИСИ был реорганизован в Воронежский авиационный институт, который в октябре-декабре 1941 года эвакуировали в г. Ташкент.

По мере продвижения наших войск на Запад руководством Народного Камиссариата Авиационной промышленности было принято решение о ликвидации ВАИ. На его базе был открыт Ташкентский авиационный техникум. Для завершения обучения студенты старших курсов были переведены в Куйбышевский авиационный институт, туда же была направлена часть преподавателей. Основной контингент студентов и преподавателей был отправлен в Ленинград для возрождения Ленинградского института авиационного приборостроения (ЛИАП). Туда же было вывезено часть оборудования и библиотека. Таким образом, на базе довоенного ВАИ били созданы ЛИАП, Ташкентский авиатехникум и существенно укрепился Куйбышевский авиационный институт.

Что касается нахождения института в Воронеже. Во время оккупации серьезно пострадало здание института, уцелело лишь левое крыло. В августе 1943 года СНС СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Вновь встал вопрос о подготовке строительных кадров высшей квалификации. Поэтому, руководство Воронежской области принимает решение о возобновлении работы инженерно-строительного института. 4 мая 1944 года Постановлением СНК СССР №501 об открытии Воронежского инженерно-строительного института.

В конце 1930-х – начале 1940-х гг. лишь 2 ВУЗа готовили инженеров для промышленности: ВИСИ и Химико-технологический институт, а также отдельные факультеты госуниверситета. ВИСИ выпускал инженеров-строителей промышленного и гражданского строительства а также инженеров по проектированию и производству строительных деталей и конструкций на двух факультетах инженерно-строительном и инженерно-технологическом.

С первых лет своего существования институт неуклонно расширял свою материально-техническую и учебную базы (имелось 16 кафедр, 16 лабораторий, 9 кабинетов и учебных мастерских с новейшим оборудованием), укреплял ряды своего профессорско-преподавательского коллектива (из числа выпускников штат пополнялся штат преподавательского состава), укреплял связь с производством (участвовали в строительстве всех предприятий Воронежа и области) – все это позволило институту быстро расти и вскоре он превратился в крупный научно-методический центр. Не случайно в 1930-е гг. в институте был открыт Научно-Исследовательский Сектор (НИС), который возглавлял профессор Б.Т. Ив, а сам ВУАК попал в числе важнейших учебных заведений союзного подчинения.

Выводы:

Таким образом, созданное в 1930 году Высшее техническое заведение (в разные годы меняющий название: Строительный ВТУЗ – Воронежский учебно-строительный комбинат – Институт гражданского воздушного флота – Воронежский инженерно-строительный институт – Воронежский авиационный институт - Воронежский инженерно-строительный институт) изначально было создано как опорный технический ВУЗ для подготовки инженерных кадров, что решало важную задачу - обеспечение страны и региона инженерными кадрами не только строительных специальностей, но и инженеров широкого профиля, в том числе авиастроителей. В первые два десятилетия своего существования институт значительное время находился в подчинении Гражданского Воздушного флота и Народного Комиссариата авиационной промышленности, а в самом институте обучение было военизированным. Материально-техническая и учебная база способствовали созданию на базе института научно-методического регионального центра. В дальнейшем на основе материально-технической базы института были созданы ЛИАП и Ташкентский авиатехнику, а также существенно укрепился Куйбышевский авиационный институт. Не случайно, в мае 1944 года, СНК принял решение о возобновлении работы ВИСИ, понимаю значимость данного учебного заведения. Причем возобновил работу не только институт, но техникум, который существовал при нем, а значит и в 1944 году институт продолжал выполнять функции опорного учебного заведения. Существование Авиационного института в Воронеже во многом предопределило организацию в 1956 году Политехнического, а спустя 60 лет после этого произошло историческое объединение двух учебных заведений с единой предысторией. В 2016 году начался новый этап истории учебного заведения перешло в новый этап своей истории – Опорный технический университет, в некотором смысле вернувшись к изначальному стратегическому значению для региона.

Считаем, что на основании всего вышеизложенного можно считать датой основания Опорного университета дату открытия ВГАСУ, т.е. с июня 1930 года.

Справка подготовлена директором Музея инженерного дела Медведевой М.В.

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7268
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#2

Сообщение Sergey » 30 ноя 2018, 18:00

Довоенный облик института - в стиле конструктивизм

1930-е:
30st.jpg


Фотография 1936г. и вид со двора (update: по фото со двора - снимок послевоенный, обсуждение ниже по теме)
1936str.jpg
min5.jpg


Если не ошибаюсь - строительство университета:
str.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7268
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#3

Сообщение Sergey » 30 ноя 2018, 19:14

До постройки корпуса на современной ул. 20 лет Октября институт занимал здание в районе современной улицы Чайковского:
Сообщение от Sergey:Источник цитаты ...Благодаря реорганизации уже в феврале 1931 года у института появилось свое здание на улице Чайковского и студенты перешли на дневное обучение с двумя отделениями: аэродромостроения и наземные сооружения. ...

Так, в 1932 г. значится адрес пл.III Интернационала, 14:
31st.jpg


Сообщение от Sergey:Источник цитаты Весной 1931 года развернулось строительство корпуса на ул. Верейкиса (сейчас ул. XX-летия Октября), которое завершилось в 1933 году.

Заметка об окончании строительства нового корпуса учебного комбината гражданского воздушного флота, 1933 год:
32st.jpg

Б. Петровская - старое название ул. 20 лет Октября.


murawey
Сообщений: 192
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#5

Сообщение murawey » 30 ноя 2018, 20:46

Довоенный снимок института. Источник http://domofoto.ru/photo/61453/
Вложения
image.jpeg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3348
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#6

Сообщение Natalia » 30 ноя 2018, 22:17

murawey, спасибо!, четко видно все детали - оконные переплеты, где кирпичи, где шлакоблоки. И пирамиды. Вот пирамиды, две, на нечетких фото они не бросаются в глаза, а здесь - во всей красе, зачем только они ризалиту, какие-то совсем инородные для него) Если только это два обелиска как символы нового, революционного величия...

murawey
Сообщений: 192
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#7

Сообщение murawey » 30 ноя 2018, 22:52

А мне наоборот они нравятся. Придают движения вверх, к небу. ВУСК Аэрофлот прям читается. Советский ар-деко. Жаль, что здание так и не оштукатурили до войны.
Вот это фото послевоенное, начало восстановления download/file.php?id=16943

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3348
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#8

Сообщение Natalia » 30 ноя 2018, 23:00

Сообщение от murawey:Источник цитаты А мне наоборот они нравятся. Придают движения вверх, к небу. ВУСК Аэрофлот прям читается. Советский ар-деко.

Может быть. Еще бы в натуре на них посмотреть и все в целом лицезреть, у здания оказавшись...
Сообщение от murawey:Источник цитаты Вот это фото послевоенное, начало восстановления

Да, точно, - большие окна заложили же уже, не заметили

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7268
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#9

Сообщение Sergey » 01 дек 2018, 13:53

Восстановление после ВОВ:

v2.jpg
v1.jpg

v3.jpg
v4.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7268
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#10

Сообщение Sergey » 01 дек 2018, 15:34

Обсуждение проекта восстановления главного корпуса ВИСИ.

img053.jpg
1948г.

Слева направо стоят: В.М.Королевцев, Н.В.Троицкий; сидят: В.Н.Казаков, М.В.Георгиевский, К.А.Жилинский, Е.И.Анохина.

murawey
Сообщений: 192
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#11

Сообщение murawey » 01 дек 2018, 15:42

Фрагмент проекта.
p1.jpeg

Если тупо отзеркалить и приладить получится примерный проект :). Только вот с тенями беда :)
p2.jpeg


Жаль, что как часто это делалось, при строительстве отступили от проекта в деталях.

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7268
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#12

Сообщение Sergey » 01 дек 2018, 15:50

О строительстве главного корпуса ВИСИ:

В начале 1931 года институт поселился в небольшом, но отдельном двухэтажном здании на улице Чайковского, что позволило ему вести работу в дневное время. В нем получила одну комнату и кафедра архитектуры.

Троицкому руководство института поручило разработать эскизный проект нового собственного здания института для строительства его на свободном участке, который был отведен на улице Большая Чижовская (20-летия Октября).

Главный учебный корпус Воронежского инженерно-строительного института архитектор стремился сделать солидным и удобным, как главный корпус СХИ. Поэтому, несмотря на то, что Троицкий был связан по рукам тогдашними строительными нормами проектирования вузов, он все-таки сумел спроектировать в своем здании светлые коридоры и высокие аудитории.

Этот проект был одобрен в Москве, довольно быстро построен, и к 1933 году институт перешел в новое здание.

Интересно, что в начале 30-х годов разработка рабочего проекта здания Воронежского инженерно-строительного института велась в одной московской проектной организации. Там решили, что само здание института необходимо сделать наглядным пособием для студентов, и поэтому его нужно построить из возможно большего числа разнообразных конструкций. Таким образом, были запроектированы одновременно скатные и плоские крыши корпусов, железная, черепичная и шиферная кровли, кирпичные и из бетонных блоков стены, деревянные и металлические междуэтажные перекрытия, наклонные и висячие стропила. Однако «новаторы» не учли, что большинство конструкций будет скрыто от глаз студентов, а архитектура здания окажется весьма странной.

В итоге Троицкому пришлось весь рабочий проект пересоставлять заново. А так как изначально горе-проектировщики лишили здание цоколя, то из экономических соображений руководство решило отказаться от него. Так и построили здание с полом первого этажа в уровне земли. Поэтому, когда была спланирована улица, пол оказался ниже не только проезжей части, но и тротуара, и впоследствии в курдонере (парадном дворе перед зданием, ограниченном главным корпусом и боковыми флигелями) пришлось искать сложное решение водоотводов.

из книги о Н.В.Троицком "Эпоха сложных решений", А.Л.Зеленина, В.А.Митина

murawey
Сообщений: 192
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#13

Сообщение murawey » 01 дек 2018, 17:10

Сообщение от Sergey:Источник цитаты Весной 1931 года развернулось строительство корпуса на ул. Верейкиса (сейчас ул. XX-летия Октября), которое завершилось в 1933 году.

Строительство здания началось в 1932 году, в 1933-м было построено только одно крыло здания, полностью строительство завершено только в конце 1935 года. Почему-то у строений, спроектированных Н. В. Троицким до войны почти все датировки отнесены "на пораньше".

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3348
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#14

Сообщение Natalia » 01 дек 2018, 19:26

Сообщение от murawey:Источник цитаты Если тупо отзеркалить и приладить получится примерный проект . Только вот с тенями беда :)

Тени это неважно, главное то видно :) . Воот, там, оказывается, пирамидки еще и на боковых крыльях должны были быть, и еще по центру что-то похожее на эмблему гражданского воздушного флота - крылатые серп и молот,
1324757308.jpg

которых на фотографиях 1930-х нет, да и не оштукатурили еще. С этими элементами задумка становится гораздо понятнее.

Сообщение от murawey:Источник цитаты Почему-то у строений, спроектированных Н. В. Троицким до войны почти все датировки отнесены "на пораньше".

Видимо, был у него интерес так сдвигать даты и искажать историю.

Сообщение от murawey:Источник цитаты в 1933-м было построено только одно крыло здания

Получается, пока только об этом, правом крыле написала в 1933 году "Коммуна", причем указано "новый корпус закончен строительством", и здесь справа - оно же, но со стороны главного фасада.

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7268
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#15

Сообщение Sergey » 01 дек 2018, 20:16

Сообщение от Sergey:Источник цитаты в начале 1931 года на расширенном заседании Комитета по высшему образованию при ВЦИК СССР, проходившему под председательством Г.М. Кржижановского, было решено передать Воронежский учебно-строительный комбинат в ведение Гражданского Воздушного флота, который и должен был обеспечить институт материально-технической базой. 12 февраля 1931 года вышел приказ №139 Правления Всесоюзного объединения Гражданского Воздушного Флота, в котором объявлено о переходе в ведение «Гражданавиафлота» ВУСКа с количеством обучающихся в ВТУЗе – 115 человек, в техникуме – 325 человек. Благодаря реорганизации уже в феврале 1931 года у института появилось свое здание на улице Чайковского и студенты перешли на дневное обучение с двумя отделениями: аэродромостроения и наземные сооружения. В институте была введена военизированная система обучения, контингент преподавателей и студентов имел специальную форму ГВФ и составлял полк. ВУСК был переименован в Институт Гражданского воздушного флота.

Вот они - студенты тех лет:

s1.jpg
s8.jpg

s2.jpg
s3.jpg
s4.jpg

s5.jpg
s6.jpg
s7.jpg

murawey
Сообщений: 192
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#16

Сообщение murawey » 02 дек 2018, 11:38

На этом снимке download/file.php?id=16976&mode=view в середине сидит Подпоринов В. Н. Ректор института в 1931-1932 гг.А справа, похоже, будущий ректор С.Ф. Смирнов 1938-1941 гг. Во всяком случае, на этих фото он присутствует: download/file.php?id=16977&mode=view, download/file.php?id=16975&mode=view, download/file.php?id=16974&mode=view

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7268
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#17

Сообщение Sergey » 02 дек 2018, 12:50

История Воронежского государственного архитектурно-строительного университета
В 1930 году по инициативе партийных и советских орга­нов Воронежской области был издан приказ Стройобъединения ВСНХ РСФСР об открытии в городе Воронеже строительного института на базе Индустриального тех­никума, имевшего в своем составе теплотехническое и строительно-дорожное отделения. Одновременно были ор­ганизованы курсы для подготовки рабочей молодежи к вступительным экзаменам в институт.

Исполняющим обязанности директора института был назначен Н.Я. Фролов, которого вскоре в связи с болезнью сменил тридцатипятилетний студент четвертого курса, член ВКП(б), участник гражданской войны В.Н. Подпоринов. Пожалуй, это един­ственный случай в истории российской высшей школы, ког­да директором института был назначен студент того же вуза.

Важной вехой считается 1 октября 1930 г., когда в од­ном из помещений городского Дворца труда профессор К.А. Жилинский прочитал первую в истории нашего института лек­цию по строительному делу.

Сразу после организации института группа преподава­телей, под руководством архитектора Н.В. Троицкого, при­ступила к работе по проектированию учебно-лаборатор­ного корпуса ВИСИ, и уже в январе 1931 г. проект был утвержден. В апреле 1931 г. было начато строительство нового корпуса, а в 1933 г. к началу нового учебного года ин­ститут получил первое собственное здание (нынешний корпус № 2, теперь являющийся памятником истории и ар­хитектуры XX века) площадью 7200 квадратных метров.

К 1935 году было построено и два общежития: для сту­дентов – на 1000 человек и для преподавателей – на 50 человек.

Студенты института в те годы обучались на двух фа­культетах – конструкторском и строительном, со сроком обучения пять лет. Вуз готовил инженеров-строителей промышленного и гражданского строительства и инжене­ров по проектированию и производству строительных де­талей и конструкций. При институте работал и техникум с 4-годичным сроком обучения. Кроме того, функциониро­вали курсы по переквалификации техников-строителей в инженеры с двухгодичным сроком обучения. Первый выпуск инженеров-строителей в количестве 77 человек по ускорен­ной программе был осуществлен в 1932 г.

В предвоенные годы ректорами института последовательно были: Н.Я. Фролов, В.Н. Подпоринов, Н.Н. Некрасов, А.В. Крапивный, Г.Ф. Черкасов, С.Ф. Смирнов, В.В., Адерихин Н.И.
Читать далее:
По проектам, выполненным преподавателями кафедры архитектуры под руководством профессора Н.В. Троицко­го, были построены здания медицинского, зооветеринарно­го институтов, промбанка, управления дороги Москва – Донбасс, и другие административные и хозяйственные со­оружения. Активно велась издательская работа: выпуска­лись монографии, учебники и учебные пособия ведущих спе­циалистов того времени, в 1940 г. вышел первый сборник на­учных трудов сотрудников института.

За весь предвоенный период институт подготовил 520 инженеров-строителей, многие из которых впоследствии стали крупными руководителями производственных пред­приятий.

Вероломное нападение немецко-фашистских захватчи­ков нарушило мирный ход жизни и нашего института. На­чался период Великой Отечественной войны – решался во­прос о свободе и независимости нашего Отечества. Защита Родины была вместе с тем и выполнением великой исто­рической миссии народов СССР по спасению человечества от фашистской угрозы. Вся научная и академическая об­щественность страны, профессора, преподаватели, со­трудники и студенческая молодежь стали перед лицом но­вых и сложных задач, серьезных трудностей и суровых ис­пытаний.

Военные годы в истории Воронежского государственно­го архитектурно-строительного университета занимают особое место. Вся его научная, учебная, общественная жизнь в эти годы стала определяться военными условиями и задачей мобилизации работы всего коллектива, направ­ленной на помощь фронту.

За годы войны учеными были выполнены многие десят­ки научно-исследовательских работ, которые имели важ­ное оборонное и народнохозяйственное значение.

Лозунг «Все – для фронта, все – для Победы!», выдви­нутый в первые дни войны, не был пустой фразой, он прони­зывал сознание каждого человека и был девизом каждого коллектива. Во время войны многие научные работники, преподаватели и студенты института ушли на фронт. Некоторые из них отдали свою жизнь за Победу: Говорухин И.М., Кириленко В.Ф., Клеймёнов М.И., Комаров Е.А., Копытин Б.А., Макаров В.В., Минервин В.В., Морозов B.C., Салехов С. В., Толмачёв А.И., Тростянский Б.Г., Трунов М.И., Ушков В.Д., Чалых А.Д., Щербаченко Ю.С. и др.

За несколько дней до начала Великой Отечественной войны, 19 июня 1941 г., ВИСИ был в очередной раз реоргани­зован – теперь уже в авиационный институт, который в декабре того же года вместе с научным оборудованием был эвакуирован в город Ташкент.

По возвращению в 1944 г. из эвакуации вуз вновь получил профиль инженерно-строительного института и коллек­тив начал работу по восстановлению разрушенных за вре­мя войны своего родного города и здания института. Уце­лело только одно крыло главного корпуса, многие лабора­тории располагались в душевых и санузлах, не хватало пре­подавателей. Однако именно в это время необходимо было восполнять потерю инженеров-строителей, в которых так остро нуждалась страна, и параллельно восстанавливать разрушенное хозяйство института. В этом деле не­оценима заслуга директора института, выпускника ВИСИ, В.Н. Казакова (ректор в период 1944 г. по 1955 г.), который в тяжелейших условиях того времени приложил много сил для мобилизации усилий студентов и преподавателей в це­лях восстановления из руин материальной базы институ­та.

Значительны и неоценимы заслуги института в возрож­дении из руин города Воронежа, входившего в число 15 ста­ринных русских городов, подлежащих первоочередному вос­становлению.

Преподаватели института под руководст­вом профессора Н.В. Троицкого разработали научные осно­вы генерального плана восстановления и реконструкции го­рода, промышленных предприятий.

По их проектам были построены жилые дома и крупнейшие общественные здания – Дом Советов, Дом книги, управление Ю.В.Ж.Д., областная библиотека, драмтеатр, гостиница «Воронеж», кинотеатр «Спартак», шесть вузовских комплексов и др.

Эти здания на последующие десятилетия определили архитектурный облик Воронежа.

После ухода с поста директора В.Н.Казакова (1955 г.) ру­ководство института в 50-х годах осуществляли профес­сор В. В. Помазков (с 1955 г. по 1957 г.) и профессор Л. К. Ла­рионов (с 1957 г. по 1959 г.).

50-е годы характеризуются бурным развитием инсти­тута. Росла его материальная база, совершенствовался учебный процесс, укреплялись научные и производственные связи с проектными и строительными организациями. Чис­ленность преподавателей выросла с 30 человек в 1930 г. до 178 в 1958 г. В 1955 году прием студентов на дневное отде­ление достиг 500 человек и превысил прием 1950 года более, чем в два раза.

В 1951 году начал свою преподавательскую деятель­ность А.В. Миронов, автор более 50 крупных жилых и об­щественных объектов, в том числе Дома книги, главного корпуса медицинской академии, здания администрации Во­ронежской области, театра оперы и балета. С 1968 года он становится профессором кафедры архитектурного проек­тирования ВИСИ. В знак благодарности за его многочисленные труды и вклад в развитие архитектуры города его именем названа одна из улиц Северного района г. Воронежа.

С 1956 года начинается зарождение всесоюзного движе­ния по освоению целинных и залежных земель, которое в свою очередь породило студенческие строительные отря­ды. Студенческие строительные отряды явились хорошей производственной школой для студентов ВИСИ – будущих руководителей строек и строительных организаций.

В 1959 г. в институте впервые начал функционировать диссертационный совет по присуждению ученой степени кандидата технических наук, что существенно повысило статус института.

60-е годы ознаменовались дальнейшим развитием инсти­тута, во главе которого с 1959 по 1971 гг. находился та­лантливый ученый и организатор – профессор P.C. Шеляпин. Под его руководством улучшилась материальная база института. Расширялись и оснащались новым оборудова­нием лаборатории, что позволило существенно модернизи­ровать учебную и научно-исследовательскую работу ка­федр.

В этот период был выполнен большой объем научно-ис­следовательских работ по изучению свойств новых строи­тельных материалов с применением пластмасс (проф. A.M. Иванов), динамических свойств строительных конструк­ций (проф. B.C. Костромин), высокоэффективных железо­бетонных и сетчатых конструкций (А.А. Долженко).

В 1961 г. был открыт механический факультет. В том же году было создано студенческое конструк­торское бюро (СКВ), целью которого являлось максималь­ное сближение учебного процесса с производством. Работа студентов в студенческом конструкторском бюро заметно повышала их инженерную квали­фикацию, закрепляла на практике знания, полученные в аудиториях института.

Наиболее яркими событиями данного десятилетия яв­ляются: появление первых иностранных студентов из Вьетнама, введение в эксплуатацию комплекса из трех спортивных залов (1961 г), открытие новой специальности «Автоматизация и комплексная механизация строитель­ного производства» (1963 г.), первый выпуск инженеров-строителей по специальности «Теплогазоснабжение и вен­тиляция» (1965 г.), открытие новой специальности «Эко­номика и организация строительства» (1967), введение в эксплуатацию нового учебно-лабораторного корпуса (по ул. Станкевича) площадью 7000 м2 (1968 г.).

С 1961 по 1970 гг. было подготовлено и выпущено по всем формам обучения (дневная, вечерняя, заочная) 3319 инжене­ров.

В 1971 году ректором становится профессор Н.А. Улья­нов (с 1971 г. по 1981 г.).

В этот период ВИСИ превращает­ся в крупный многопрофильный вуз страны, дополнительно открываются новые факультеты: инженерно-экономичес­кий (1971 г.), архитектурный (1973 г.), факультет сельско­хозяйственного строительства (1979 г.), вечерний факуль­тет (1973 г.). Мощный рывок совершается в развитии ма­териально-технической базы института, открываются новые научные и учебные лаборатории. В период работы Н.А. Ульянова было построено два учебно-лабораторных корпуса общей площадью более 16000 м2, два студенческих общежития на 1200 мест, студенческая столовая, откры­ты санаторий-профилакторий и спортивно-оздорови­тельный лагерь на живописном берегу реки Усманка. Введён в строй учебно-научный полигон, велось строительство библиотечного корпуса и спортивного комплекса.

В 1975 году был соз­дан музей института.

Н.А. Ульянов – участник Великой Отечественной вой­ны, награжденный многими орденами и медалями, был тя­жело ранен, но, обладая незаурядной волей и целеустремленностью, стал мастером спорта СССР, чемпионом СССР по конькобежному спорту, доктором технических наук, про­фессором. Он, одним из первых в истории института, полу­чил высокое звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». Более 20 его учеников защитили кандидатские диссертации, а пятеро из них в настоящее время стали док­торами наук, профессорами.

Результатом многолетней и плодотворной деятельнос­ти Н.А. Ульянова и возглавляемого им коллектива стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1981 г. о на­граждении института орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров для народного хозяйства и развитии научных исследований.

С 1 марта 1982 г. институт возглавил заслуженный де­ятель науки РФ, доктор технических наук, профессор A.M. Болдырев.

С его деятельностью связана двадцатилетняя история вуза (март 1982 г. – октябрь 2002 г.). Главными задачами своей работы руководство института определило поддер­жание и развитие сложившихся в вузе традиций; непрерыв­ное наращивание его материального и интеллектуального потенциала; совершенствование учебного процесса и науч­но-исследовательской работы.

В 1982 г. было завершено строительство учебного кор­пуса № 5, в котором разместились библиотека института и большой игровой спортивный зал.

Значительно улучшился качественный преподавательс­кий состав института: количество докторов наук, про­фессоров за этот период выросло с 14 до 47.

Под руководством ведущих ученых института активно велась научно-исследовательская работа по актуальным вопросам теории и практики строительной отрасли. С 1986 по 1990 гг. учеными ВИСИ в производство было внед­рено 143 разработки, 8 раз вуз становился участником ВДНХ СССР и разработки были удостоены ряда медалей.

Во второй половине 80-х годов в институте реализована программа по совершенствованию учебного процесса: внед­рялись новые методы обучения (деловые игры, проблемное обучение, машинный контроль знаний, элементы научного исследования, и применение электронно-вычислительной техники в курсовом и дипломном проектировании и др.). Для повышения эффективности научной деятельности ву­за и привлечения базы строительной отрасли к подготов­ке инженеров в ведущих строительных и проектных орга­низациях были созданы филиалы выпускающих кафедр.

К середине 80-х годов ВИСИ становится одним из веду­щих вузов страны.

Минвузом РСФСР на ВИСИ возлага­ются функции учебно-методического центра по подго­товке инженерных строительных кадров в вузах Цент­рального Черноземья, а также центра по координации ра­боты вузов России, ведущих подготовку инженеров-стро­ителей по заочной форме обучения для Народной Респуб­лики Болгарии.

В 1985 г. ВИСИ занимает третье место среди строи­тельных вузов России и первое место среди вузов г. Вороне­жа, а коллектив института награждается Почетной гра­мотой Минвуза РСФСР.

В 1987 г. на строительном факультете началась широ­кая подготовка национальных кадров инженеров-строите­лей для стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В 1990 г. образован гуманитарный факультет и открыт факультет довузовской подготовки.

В 1991 г. ВИСИ первым среди строительных вузов РСФСР и среди вузов г. Воронежа прошел государственную аккредитацию, и в 1993 году ВИСИ преобразован в Воро­нежскую государственную архитектурно-строительную академию (ВГАСА).

В декабре 1993 г. приказом ВАК РФ утвержден состав первого совета по защите докторских диссертаций. Пер­вым соискателем, защитившим докторскую диссертацию в этом совете в 1995 г., был выпускник ВИСИ – ныне заведу­ющий кафедрой технологии вяжущих веществ и бетонов Е.И. Шмитько.

В 1994 году профессора А. М. Болдырев, Е.Д. Белоусов и Е.М. Чернышев избраны в состав членов-корреспондентов Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН).

В 1997 году открыта новая специальность «Городское строительство и хозяйство», а спустя год – специальности «Пожарная безопасность» и «Дизайн архитектурной среды».

В октябре 2000 г. вуз получил статус Воронежского го­сударственного архитектурно-строительного универси­тета.

В 2001 г. ВГАСУ прошел международную аккредитацию в Великобритании, в Международном институте инженеров-строителей. Аккредитованными специальностями стали: «Промышленное и гражданское строительство», «Автомо­бильные дороги и аэродромы», «Водоснабжение и водоотве-дение», «Теплогазоснабжение и вентиляция». Дипломы вы­пускников этих специальностей стали эквивалентными международным стандартам образования в строительной отрасли.

В октябре 2002 года ректором ВГАСУ был избран док­тор технических наук, профессор И.С. Суровцев, определив­ший новую стратегию деятельности вуза в условиях пере­хода страны к принципам рыночной экономики. С приходом нового ректора жизнь университета получила и новый им­пульс.

Приоритетом дальнейшей стратегии университета становится развитие вуза как высшего учебного заведения исследовательского и инновационного типа, предполагаю­щего высокий уровень и значительный объем научных ис­следований, инновационный подход ко всем сферам деятель­ности.

Вступив в век высоких технологий, строительная от­расль стала остро нуждаться в специалистах новой форма­ции. В эпоху экономических знаний и инноваций университет осуществляет подготовку нового поколения специалис­тов, формирует прогрессивное мировоззрение, общечелове­ческие и профессиональные компетенции, позволяющие вы­пускникам адаптироваться в социокультурную жизнь Рос­сии и стран мирового сообщества.

Для обеспечения воспроизводства интеллектуального потенциала, генерации и трансформации новых знаний 10 декабря 2003 года приступил к работе филиал в городе Борисоглебске. Созданы новые кафедры: прикладной информа­тики, связей с общественностью, управления строитель­ством, экспертизы и управления недвижимостью.

В сентябре 2003 г. был сдан в эксплуатацию новый учеб­но-лабораторный корпус для механико-автодорожного фа­культета. В 2004 г. начато строительство 7-го учебного корпуса площадью 15500 м2, с современными лабораториями, акто­вым и конференц-залами, столовой на 300 мест и простор­ными аудиториями. Часть этого учебного корпуса будет введена в эксплуатацию в ближайшее время.

В 2004 г. в Женеве (Швейцария) ВГАСУ был награжден международным призом за качество. Помимо выполнения многих работ по заказам государства и конкретных пред­приятий, ученые университета занялись разработкой важ­нейших региональных вопросов, таких как генеральный план развития Воронежа, программа реконструкции жи­лищно-коммунального комплекса области и др.

С 2005 г. ВГАСУ реализует образовательные програм­мы по 29 специальностям (из них 13 новых, создание кото­рых продиктовано требованиями рынка).

В этом же году создан студенческий отряд правоохрани­тельной направленности «МОНОЛИТ ВГАСУ».

Углубляя интеграцию с Российской академией архитек­туры и строительных наук, а также отраслевыми научны­ми и проектными институтами, крупными научно-произ­водственными объединениями, 25-27 мая 2004 года во ВГАСУ прошел крупнейший форум – Общее собрание РААСН, где более 200 членов РААСН, архитекторов, градо­строителей, ученых-строителей и иностранных членов академии обсуждали актуальные проблемы и задачи разви­тия современного градостроительства и архитектуры.

Тесные связи с академической наукой выразились в переводе в 2005 году Центрального отделения РААСН из Москвы в Воронеж, ко­торым руководит академик РААСН, профессор Е.М. Чернышов. 2006 год ознаменовался значительным улучшением мате­риально-технической базы вуза. Существенно обновлены фонды библиотеки, создан электронный каталог, закупле­но новое оборудование, введены в строй новые сетевые учебные классы. Формируется новая стратегия деятель­ности библиотеки – активное внедрение новых библиотечно-информационных технологий во все сферы деятельнос­ти ВГАСУ.

В 2006 году ВГАСУ стал лауреатом VI Всероссийского кон­курса правительства «Российская организация высокой со­циальной эффективности», победителем 3-го областного конкурса «Организация воспитательного процесса в обра­зовательном учреждении».

Одно из приоритетных направлений деятельности в университете – развитие физической культуры и спорта. На протяжении ряда лет спортивные сборные университе­та становятся победителями в областной студенческой универсиаде.

Развитию творческих способностей студентов способ­ствует организованный досуг в самодеятельных объедине­ниях, а также проведение культурно-массовых фестивалей, смотров, конкурсов.

Приоритетной задачей университета по-прежнему яв­ляется повышение качества образования и соответствие предлагаемых специальностей, уровня образовательного процесса требованиям времени. Открытие новых специаль­ностей свидетельствует о том, что университет посто­янно осуществляет поиск актуальных направлений подго­товки специалистов, востребованных на рынке труда.

Мониторинг трудоустройства выпускников и потреб­ностей предприятий и организаций в соответствующих специалистах, осуществляемый Центром трудоустройст­ва и производственной практики ВГАСУ, показывает, что доля выпускников ВГАСУ, трудоустроенных по специаль­ности составляет более 80%.

18 сентяб­ря 2008 г. состоялось торжественное открытие Галереи Памяти «Выдающиеся ученые и педагоги ВИСИ-ВГАСА-ВГАСУ» – важный проект по увековечиванию памяти талантливых педагогов, ученых, ветеранов войны и труда, чей жизненный путь связан с университетом.

В ноябре 2008 года был учрежден бизнес-инкубатор. Комплекс занимает площадь более 2000 кв.м. и состоит из офисных помещений, консультационных и ресурсных центров коллективного пользования научным оборудованием по направлениям «Строительные материалы и технологии», «Строительные конструкции и технологии» и «Дорожно-строительные материалы и технологии». Более 70 рабочих мест оборудованы офисной мебелью, оргтехникой, проведен телефон и интернет. Два конференц-зала на 220 и 120 посадочных мест располагают современной мультимедийной техникой для проведения деловых встреч, форумов, семинаров, он-лайн конференций. Основной задачей инновационного бизнес-инкубатора имени профессора Ю.М. Борисова является обслуживание малых инновационных предприятий, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии развития.
В 2009 г. ВГАСУ, во второй раз после 2005 г., награжден дипломом лауреата Национальной об­щественной премии транспортной отрасли России «Золо­тая колесница 2009» в номинации «Лидер в области профес­сионального и дополнительного образования», и благодарст­венным письмом администрации городского округа г. Воро­нежа за участие в организации и проведении выставки инно­ваций и архитектурных проектов «Воронеж – город буду­щего».

В 2011 году сдан в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс ВГАСУ с плавательным бассейном.

В 2012 году введен в эксплуатацию учебный корпус №7.

В 2013 году вузу снова удалось подтвердить высокое место в рейтинге строительных вузов России – II место после МГСУ.

В апреле 2014 года ректором ВГАСУ был назначен Колодяжный Сергей Александрович.

Колодяжный Сергей Александрович – выпускник ВГАСА. Здесь он окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию (досрочно). С 2006 по 2012 годы возглавлял факультет инженерных систем и сооружений. Затем в течение двух лет был проректором по учебно-воспитательной работе. Ректором вуза избран в апреле 2014 года. Ректор ВГТУ с 2016 года по настоящее время. Является членом-корреспондентом Российской Инженерной Академии, профессором Российской Академии Естествознания. Входит в правление Ассоциации строительных вузов РФ. Депутат Воронежской областной Думы 6-го созыва; руководит комитетом по строительной политике.

Инновационные разработки этого университета гремят на всю страну, а его учащиеся проходят практику на крупнейших стройках современности. Речь идет о ВГАСУ, который заслуженно называют флагманом строительной отрасли.

ВГАСУ признан лучшим высшим учебным заведением строительного профиля в рейтинге Министерства образования и науки России. Не менее важно, что вуз является социально ориентированным. ВГАСУ имеет все виды допуска по проектированию, изысканиям, строительству и является главной организацией по независимой экспертизе. Поэтому, когда ставится задача максимально мобильно осуществить тот или иной объем уникальных действий, университет практически незаменим. Вся работа выполняется в едином коллективе: специалисты готовят проектное решение, этот чертеж тут же смотрят эксперты, здесь же ведутся расчеты по смете, и за дело уже могут браться строители. Такой подход намного ускоряет сроки сдачи объекта.

В университете имеется уникальная база для испытаний железобетонных конструкций, новых плит и прочих материалов. Опыты проводятся в специально построенном для данных целей научно-лабораторном комплексе – Центр коллективного пользования имени профессора Ю.М. Борисова. Ученые ВГАСУ изобрели материал, способный заменить металл и снизить себестоимость строительства в три раза. Речь о так называемых композитах. Эта инновация уже заняла свою нишу на рынке. Данный материал используется при строительстве железной дороги в обход Украины, которая проходит по территории Воронежской области.

В 2015 году в вузе стартовал проект «Народный институт», созданный для просвещения населения в области ЖКХ. Это инновационный образовательно-просветительский центр, позволяющий всем желающим разобраться в самых острых проблемах жилищно-коммунального хозяйства.

Вопросы жилищно-коммунальной сферы поднимаются и на уровне депутатской деятельности, в рамках работы единой команды в Ленинском районе. В частности, мы разрабатываем законопроект, предлагающий снизить на 50 % оплату за капремонт жильцам старше 60 лет, а граждан, которым более 70 лет – вообще освободить от этого вида платежей. Ведется работа и на других уровнях власти. Так, в результате взаимодействия с департаментом дорожного хозяйства в 2015 году в Воронеже появились первые плиты пассивной дорожной защиты, которые улучшают условия передвижения людей с ограниченными возможностями, а также дают возможность свободно осуществлять велопробеги.

Студенты ВГАСУ получают серьезный профессиональный опыт уже в процессе обучения. Студенческие отряды участвовали в возведении уникальных олимпийских объектов в Сочи. Студенты работают на космодроме «Восточный», на строительстве БАМ-2 и Нововоронежской АЭС-2. Они востребованы и в частных компаниях. Как правило, студент 5-го курса специалитета, 4-го курса бакалавриата или 6-го курса магистратуры уже успешно работает и выполняет свой дипломный проект с учетом заказа предприятия.

Университет включен в госпрограмму развития структуры высших учебных заведений, в рамках которой Министерство образования и науки РФ. В планах построить новый корпус. Это будет не просто учебное здание. Предполагается разместить там новую поликлинику, персонал которой будет заботиться о здоровье студентов, преподавателей и других категорий населения, которые в этом нуждаются. Для нас важно максимально развивать вуз в направлении социальной ориентированности, и данная задача будет реализовываться в самых разных аспектах деятельности. Сегодня для нас это приоритет.

В 2016 году при создании Воронежского опорного технического университета ВГАСУ был присоединен к ВГТУ.

источник - официальный сайт учебного заведения

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7268
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#18

Сообщение Sergey » 02 дек 2018, 12:53

Сообщение от murawey:Источник цитаты На этом снимке в середине сидит Подпоринов В. Н. Ректор института в 1931-1932 гг.

Совершенно верно.
Сообщение от Sergey:Источник цитаты... В 1930 году по инициативе партийных и советских орга­нов Воронежской области был издан приказ Стройобъединения ВСНХ РСФСР об открытии в городе Воронеже строительного института на базе Индустриального тех­никума, имевшего в своем составе теплотехническое и строительно-дорожное отделения. Одновременно были ор­ганизованы курсы для подготовки рабочей молодежи к вступительным экзаменам в институт.

Исполняющим обязанности директора института был назначен Н.Я. Фролов, которого вскоре в связи с болезнью сменил тридцатипятилетний студент четвертого курса, член ВКП(б), участник гражданской войны В.Н. Подпоринов. Пожалуй, это един­ственный случай в истории российской высшей школы, ког­да директором института был назначен студент того же вуза...
Вложения
3.jpg

collector53
Аватара пользователя
Сообщений: 339
Регистрация: 21.09.2017

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#19

Сообщение collector53 » 02 дек 2018, 15:28

Подпоринов В.Н. в 1933-34 годах значится ректором Киевского авиационного института, но возможно это однофамилец

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3348
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский государственный архитектурно - строительный университет

#20

Сообщение Natalia » 02 дек 2018, 15:55

Ректоры строительного института:

Подпоринов В.Н. - 1931-1933 гг.; Некрасов М.Н. - 1933-1934 гг.; Крапивный А.В. - 1934-1935 гг.; Черкасов Г.Ф. - 1935-1937 гг.

Смирнов С.Ф. - 1938-1941гг.; Адерихин Н.И. - 1941-1944 гг.; Казаков В.Н. - 1944-1952 гг.; Помазков В.В. - 1952-1957 гг.

Ларионов А.К. - 1957-1959 гг.; Шеляпин P.C. - 1959-1971 гг.; Улья­нов Н.А. - 1971- 1981гг.; Болдырев A.M. - 1982-2002 гг.

Подпоринов.jpg
Nekrasov.jpg
Krapivnii.jpg
Untitled-4.jpg

Smirnov_rector.jpg
Aderihin.jpg
Kazakov.jpg
Pomazkov.jpg

Larionov.jpg
Shelyipin-rector.jpg
Ulianov_rector.jpg
Boldirev_rector.jpg


Вернуться в «Учебные заведения»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость