Усадьба Сомова/"Коммуна" - пр. Революции, 39

Старый Воронеж
Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3189
Регистрация: 17.11.2016

Усадьба Сомова/"Коммуна" - пр. Революции, 39

#1

Сообщение Natalia » 01 дек 2016, 16:47

Усадьба Сомова/"Воронежская Коммуна" - пр. Революции, 39

Дата строительства: - 1912-13 г.
Архитекторы: проект перестройки - П.И. Медведев или М.Н. Замятнин (предположительно), 1912-13 гг.

Цитата:
Здание расположено в ряду сплошной застройки. Дом, построенный в начале XIX в., с 1856 г. принадлежал врачу Г.Ф. Столлю. Здесь размещались первая частная типография Воронежа, созданная в 1858-1859 гг. купцом В.А. Гольдштейном, а в начале XX в. принадлежавшая товариществу “Н.М. Кравцов и Ко”; редакция газеты “Воронежский телеграф” которая выпускалась с 1869 г. на данной типографской базе. В 1911 г. усадьба перешла к камергеру М.М. Сомову. В 1912-1913 гг. дом был перестроен в духе модерна и получил новый типографский корпус. Наиболее вероятный автор проекта - П.И. Медведев (по другой версии - М.Н. Замятнин). Кирпичные работы выполнил подрядчик А.Н. Калинин, в то время постоянный компаньон П.И. Медведева. В доме Сомова опять расположились те же типография и редакция. Вскоре, в 1914 г. по проекту П.И. Медведева в усадьбе были сооружены надворные постройки.

“Воронежский телеграф” - общественно-политическая и публицистическая газета. Редакторами в разное время были А.А. Хованский, П.А. Скворцов, В.И. Исаев; после перестройки дома в 1910-х гг. - А.Н. Аверин, Н.В. Чехов, Н.И. Коробка. Газета активно освещала проблемы местной социально-экономической и культурной жизни, городские новости, публиковала статьи педагога Н.Ф. Бунакова, врача К.В. Федяевского и других известных общественных деятелей. В июне 1918 г. газета была закрыта, в октябре 1919 г. временно выходила при белых. С 1918 г. здание занимала редакция “Известий Воронежского губисполкома’’ с 1919 г. - газеты “Воронежская коммуна’’ органа губкома ВКП(б) и губисполкома (в 1928 г. названа “Коммуной”). В 1920-е гг. в газете сотрудничал писатель А.П. Платонов.

В 1940-х гг. здание восстановлено, в 1950-х гг. получило классицистическую обработку главного фасада (ликвидированы лепные женские маски, добавлены пилястры, полу фронтоны). Ныне это здание из двух корпусов. На проспект обращен трехэтажный, кирпичный и оштукатуренный корпус. Два верхних этажа композиционно объединены пилястрами, акцентирующими крайние оконные проемы и несущие полуфронтоны. Во втором этаже этих частей, а также в третьем этаже центральной части фасада помещены балкончики. В левой части - главный вход, в правой -арка, ведущая во двор. Парадный корпус занят офисными помещениями издательско-полиграфической фирмы “Воронеж”, дворовый корпус - типографией той же фирмы. Установлены мемориальные доски, посвященные А.П. Платонову (1987) и В.А. Гольдштейну (2009).

А.А. Зайцева, П.А. Попов, А.Н. Рылева. Проспект Революции, дом 39 // Историко-культурное наследие Воронежа, 2009

ipf1.jpg
фото 2018 г.

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3189
Регистрация: 17.11.2016

Усадьба Сомова/"Коммуна" - пр. Революции, 39

#2

Сообщение Natalia » 31 янв 2019, 20:35

Цитата:
Источник цитаты В 1912-1913 гг. дом был перестроен в духе модерна и получил новый типографский корпус.

Скорее, построен заново в 1912 -13 гг., о чем и пишут другие источники.
Цитата:
На рубеже XIX-XX столетий погоня за коммерческой выгодой привела к тому, что на прежних усадьбах стали возводиться многоэтажные солидные строения с разнообразной начинкой. Об одном из них – он имеет нынче номер 39 – и пойдет речь.
Возле дома Капканщиковых (№ 37) в 1810-е годы стоял особняк их родственников – воронежских купцов Придорогиных (один из них, Иван Алексеевич, знавал Кольцова и дружил с Никитиным). В 1856 году его приобрел (вместе с усадьбой) вольнопрактикующий доктор Герман Столль, отец того самого промышленника Вильгельма Столля, чья предпринимательская жилка и человеческая порядочность весьма благотворно отозвались для всего города. Будущий заводчик и филантроп встречался в отцовских покоях со многими интересными представителями губернского интеллигентского общества.
Излишки помещений доктор Столль сдавал внаймы. Всех арендаторов перечислить невозможно. Согласно «Памятной книжке» на 1861 год, среди столлевских жильцов были: зубной врач Александр Мартынович Бауэман, мужской портной Сергей Архипов и женский портной Николай Никонов, картузники Василий Гришин и Петр Дементьев, парикмахер Егор Константинов, часовых дел мастер Герман Берг, кондитер Иван Тени, переплетчик Людвиг Стрювер, резчик печатей Владимир Александрович Гольдштейн(он тут же содержит типографию и литографию). Внизу разместился винный погреб Швейнфурта. Много постояльцев, не так ли? Однако не следует забывать, что помимо главного дома на усадьбе стояло несколько двухэтажных флигелей (да еще и каменный сарай).

Дом Г.Ф. Столля для летописцев местной культуры особо примечателен. В эпоху «русской весны» (1860-е годы) тут нашла приют редакция первой в губернии частной газеты – «Воронежского листка». Ее учредил и редактировал преподаватель русского языка и словесности Михайловского кадетского корпуса Петр Васильевич Малыхин, которого впору именовать прадедушкой нашей современной региональной журналистики. В доме Столля П.В. Малыхин буквально дневал и ночевал – настолько был увлечен своей идеей создать общественный печатный рупор, независимый от местных администраторов-самодуров.
В этом здании обосновалась хорошо оборудованная типография, принадлежавшая сначала В.А. Гольдштейну, а потом В.И. Исаеву. Поскольку «Воронежский телеграф» печатался в этой типографии, логично предположить, что и редакция располагалась здесь с самого начала издания газеты. Во всяком случае в 1887 году контора «Телеграфа» (он выходил тогда по средам, пятницам и воскресеньям) значилась тут же.

По плану 1910 года в доме Столля размещалась типолитография Н. Кравцова и контора издававшейся им газеты «Воронежский телеграф». В другом крыле здания находилась частная женская гимназия Е.Л. Нечаевой. Торговый зальчик снимал Г.И. Парамонов: бриллиантовые, золотые и серебряные вещи, часы, очки… 12 июля 1911 года доктор медицины Карл Германович Столль продал по купчей коллежскому советнику Митрофану Михайловичу Сомову все имение, то есть дом с постройками и усадебное место. Жильцам было предложено съехать, после чего все строения Сомов пустил на слом. Перед первой мировой войной на этой земельной площадке воздвиглись два здания в современном стиле, покрытые камневидной цементной штукатуркой. Эту работу производили прибывшие издалека строители – итальянцы и чехи. Одно здание выходило фасадом на Б.Дворянскую, другое, примыкавшее к нему, стояло во дворе. Весь этот комплекс нарекли в Воронеже «домом Сомова». Кто его проектировал установить пока не удалось. Судя по стилю, это был скорее всего М.Н. Замятнин, признанный в городе мастер модерна и автор соседнего здания (теперь в нем Музыкальное училище). Подряд на каменные работы при сооружении корпусов взял Автоном Калинин со своими ребятами. К версии о замятнинском почерке склоняется и современный специалист по истории архитектуры Г.А. Чесноков.

В «доме Сомова» вновь обрели прописку кравцовская типография и редакция ежедневного «Воронежского телеграфа»: произошло это в 1912 году. Газета была довольно популярной среди читателей. У редакционного руля стояли такие интересные люди, как Н.В. Чехов, Н.И. Коробка, А.Н. Аверин, С.Н. Шестова и др. Летом 1918 года «Воронежский телеграф» был грубо запрещен и его производственная база с запасами бумаги реквизирована. На тех же станках стал тиражироваться большевистский официоз (впрочем, осенью 1919 года, при шкуровцах, профессор Н.И. Коробка редактировал возобновленный «Воронежский телеграф»).
Новому режиму гласность оказалась неугодной. В бывший «дом Сомова» вселилась газета «Коммуна» и занимала его, за вычетом тяжкого военного периода, на протяжении многих десятилетий.

Лишь сравнительно недавно редакция переехала в Северный микрорайон (а потом – на улицу Комиссаржевской). Старое трехэтажное здание на проспекте Революции стало принадлежать правопреемнику издательства «Коммуна» - издательско-полиграфической фирме «Воронеж» Фасад здания после войны слегка изменился и потерял чистоту стиля. Исчезли лепные декоративные маски, появились два фронтончика с советской эмблематикой, нарушились кое-какие пропорции. Зато сохранилась арка между соседними домами.

Среди сотрудников газеты «Коммуна» встречались самобытные личности, особенно в первые послереволюционные годы, когда свобода мышления еще не подавлялась физически. В первой половине 1920-х годов пришел в редакцию Андрей Никитич Новиков, человек зоркого, всепроникающего зрения. Уже в цикле очерков-фельетонов «Лики Воронежа» проявились его сатирические задатки. Позднее из А.Н. Новикова выработался интересный писатель: повесть «Причины происхождения туманностей» и роман «Ратные подвиги простаков» принесли ему заслуженную известность. Перед войной его репрессировали, а в 1941 году расстреляли в одной из московских тюрем.
В архиве сохранился фрагмент иронической повестушки Андрея Новикова – «Кустари слова». В ее героях легко узнаются журналисты «Воронежской коммуны». В образе гениального Епифаныча выведен близкий друг автора – Андрей Платонович Платонов. Да, создатель «Котлована» и «Чевенгура» частенько бывал в этом здании. Сначала он приносил сюда свои стихи и публицистические этюды, а позднее, когда вступил в должность губмелиоратора, - статьи о том, как обводнить засушливые земли и предупредить голод. В какой-то мере «Воронежская коммуна» стала творческой колыбелью Платонова.

И потому как нечто само собой разумеющееся восприняли горожане появление в октябре 1987 года на фасадной стене мемориальной доски с барельефным портретом Андрея Платонова. Ее автор – воронежский скульптор А.В. Мельниченко. Как ни относись к эстетическим достоинствам доски, но она есть – и это самое главное.
В начале 1950-х годов на первом этаже, там, где нынче торгуют заморским «барахлом», находился маленький писательский клуб. Стулья стояли рядком, тесно друг к другу, и в зальчик набивалось много народа. Как-то раз тут обсуждали публиковавшийся в альманахе «Литературный Воронеж» роман В.А. Кораблинова «Жизнь Алексея Кольцова». Несмотря на то, что докладчик, из разряда крохоборов-ученых, нашел в тексте какие-то неточности, выступившие в прениях дружно поддержали новоиспеченного прозаика (раньше В.А. Кораблинов занимался сочинительством стихов). Это приободрило сомневавшегося в себе автора, последовало продолжение романа, а вскоре он вышел отдельным изданием в Москве – на радость российским читателям.

По состоянию на 2012 год в здании располагаются: Ле Локль (сеть салонов часов), Точка зрения (сеть салонов оптики).

А. Акиньшин, О. Ласунский «Записки старого пешехода»

grm3
Сообщений: 2045
Регистрация: 17.11.2016

Усадьба Сомова/"Коммуна" - пр. Революции, 39

#3

Сообщение grm3 » 29 апр 2019, 13:48

пр. Революции, 39.
Интересная дверь в здании. Фото 2012 года.
Вложения
P1160606.JPG

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3189
Регистрация: 17.11.2016

Усадьба Сомова/"Коммуна" - пр. Революции, 39

#4

Сообщение Natalia » 28 июн 2019, 22:26

Дом врача Столля - вид старого здания до 1912 г.:
238p.jpg

Цитата:
Столль Герман Фёдорович (29.05.1812, местечко Юргенсбург Лифляндской губернии - 31.05.1887, город Воронеж), врач, общественный деятель, благотворитель.

Отец Вильгельма Германовича Столля, дед Г.А. Пуле, прадед М.Л. Ростроповича.
Окончил медицинский факультет Дерптского университета (1839). Смотритель красок и аптекарских товаров на таможне в городе Радзивилл Волынской губернии. Городской врач в Воронеже (с 1844). С конца 1850-х годов частнопрактикующий врач. Бедных жителей Воронеже и окрестных крестьян лечил бесплатно. Председатель совета лютеранской кирхи (с 1857). Инициатор открытия самостоятельного прихода в кирхе (1865), создания иноверческого кладбища (1866). Гласный городской думы (с 1871). Участвовал в деятельности музыкальных обществ в Воронеже с конца 1860-х годов.
Биографический словарь

Довоенные фотографии, 1920-30-е - теперь уже стильный модерн с лепными женскими масками:
ipfk2.jpg
ipfk1.jpg
ipfk3.jpg


Восстановленное после войны (конец 1940-х гг.) - все тот же стиль, и маски целы, только сузили панорамные окна первого этажа, заменив двумя парами узких:
ipfk14.jpg

за фото спасибо В. Вырыпаевой

Но потом, в 1950-х, вид здания изменили - добавили классические мотивы (теперь ни то, ни сё - общий вид вроде бы явный модерн (скругленные, плавные оконные проемы и балкончики, тройные узкие окошки), но, как по мне, сверху режет глаз совсем лишний здесь классицизм с полуфронтонами). Но такова тогда была мода.
Фото 1982 г.:
1982-архив инспекции.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3189
Регистрация: 17.11.2016

Усадьба Сомова/"Коммуна" - пр. Революции, 39

#5

Сообщение Natalia » 28 июн 2019, 22:41

Цитата:
Источник цитаты Здесь размещались первая частная типография Воронежа, созданная в 1858-1859 гг. купцом В.А. Гольдштейном, а в начале XX в. принадлежавшая товариществу “Н.М. Кравцов и Ко”; редакция газеты “Воронежский телеграф” которая выпускалась с 1869 г. на данной типографской базе.

ipfk13.jpg


Согласно архивным документам, 28 сентября 1858 года Воронежское губернское правление разрешило к открытию литографию и металлографию купцу 2-й гильдии Владимиру Гольдштейну. Это была первая частная типография в городе. Кроме того, Гольдштейн вошел в историю местной печати как издатель первой частной газеты в Воронеже “Воронежский листок” (1862-1868), а затем еще двух газет – “Воронежского справочного листка” (1869-1871) и “Воронежского телеграфа” (1869-1918).

После Октябрьской революции типография была национализирована и передана Воронежскому губернскому Совету народного хозяйства. С октября 1919 года в ней стала печататься большевистская газета “Воронежская коммуна” (в настоящее время – “Коммуна”, одна из самых влиятельных газет региона). В годы Великой Отечественной войны типография, эвакуированная сначала в Анну, а затем Борисоглебск, не прекратила свою работу и продолжала печатать газеты, листовки, выполнять специальные заказы.

С 1960 года в связи с резким ростом тиражей издательство начинает печатать центральные газеты: “Известия”, затем “Правда” и “Сельская жизнь”. В 1988 году построен новый корпус типографии на улице Лизюкова в Северном микрорайоне, где разместился газетный цех, способный выпускать более 2 млн. экземпляров газет в смену. Цех проектировался с таким расчетом, что в случае чрезвычайных обстоятельств он может обеспечить печатание тиражей газет и для московского региона.
Сейчас ОАО «ИПФ Воронеж» – это более 16 тысяч квадратных метров производственных, технологических и административных площадей, расположенных на нескольких земельных участках. Вместе с газетным цехом находится цех экспедирования почтамта, что позволяет отпечатанным газетам тут же попадать на почту для дальнейшей доставки подписчикам и для продажи в розницу.
Учредитель – Российская Федерация в лице Российского агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития.

сайт издательско-полиграфической фирмы "Воронеж" ipf-vrn.ru

Архивные фотографии:
ipfk4.jpg
ipfk6.jpg
ipfk5.jpg

ipfk7.jpg
ipfk9.jpg
ipfk8.jpg

ipfk11.jpg
ipfk10.jpg
ipfk12.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7003
Регистрация: 16.11.2016

Усадьба Сомова/"Коммуна" - пр. Революции, 39

#6

Сообщение Sergey » 28 июн 2019, 22:45

1958 г.:
gsd58.jpg
из архива Кирсановых


Вернуться в «Воронеж»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей