Воронежский механический завод

Промышленные предприятия Воронежа
Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 6994
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский механический завод

#1

Сообщение Sergey » 24 окт 2019, 10:28

Воронежский механический завод - Воронеж, ул.Ворошилова, 22

IMG_2824.jpg


Цитата:
1 октября 1928 года в Воронеже заработал завод по производству очистительных машин — триеров. В ноябре 1931 года он был переименован в «Дизельный завод» и стал выпускать дизели для малой энергетики и речного флота.

Июль 1940 года: форсированными темпами начался выпуск авиадвигателей М-11 для самолетов ПО-2.

Начало Великой Отечественной войны - эвакуация в Андижан, где за военный период изготовлено более 30 тысяч авиационных моторов для легкой авиации.

В 1946 году завод возрождает производство авиадвигателей в Воронеже.

1957–1958 годы — очередной этап научно-технического развития завода: запуск в серийное производство ракетных двигателей на жидком топливе. Были освоены передовые — «космические» технологии: изготовлено уникальное оборудование, разработаны новые материалы и методики контроля.

Высокий технический потенциал завода и профессионализм персонала подтверждены успешными полетными испытаниями космической системы «Энергия-Буран», двигатели для которой изготовлены на ВМЗ, а также стабильным обеспечением систематических космических полетов ракет-носителей «Союз», «Протон» и др.

Параллельно предприятие производит поршневые авиационные двигатели, агрегаты и узлы для железнодорожного и автомобильного транспорта, а также оборудование для переработки сельхозпродукции и др.

В начале 90-х годов в сотрудничестве с ОАО «Газпром» освоено производство нефтегазового оборудования, соответствующего мировым стандартам качества ISO (Международной организации стандартизации).

Указом Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 года ВМЗ стал структурным подразделением ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Это повысило статус и расширило возможности нашего предприятия как производителя ракетной техники.

------------------
Связанная тема:
Воронежский завод взрывателей

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 6994
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский механический завод

#2

Сообщение Sergey » 24 окт 2019, 10:32

Не знал, что на территории завода есть вот такое интересное здание:

zavod.jpg
фото от Ольги Рудевой из группы VK "Воронеж пешком"


----
upd: скорее всего, осталось в наследство от недостроенного завода взрывателей.

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3185
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский механический завод

#3

Сообщение Natalia » 26 окт 2019, 12:10

Начало 2000-х:
169m.jpg


1990-е:
021.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3185
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский механический завод

#4

Сообщение Natalia » 26 окт 2019, 12:12

Видео Роскосмоса: На запуске ракеты «Союз-2.1а» с космодрома «Восточный» работу 3-й ступени обеспечивал двигатель производства Воронежского механического завода. Время его работы – всего 250 секунд. Но задача колоссальная – выведение полезной нагрузки в космос. Создание ракетного двигателя – уникальное производство, которое решает множество задач: надежность, безопасность, эффективность.
https://youtu.be/o6wFCKLrXvI

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 6994
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский механический завод

#5

Сообщение Sergey » 26 окт 2019, 12:24

Фото 2016г.
21.JPG

22.JPG
23.JPG
24.JPG

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 6994
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский механический завод

#6

Сообщение Sergey » 26 окт 2019, 12:27

Памятник Ленину у механического завода:
pl.JPG
фото 2016г.

Цитата:
Открыт 7 ноября 1969 года на месте прежнего гипсового памятника. Изготовлена статуя высотой 3,5 метра из чугуна на заводе художественного литья в Мытищах. Постамент облицован плитами чёрного гранита. Автор памятника московский скульптор М. С. Алещенко (1915–1981), уроженец Воронежской области. Он участвовал в работе творческой группы под руководством Е. В. Вучетича по созданию мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде.
В. И. Кононов. Памятник В.И. Ленину, 2013

Цитата:
5 октября 1993 года в Воронеже возле административного здания воронежского механического завода была совершена попытка взорвать памятник Ленину. Сам памятник не пострадал, только от постамента откололся небольшой кусок.
aif.ru

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 6994
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский механический завод

#7

Сообщение Sergey » 29 окт 2019, 19:01

Из довоенной истории ВМЗ: Завод № 16.
Несколько раз менял профиль своей деятельности.

1931 г. – создается Воронежский завод №16 для ремонта самолетов и моторов (ремонтно-самолетный завод)

В середине двадцатых годов ХХ века на юго-западной окраине активно формировался Воронежский авиационный узел: на обширной территории размещались два аэродрома, на которых базировалась 11-я авиабригада тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 под командованием комбрига А.М. Осадчего и эскадрилья разведчиков Р-1, административные, жилые, складские помещения, ангары, хозяйственные постройки, Дом Красной армии. Авиаторы приспособили для своих нужд также корпуса недостроенного до революции завода «Взрыватель».

22 июня 1930 года у начальника Всесоюзного авиационного объединения (ВАО) состоялось заседание. Копия протокола № 75 этого заседания, на которое привлекли широкий круг специалистов, ныне хранится в ГАВО. В пункте 270 повестки дня предполагалось обсудить вопрос «об использовании зав[ода] «Взрыватель» под ремонт самолётов». По итогам обсуждения был принят ряд решений:
1. В целях обеспечения ремонтных работ в мирное время и необход[имости] развертывания мобилизационных баз по ремонту металлических самолётов, считать необходимым при[сту]пить к срочному проектированию работ на заводе «Взрыватель», приспособив его под ремонтный…
2. …организовать проектную группу с таким расчётом, чтобы окончательную проработку материалов по строительству закончить в месячный (срок)… для производства строи-тных работ по перекрытию недостроенных корпусов завода.
3. Проектной группе при проектировании учесть необходимость оче[рёд]ности построек по расширению ремонтной базы с тем, чтобы в тек[ущем] году были в первую очередь опр[еде]лены площадь перекрытия и площ[адь] планирования.
4. Согласиться в первую очередь вести планировку по прав[ому] кр[ы]лу от дороги».
Выгоды такого решения представлялись более чем очевидными - территория будущего завода вплотную примыкала к авиабазе с развитой инфраструктурой, большим количеством самолётов, нуждавшихся в ремонте, и оборудованным аэродромом.

В январе 1931 года между военно-строительным управлением РККА и ВАО был подписан договор о передаче для постройки завода земельного участка площадью 71 га.

По приказу Всесоюзного объединения Авиационной промышленности (ВАО) «Наркомвоенмора» № 5 от 4.01.1931 г. строящемуся ремонтному заводу «Р» присвоен № 16.

19 апреля 1931 года по договору от 1 марта 1931 года, заключённому с военно-строительным управлением РККА, и с согласия НКО от 6 марта 1931 года завод передан ВАО с оставлением части зданий в эксплуатации 11-й авиабригады. (На основании приказа НКО за № 3403с от 22 апреля 1938 года занимаемая площадь авибригадой была освобождена и передана заводу в июле 1938 года).

Первым директором назначен С.П. Галкин. Официальным днём рождения завода считают 10 августа 1931 года.

1931-1932 г. - реконструкция завода №16 под серийное производство самолетов-штурмовиков

В конце 1931 года правительственная комиссия под руководством В.В. Куйбышева утвердила темпы развития мощностей авиационных предприятий страны по годам, при этом «завод №16 должен быть перепроектирован под мощность в 1600 лёгких типа ЛБШ и 200 тяжёлых типа ТШ-2 – ТШ-3».

В начале 1932 года авиастроением в стране стало ведать Главное управление авиационной промышленности (ГУАП). По приказу ГУАП № 7/154 от 15.03.1932г. завод №16 передан в ведение Самолетостроительного треста ГУАП НКТП, организованное на базе ВАО.
13 июля 1932 года П.И. Баранов (начальник Главного управления авиационной промышленности) своим приказом дал ряд поручений ЦАГИ и самолётному тресту: создать на ряде заводов базы подготовки производства и внедрения новых типов самолётов. При этом завод №16 предназначается для строительства специальных машин и: «а) изготовляет все технические материалы (рабочие чертежи, технологические карты и пр.), необходимые для развёрнутого серийного производства,
б) осуществляет выпуск первых серий машин, количество которых (серий) обеспечивает полную увязку и корректировку всего технологического процесса, приспособлений, рабочих чертежей и проч.,
в) в случае внедрения данного типа на другом заводе – передаёт заводу все технические материалы, полн. комплекс приспособлений и спец. инструмента, а также представляет полный инструктаж по организации внедрения нового типа, наладки его производства, освоения технологии»

Согласно утвержденной правительством программы для воронежского авиазавода № 16 последний в течение 1932 года должен был изготовить 70 самолетов-штурмовиков ТШ-2 с мотором М-17 (тот же BMW-VI, но производства завода № 26 в г. Рыбинске по лицензии) для производства полномасштабных войсковых испытаний.

1932tsh21.jpg

В начале 1932 года реконструкция завода в основном была завершена, значительная часть инженерно-технических работников прошла переподготовку на родственных предприятиях Москвы.
В 1932 году завод собрал пять самолетов, еще пять находилось в производстве, но летные испытания выявили ряд серьезных конструктивных и технологических недоработок, поэтому Всесоюзное авиационное объединение сочло нужным ликвидировать самолетостроительный профиль завода и переориентировать его на серийное производство самолетного оборудования.

1933 г. - завод переведён на выпуск изделий стрелкового вооружения.

1934 г. - реконструкция завода № 16 под серийное производство авиамоторов (моторный завод)

По пр. № 5/35 от 27.01.1934 г. основным направлением деятельности завода определено моторостроение - серийное производство авиамоторов М-11 конструкции А.Д. Швецова, сохранив на переходный период производство стрелкового вооружения.
Разработка проекта реконструкции, реконструкция, подготовка кадров и производства, освоение изделий - все это было осуществлено за шесть месяцев: с февраля по август. В августе 1934 года началось серийное производство, в 1936 году завод освоил конвейерную сборку изделий.

Двигатель М-11 имел форму пятиконечной звезды — это пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 110 л/с, ресурс — 400 часов, вес — 160 кг, расход топлива — 250 л/час. М-11 был одним из самых популярных авиамоторов на протяжении многих десятков лет: находился в производстве до 1952 г., а в эксплуатации – до 1959 г. Потребность в них была велика — они устанавливались на знаменитые самолеты ПО-2 (У-2) конструкции Н. Н. Поликарпова, используемые для массовой подготовки пилотов, в сельском хозяйстве, для почтовой связи, в медицине, для пассажирских перевозок. Первоначально серийное производство передали на авиазавод № 9 (Запорожье) в 1927 г., позже, в 1934 г., в в связи с освоением на заводе № 9 новых двигателей по лицензии фирмы "Гном-Рон" производство М-11 решили передать на новый завод № 16 в Воронеже. Уже к началу апреля 1934 г. все работы по новому семейству моторов в Запорожье свернули.
M-11.jpg
двигатель М-11 из коллекции музея Задорожного

В Воронеже велось дальнейшее совершенствование М-11 под руководством ставшего главным конструктором А.С. Назарова. Основной же продукцией предприятия являлся М-11Г, который в 1937-39 гг. модернизировали. Уже в 1936 г. выпуск моторов в Воронеже превысил прежние достижения Запорожья. Двигателей требовалось все больше. ВВС РККА бурно росли, готовилось все больше летчиков. У-2 нужны были летным школам и училищам, аэроклубам и гражданской авиации.

С 1934 года по 1937 год производил моторы М-11, а с 1937 года по 1940 год наряду с производством моторов М-11 начал производство производство 4-х, 6-ти и 12-ти цилиндровых моторов “РЕНО: лицензионных моторов МВ-4, МВ-6 и МВ-12.

В 1939 году завод получил задание - освоить новый мотор М-105 (ВК-105) конструкции В.Я. Климова. Это авиационный мотор поршневой четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 1100 л/с и с ресурсом - 100 часов, был расчитан на полетную скорость - 480 км/час и устанавливался на знаменитые пикирующие бомбардировщики "Пе-2", "СБ".

В октябре 1941 года Воронежский завод был эвакуирован в Казань на территорию завода № 27 НКАП, в ноябре моторостроительные заводы 16 и 27 объединились, им был присвоен №16. За годы войны Казанский моторный завод 18 126 моторов, что составляет половину всех собранных моторов ВК-105.
После окончания войны эвакуированный Воронежский завод №16 остался в Казани (сейчас - Казанское моторостроительное производственное объединение).

по материалам статьи: Коробанов А.Е. Первые советские серийные штурмовики собирали в Воронеже. К истории авиационного завода № 16 // Воронежский вестник архивиста, 2013-14, №11-12

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 6994
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский механический завод

#8

Сообщение Sergey » 29 окт 2019, 19:07

Завод № 16 ВСНХ, НКТП, НКОП, Завод № 16 им. Сталина НКАП, МАП, МОП, п/я 735, Казанский моторостроительный завод МАП, Казанское моторостроительное ПО (КМПО) МАП, Г-4423, ОАО «КМПО»

/г. Воронеж ул. Кольцовская; г. Казань с. Караваево/

/Татарстан 420036 г. Казань, 36 ул. Дементьева, 1 ст. Восстания Горьковской ж/д «Арфа» тел. 54-14-32, 71-94-01 /

/Московское представительство: тел. 755-42-39/

Ремонтный завод «Р» образован в 1930г. в ведении ВОА ВСНХ, официальным днем рождения считается 10.08.1931г.143 По пр. ВАО № 5 от 4.01.1931г. строящемуся заводу «Р» присвоен № 16. В 01.1932г. завод входил в число предприятий, имеющих оборонное значение. По пр. ГУАП № 7/154 от 15.03.1932г. завод передан в ведение Самолетостроительного треста ГУАП НКТП. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП, по пр. № 33сс от 1/3.02.1938г. передан в ведение созданного ГУ авиационного моторостроения, в 12.1938г. – в ведении 18ГУ.

В 1930-34г. производил ремонт двигателей М-17 и М-22, ремонт самолетов ТБ-1, ТБ-3, Р-6, И-4. I пятилетним планом предусмотрено развитие мощности завода (мобилизационной) (моторов): 1931/32г. – 300; 1932/33г. – 2000.160 В 1933г. переведён на выпуск изделий вооружения. В 1934г. строился ТШ-2 С.А. Кочерыгина.

Читать далее:
В соответствии с пост. СТО № 158сс от 25.07.1931г. требовалось в течение 4-го квартала 1931г. – 1-го квартала 1932г. подготовить для заводов № 16 и 18 4 тыс. рабочих. Пр. ГУАП № 14/294 от 3.06.1932г. установлены сроки ввода объектов: сварочный цех, газо-генераторная, кузница и термическая – 1.06.1932г. По пр. № 5/35 от 27.01.1934г. основным направлением деятельности завода определено моторостроение, сохранив на переходный период и производство стрелкового вооружения; в программу завода на 1934г. включен выпуск 25 моторов М-11 в кооперации с № 29. Программа на 1935г.: 250 шт. М-11, 50 М-48. К 01.1936г. было необходимо довести мощность до 500 М-11 и 250 М-48. По пр. № 41/248 от 28.07.1934г., в связи с загрузкой завода заказами по авиамоторам и окончанию всех работ по изделиям вооружения, к 1.10.1934г. их выпуск передан на другие заводы. В соответствии с пост. СТО № К-91сс от 14.07.1934г. по пр. № 44/260 от 9.08.1934г. на заводе не позднее 1.10.1934г. должно быть образовано КБ (гл. конструктор – П.М. Ланде). Пост. СТО № С-44сс от 25.04.1935г. утвержден план развития мощностей завода после окончания строительства и расширения: 1935г.: М-11 – 800 шт.; 1937г.: М-11 – 8000, М-25 – 5000 шт. Производственная программа на 1935г.: план (сдано на 1.01.1936г.) (шт.): М-11 – 705 (200). Планом опытного строительства на 1936-37г. предусмотрена постройка М-11Ф, 140 л.с. с выходом на госиспытания к 1.10.1936г. В соответствии с пост. СТО № ОК-259сс от 27.12.1936г. требовалось организовать в 1937г. производство 6-и и 4-х цилиндровых моторов Рено.133 Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано к 1.04.1937г. сдать в эксплуатацию главный корпус и термический цех. Пр. № 0127 от 7.06.1937г. предписано в 3 квартале 1937г. внедрить в серию форсированные М-11Д и М-11Е; к 1.10.1937г. перевести ОКО завода в помещение бывших авиамастерских. Пост. СТО № ОК-256сс от 27.12.1936г. утверждена производственная программа завода на 1937г.: 3700 моторов М-11; затем она скорректирована: 3500 М-11 и головная серия 100 шт. «Рено» (вместе с заводом № 24). «В связи с невыполнением заводом правительственного задания по освоению выпуска лицензионных моторов» пр. № 73с от 4/8.03.1938г. требовалось обеспечить к 15.04.1938г. сборку первых 5 моторов МВ-6, во 2-м квартале – выпуск 15, в 3-м – 30, в 4-м – 55 моторов; начать работы по подготовке производства МВ-4 и МВ-12 с выпуском до конца года 45 шт. МВ-4 и 10 МВ-12. В соответствии с пост. правительства № 223сс от 10.09.1938г. и пр. № 381сс от 29.09.1938г. требовалось освоить и выпустить в 1938г. лицензионные моторы: МВ-6 100 шт., МВ-4 250 шт., МВ-12 10 шт.

В 1936г. разработан проект форсирования мотора М-11, одобренный пр. ГУАП № 227 от 2.10.1936г.

В 1939г. проектная мощность завода составляла: МВ-4, -6, -12 – 11 тыс. в год, М-11 – 5 тыс. шт. В 01.1940г. завод переведен на выпуск М-105, на 1941г. утвержден план по выпуску 2000 М-105, 1100 М-62 и 300 МВ-6.144

Производство: (1939г.): М-11 – 5795 (вместе с заводом № 29), МВ-4 – 69, МВ-6 – 83; (1940г.): М-11 – 3387 (все заводы), МВ-4 – 6, МВ-6 – 9.166

Завод имел филиал в Воронеже – Завод им. Сталина. Руководитель - Д.А. Морозов (затем- директор завода № 154). Зам. гл. конструктора филиала по маломощным моторам (09.1940г.-)- М.А. Коссов. Сюда в 09.1940г. передано с завода № 16 производство маломощных моторов (М-11 и МВ-6). В соответствии с пост. СНК от 26.07.1940г. и пр. НКАП № 193сс от 3.03.1941г. Завод им. Сталина получил самостоятельность и наименование ГС завод № 154 им. Сталина 3ГУ НКАП.

В соответствии с пост. ГКО № 741с от 8.10.1941г. и пр. № 1053сс от 9.10.1941г. завод эвакуирован в г. Казань на площадку завода № 27 НКАП. Пр. № 1145сс от 20.11.1941г. образован единый завод № 16 НКАП объединением завода № 16 НКАП и завода № 27 НКАП. Позже влит еще завод № 489 НКАП. В 1941г. на завод № 16 в Казань эвакуировалась ГДЛ из Ленинграда.

На площадке эвакуированного завода по пр. № 1090с от 28.12.1941г. организованы мастерские по ремонту двигателей М-11, М-88, М-89, М-105, М-35, М-38. Действовал цех по производству 82-мм батальонных минометов. Начальник мастерских- А.И. Седов. В соответствии с пост. СНК № 913-472сс от 11.06.1942г. и пр. № 287с от 16.04.1942г. мастерские должны были получить наименование ГС завод № 444 НКАП. Возможно, так и было некоторое время. Но затем по пр. № 185с от 2.04.1943г. на площадке бывшего завода № 16 организован завод по ремонту авиамоторов и производству запчастей, который получил наименование завод № 265 при 3ГУ НКАП.

30.05.1942г. вышло пост. ГКО № 1831 об увеличении выпуска на заводе мотора М-105Р. В соответствии с пост. ГКО № 2412 от 14.10.1942г. завод перешел с производства М-105Р на М-105ПФ, 25.12.1942г. вышло пост. ГКО № 2654 об ускорении перевода завода только на выпуск М-105ПФ. К началу 1945г. выпускал 18 моторов в сутки.

Производство: (1941г.): МВ-6 – 6; (1945г.): ВК-105ПФ – 3897, РД-1 – 180, РД-20 – 5; (1946г.): РД-20 – 51 (все заводы); (1947г.): РД-20 – 1115 (все заводы); (1948г.): РД-20 – 1779 (все заводы); (1949г.): РД-20 – 47 (все заводы).166

Пр. МАП № 241 заводу поручено производство трофейного ТРД БМВ-004 с выпуском в 1945г. 30 двигателей (не выполнено). В соответствии с пост. ГКО в 1946г. на завод передано 1232 единицы (8 эшелонов, 150 вагонов) трофейного оборудования с завода БМВ в г. Басдорф (Германия), оснастка и задел по двигателю BMW-003.

В 1946г. на старую площадку завода в Воронеже реэвакуирован завод № 154 из Андижана.

С 03.1946г. завод № 16 – в ведении 3ГУ МАП. По пр. МОП № 475с от 7.07.1953г. передан в ведение его 3ГУ. В 1948-67г. завод имел наименование «п/я 735», с 1966г. – «п/я Г-4423» (и в 1984-87г.). В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение Татарского СНХ РСФСР. В 1972-75г. действовало Казанское ПО 3ГУ МАП в составе моторостроительного завода и Буинского филиала. В 1976г. на базе Казанского моторостроительного завода как головного предприятия создано Казанское МПО, в 1987г. – в ведении 13ГУ МАП. Также имело наименование «п/я Г-4423» (1987г.).74 В состав ПО входил также (1987г.) Буинский машиностроительный завод и подчинён самостоятельный Зеленодольский машиностроительный завод (новостройка).

В 1946г. выпускал моторы лодочные подвесные и воздушные для нефтяной промышленности.

В 1946г. для усиления ОКБ гл. конструктора Колосова планировалось выделить ему в корпусе № 36 завода 6000 м2 для размещения механического цеха на 200 станков, сборочного цеха и лаборатории; на испытательной станции завода выделить для ОКБ 2 стенда; передать с завода 130 м/р станков, 250 рабочих и 50 ИТР; передать весь личный состав КБ В.П. Глушко (126 чел.). После закрытия в 1948г. ОКБ-16 С.Д. Колосов продолжил работать на заводе № 16 МАП по газотурбинной установке М-1 для ВМФ. С 05.1954г. он назначен гл. конструктором СКБ газотурбинных установок на ЮТЗ.

На заводе действовало ОКБ-276, в 1963г. оно слито с ОКБ-16 в единое ОКБ-276-16.

В 1950г. создан турбовинтовой двигатель для кораблей ТРДВ-1 (5200 л.с.).

В соответствии с ПСМ № 3193-1214 от 10.07.1952г. на заводе начата подготовка к производству двигателя АМ-3 для Ту-16. В соответствии с ПСМ № 1502-596сс от 12.06.1953г. по пр. № 378сс/оп от 16.06.1953г. план по выпуску ВК-1А на 1953г. уменьшен с 750 до 500 шт, АМ-3 – с 70 до 50 шт. В соответствии с ПСМ № 2037-940сс от 25.09.1954г. по пр. № 617сс план по выпуску АМ-3 на 1954г. увеличен с 240 до 275 шт.166166

Производство (шт.): (1950г.): ТР-3 – 5; (1951г.): ТР-3 – 11; (1953г.): ВК-1А – 515, АМ-3 – 53; (1954г.): АМ-3 – 138; (1956г.): АМ-3 – 620.166

С 1993г. – ОАО «КМПО». В 03.1997г. вошло в финансово-промышленную группу «Двигатели НК».50 По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий.

В 2002г. велись работы по организации участка сборки и испытаний ТВлД PW207 для вертолета «Ансат».

Количество оборудования (02.1946г.)- 3154 ед. (в т.ч. 3080 м/р).

Площадь производственная (02.1946г.)- 165 тыс. м2.

Численность персонала (1931г.)- 3182 чел., (1932г.)- 2285 чел., (02.1946г.)- 11,7 тыс. чел. (8,2 тыс. раб.), (1972г.)- 19 тыс. чел., (2003г.)- около 12. 000 чел.

Директор (-01-07.1934г.-)- Васильев, (-10.1936-29.08.1937г.)- Г.С. Девдариани (снят), (29.08.1937-; -08.1942-06.1945г.-)- М.М. Лукин, (-09.1941г.-)- В.И. Сухоруков, (-03-05.1946г.-)- Тарасов, (1960-е г.)- Р.Е. Загребельный. Гендиректор (1968-82г.)- П.А. Витер, (1982-2003г.-)- А.Ф. Павлов,49 (-10.2004-05г.-)- Д.З. Каримуллин.

Зам. директора: (02.1934г.)- Скворцов, (06.1937г.)- М.П. Макарук; начальник филиала (1940-41г.)- Д.А. Морозов; по производству (1975г.-)- А.Ф. Павлов; по ПВО и охране (25.12.1938г.-)- А.С. Хорошилов. Помощник директора по найму и увольнению (27.11.1938г.-)- И.И. Карпов.

Директор: технический (-01.1934-20.06.1935г.)- Юргенс, (20.06.1935г.-)- Макарук; коммерческий (10.2004г.)- А.В. Березкин.

Гл. инженер (06.1937г.)- М.П. Макарук, (05.1946г.)- Месяцев, (2002г.)- М.Г. Хабибуллин.69

Гл. конструктор (1937г.)- А.С. Назаров (переведен из ОКБ-29, в том же году арестован из-за катастрофы «7211»), (-1941г.)- С.Д. Колосов, (1954-63г.)- П.Ф. Зубец, (2002г.)- И.Х. Фахрутдинов.

Гл. металлург (20.04.1935г.-)- З.А. Радин.

Начальники отделов: ОКС (05.1936г.)- Линецкий; секретного (1987г.)- Ю.Р. Бондаревский.

Начальник Серийного КБ (01.1942-04.1944г.)- С.Д. Колосов.

Производство: самолёт ТШ-2 (1931-32)- 10;98 изделия вооружения: МФ-5, ТКП-5, КП-5, электровыключение Брагина, подвески ДАП-100, РД, мосты к ТБ-3, держатели для Р-5 и Р-6, кассетное ведро МКД, штауферы; ПД: М-11 (1935-37-), МВ-4 (-1939-40)- 75, МВ-6 (-1939-41)- 98, МВ-12, М-105Р (1942), М-105ПФ (1942-), П-800 (2004), М29П (2004); ЖРД РД-1 (1945)- 90; ТРД: РД-20 (1945-), РД-500, ТР-3 (1950-51)- 16,166 АМ-3 (-1953-56-), ВК-1, РД-3М-500, НК-4, НК-8-2, НК-8-3 (1967-76)~ 100, НК-8-4 (1964-79), НК-8-4К~ 15, НК-8-2У (1972-2004-)- более 2500, НК-16, НК-86 (1980-2004-), НК-87 (1986-), НК-93 (2004), АИ-22 (2004); корпуса для РДТТ 5С47 (1960-е); приводы для газоперекачивающих агрегатов НК-16СТ, НК-38СТ (2002), ГТ-009, ГПА-8,16; ремонт НК-8-2У, НК-86 (2002); автоматическая газораспределительная станция АГРС «Исток»; гидромеханическая передача для городских автобусов; газовая турбина для ТЭЦ (2004).

ОКБ завода № 16 НКАП

/г. Воронеж/

В 1940г. КБ-2 МАИ под руководством В.А. Добрынина было переведено на площадку завода № 16 НКАП и вошло в состав ОКБ завода. Работы по опытному мотору М-250.

С началом ВОВ ОКБ по пр. № 1057сс от 10.10.1941г. эвакуировано в г. Уфу на площадку завода № 384 НКАП, а опытное производство (пр. № 1053сс от 9.10.1941г.) – в Уфу на площадку протезного завода. Здесь к 11.1941г. на базе ОКБ и Опытного производства образовано самостоятельное ОКБ-250 НКАП под руководством В.А. Добрынина.

Численность персонала (06.1941г.)- 486 чел.166

Гл. конструктор (1940-41г.)- В.А. Добрынин.

С. Г. Тихонов. Оборонные предприятия СССР и России, 2010

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 6994
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский механический завод

#9

Сообщение Sergey » 29 окт 2019, 19:23

Государственный союзный завод № 444 - действовал в 1941-1943 гг. на площадях эвакуированного в Казань завода №16 (т.е. там, где сейчас Воронежский механический завод). Занимался ремонтом авиадвигателей.

Цитата:
ГС завод № 444 НКАП
/г. Воронеж/

На площадке эвакуированного завода № 16 НКАП по пр. № 1090с от 28.12.1941г. были организованы Ремонтные моторные мастерские (начальник- А.И. Седов). Ремонт двигателей М-11, М-88, М-89, М-105, М-35, М-38. Действовал цех по выпуску 82-мм батальонных минометов.

В соответствии с пост. СНК № 913-472сс от 11.06.1942г. и пр. № 287с от 16.04.1942г., в связи с переименованием Главремуправления в 6ГУ НКАП, завод должен был получить наименование ГС завод № 444 НКАП. Возможно, так и было некоторое время. Но затем по пр. № 185с от 2.04.1943г. на площадке бывшего завода № 16 организован завод по ремонту авиамоторов и производству запчастей, который получил наименование завод № 265 при 3ГУ НКАП.

Директор (05.1942г.)- Давыдов.


Завод № 265 - действовал в 1943-1946 гг. на площадях эвакуированного в Казань завода №16 (т.е. там, где сейчас Воронежский механический завод). Занимался ремонтом авиамоторов и производством запчастей. В 1946 г. слился с вернувшимся из эвакуации заводом №154.

Цитата:
Завод № 265 НКАП, МАП
/г. Воронеж п/я 152/

В соответствии с пост. СНК № 913-472сс от 11.06.1942г. и пр. № 287с от 16.04.1942г., в связи с переименованием Главремуправления в 6ГУ НКАП, завод должен был получить наименование ГС завод № 444 НКАП. Затем по пр. № 185с от 2.04.1943г. на площадке бывшего завода № 16 организован завод по ремонту авиамоторов и производству запчастей, который получил наименование завод № 265 в составе 3ГУ НКАП.

С начала 1944г. началось восстановление мощностей для производства авиамоторов.

В 1944г. с завода № 265 переведено на завод № 500 на постоянную работу около 600 специалистов. По пр. № 707с от 29.12.1944г. завод передан из 3ГУ в 4ГУ и получил задание освоить производство насосов непосредственного впрыска топлива для АШ-82ФН и АШ-83.

Велась подготовка производства мотора М-11. В 1946г. заводу выделено 2760 трофейных станков из Германии (на 01.1946г. получен 561 станок).166. В 1946г. выпускал насосы-форсунки для дизель-моторов.

По пр. № 32с от 31.01.1946г. на завод переведено ОКБ-296 НКАП и влито в его состав. ОКБ планировалось передать неиспользуемый опытный корпус завода, восстановить и передать два бокса моторно-испытательной станции, передать 150 станков, 200 рабочих и 30 ИТР. По пр. № 154с от 23.03.1946г. и № 184с от 1.04.1946г. в Воронеж на площадку завода № 265 МАП перебазирован завод № 154 МАП; в результате слияния образован единый завод № 154 МАП, завод № 265 из числа действующих исключен.

Директор (02.1944г.)- В.И. Сухоруков.

С. Г. Тихонов. Оборонные предприятия СССР и России, 2010

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 6994
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский механический завод

#10

Сообщение Sergey » 29 окт 2019, 20:18

Государственный союзный завод № 154 им. Сталина - в 1940 -1941 гг. филиал завода №16, создан на базе бывшего дизельного завода им. Сталина (завод фабриканта Петичева, до 1931 г. - "Триер"), где до 1931 г. выпускались зерноочистительные машины, с 1940 г. - дизельные двигатели для малой энергетики и речных судов. В 1941 г. производство было реконструировано, вместо дизелей стали выпускать авиадвигатели: сюда с завода № 16 сюда было передано производство маломощных авиационных моторов М-11, также выпускался мотор М-6.

Местонахождение до войны - площади будущего послевоенного завода "Воронежсельмаш" (ул. 9 Января).

В марте 1941 г. завод получил самостоятельность и наименование ГС завод № 154 им. Сталина.

В октябре 1941 г. завод №154 эвакуирован в г. Андижан Узбекской ССР на площадку Хлопкозавода № 2 и тарной фабрики, где продолжил выпуск авиамоторов. Всего в Андижане за годы войны выпущено более 30 тыс. моторов. Во время боев за освобождение Воронежа корпуса завода были полностью разрушены.
9.07.1943г. площадка завода № 154 передана в систему сельскохозяйственного машиностроения, 7.10.1943 г. на ней образован завод «Воронежсельмаш». Таким образом переплетается история этих двух заводов - Воронежсельмаш и Воронежского механического.

В 1946 г. завод № 154 с основной частью оборудования и личного состава был снова перебазирован в Воронеж на площадку завода № 265 (старую площадку завода № 16), в результате слияния образован единый завод № 154.

В 1960-х годах завод №154 переименован в Воронежский механический завод.

Подробнее:
ГС завод № 154 им. Сталина НКАП, МАП, МОП, СНХ, Завод «Триер», Дизельный завод, Завод им. Сталина НКТП, НКМ, НКТМ, Воронежский механический завод(ВМЗ) МОМ, А-1872, ФГУП «ВМЗ»

/г. Воронеж ул. 9 Января, 78 (1935г.); г. Андижан; г. Воронеж п/я 152/

/394055 (394006) г. Воронеж ул. Ворошилова, 22

/Московское представительство: 117420 ул. Профсоюзная, 57

Строительство завода начато в 1916г. фабрикантом А.Н. Петичевым, но не было завершено.
Читать далее:
В 1927г. начато оснащение завода оборудованием, 1.10.1928г. выпущена первая партия триеров (зерноочистительных машин). 9.11.1928г. произошел официальный пуск завода «Триер». В 1930г. завод – в ведении АО «Мельстрой». В 11.1931г. завод «Триер» переименован в «Дизельный завод». В 1935-04.1937г. Завод им. Сталина – в ведении «Союздизеля» НКТП, в 1939г. – в НКМ. С 07.1940г. завод им. Сталина передан из НКТМ в систему 3ГУ НКАП в качестве филиала завода № 16 НКАП в Воронеже (руководитель- Д.А. Морозов).

В 1930г. выполнял заказ на 400 осколочных гранат для 76-мм батальонной мортиры. В 1932г. налаживалось производство малокалиберных орудий.160 До 1932г. выпускались ручные триеры, затем начато освоение выпуска дизельных двигателей для малой энергетики и речных судов.

Сюда было передано с завода № 16 производство маломощных авиационных моторов. С 07.1940г. начат выпуск авиационного мотора М-11, в 1941г. начато освоение выпуска мотора МВ-6. К 1.01.1942г. планировалось вывести завод на проектную мощность в 6 тыс. М-11 и 1000 МВ-6 в год.

В соответствии с пост. СНК от 26.07.1940г. и пр. НКАП № 193сс от 3.03.1941г. завод получил самостоятельность и наименование ГС завод № 154 им. Сталина 3ГУ НКАП.

16.08.1941г. вышло пост. ГКО № 500 о прекращении производства моторов МВ-6 на заводе № 154.

8.10.1941г. завод № 154 эвакуирован в г. Андижан Узбекской ССР на площадку Хлопкозавода № 2 и тарной фабрики, где до 01.1942г. выпускал М-11Д. К началу 1945г. выпускал 17 моторов в сутки. Всего в Андижане за годы войны выпущено более 30 тыс. моторов.

Во время боев за освобождение Воронежа корпуса завода были полностью разрушены. 9.07.1943г. площадка завода № 154 НКАП передана в систему сельскохозяйственного машиностроения, 7.10.1943г. на ней образован завод «Воронежсельмаш».

Производство (шт.): (1945г.): М-11 – 3934, М-11ФР – 46 (вместе с № 478); (1946г.): М-11 – 1802 (вместе с № 41), М-11ФР – 21 (вместе с № 478); (1947г.): М-11 – 1191, М-11ФР – 163 (вместе с № 478); (1948г.): М-11 – 1732, М-11ФР – 945 (вместе с № 478); (1949г.): М-11 – 2212, М-11ФР – 1378 (вместе с № 478); (1950г.): М-11 – 1281, М-11ФР – 967 (вместе с № 478).166

В 05.1946г. завод № 154 – в ведении 3ГУ МАП. По пр. МОП № 475с от 7.07.1953г. завод № 154 передан в ведение 3ГУ. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение Воронежского СНХ РСФСР. В 1965г. завод № 154 передан из системы СНХ в подчинение 2ГУ МОМ и по пр. от 6.03.1966г. переименован в ВМЗ.

По пр. № 86с/3с от 5.03.1946г. территория завода в Андижане с частью оборудования и 2005 чел. личного состава переданы в подчинение МСДМ. В Андижане на оставшихся площадях создан завод дизельных двигателей. Из-за крайне неудобного размещения в неприспособленных помещениях (хлопковых глинобитных амбарах) по пр. № 154с от 23.03.1946г. и № 184с от 1.04.1946г. завод № 154 с основной частью оборудования и личного состава был перебазирован в Воронеж на площадку завода № 265 МАП (старую площадку завода № 16), в результате слияния образован единый завод № 154 МАП (в 05.1946г. был ещё в Андижане). Имел наименование «п/я 152».

В соответствии с расп. правительства № 3368сс от 31.03.1954г. по пр. № 215сс план по выпуску АИ-14Р на 1954г. уменьшен со 150 до 110 шт.

Производство (шт.): (1950г.): М-11ФР – 967, М-11Л – 1281, М-14Р – 18; (1951г.): М-11ФР – 1058, М-14 – 438; (1952г.): М-11ФР – 1350; (1953г.): АШ-62ИР – 154, М-11ФР – 1050; (1954г.): АШ-62ИР – 806 (1301 все заводы), М-11ФР – 951 (все заводы 1308), АИ-14Р – 65 (все заводы 132); (1955г.): АШ-62ИР – 1553 (все заводы), М-11ФР – 1009 (все заводы), АИ-14Р – 676 (все заводы); (1956г.): АШ-62ИР – 1519, М-11ФР – 867, АИ-14Р – 1064, АИ-14В – 73.166

С 1957г. завод перешел, в основном, на производство ЖРД. Выпускал также поршневые моторы, вертолетные редукторы. В 1970-е г. завод определен головным по изготовлению ЖРД для II-й ступени РН «Энергия».

Были освоены новые технологии: высокоточное литье в оболочковые керамические формы; горячее изостатическое прессование деталей из гранул; метод направленной кристализации металла; дифференцированная электрохимическая обработка (ДЭХО); сварка в вакууме крупногабаритных деталей из разных металлов (в камере объемом 114 м3); штамповка оболочковых изделий взрывом.

Имел наименование «п/я А-1872». В 1998г. завод преобразован в ФГУП. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошел в перечень стратегических оборонных предприятий. По Указу президента РФ № 127 от 3.02.2007г. предприятие исключено из перечня стратегических предприятий и включено в состав ГК НПЦ им. Хруничева в качестве филиала (и на 2012г.).

В начале 1990-х г. освоен выпуск нефтегазового оборудования.

Работы (2004г.): производство ЖРД; разработка и производство авиационных ДВС для гражданских ВС; проектирование и производство: оборудования для нефтегазодобычи, агрегатов для переработки мяса,многопродуктовых топливораздаточных колонок, турбокомпрессоров для автомобильной и тракторной промышленности, бытовых кухонных плит; медоборудования.

В составе предприятия: цехи: литья по выплавляемым моделям (ЛВМ); стального, чугунного и цветного литья; кузнечный; лаборатории: обработки металлов резанием, механических и климатических испытаний, металлографическая, химического анализа, ультразвукового, рентгеновского и магнитного контроля.

ВМЗ имел дочернее предприятие (2006г.)- ГУДП «ВМЗ-Нефтемаш-Сервис» /г. Новый Уренгой Тюменской обл. ул. Надымская, 2 тел. 42-224/. В 2012г. планировалось перебазировать предприятие в пос. Шилово (район испытательного полигона КБХА) на площадку в 25-35 га и объединить с КБХА.

Количество оборудования (02.1946г.)- 717 ед. (в т.ч. 700 м/р).

Площадь территории (2012г.)- около 70 га.

Численность персонала (02.1946г.)- 4,4 тыс. чел. (3,1 тыс. раб.).

Директор (1941-05.1946г.-)- Д.А. Морозов, (1957-65; 1969-76г.)- И.И. Абрамов, (1965-69г.)- Б.А. Чевела, (1976-81г.)- В.Ф. Соловьев, (1981-93г.)- Г.В. Костин. Гендиректор (1993-2002г.-)- А.И. Часовских, (-2003-09г.-)- А.В. Бондарь, (2012г.)- И.Т. Коптев.

1-й зам. гендиректора (2002г.)- А.В. Бондарь, (2002г.)- А.М. Лапшин. Зам. гендиректора: по производству (2002г.)- И.Т. Коптев; по качеству (2012г.)- В. Грицюк; О. Малышев, (2011г.-)- А.В. Бондарь.

Технический директор (2002г.)- А.В. Бондарь.

Гл. инженер (05.1946г.)- И.Н. Шендерович, (2002г.)- Н.В. Сухоруков.

Гл. конструктор (1940г.)- И.Н. Шендерович, (1941г.)- М.А. Коссов.

Зам. гл. конструктора филиала по маломощным моторам (09.1940г.-)- М.А. Коссов.

Гендиректор московского представительства (-2003-06г.-)- А.Г. Пыкин.

Финансовый директор московского представительства (2006г.)- Г.А. Проскурин.

Начальник отдела продаж представительства (2006г.)- А.А. Валеев.

Производство: судовой дизель СД 18/32 для речного монитора пр. СБ-37 (1930-е); авиационные двигатели: поршневые: М-11 (1940-42), МВ-6 (-1941), М-11Д (1943-47), М-11Ф (1944-45), М-11К, -Л (1948-50), М-11ФРВ (1949-59), М-14П (1950-51), АШ-62ИР (1952-62-), М-14В26, АИ-14Р (1954-62-), АИ-14В (1956-60), АИ-14ВФ (1960-), АИ-14РС (1962-), М25, М7, М9Ф, М9ФС, М-14Х (2000); ускорители С-155 (1957), РУ013 (1958); маломощные ГТД- источники питания для ЗУР: 2ПВ8 (1966-88), 9И56 (1975-), 9И57 (1975-); ЖРД: Р-01-154 для ЗУР «Даль» (опытные); РД-0109 для РН «Восток» (-1961-2002-), РД-0110 для РН «Молния-М» (1980-е-2000-е); РД-0210, РД-0212, РД-0213 и РД-0214 для 2-й и 3-й ступеней РН «Протон» (2006); РД-0120 для МКС «Энергия-Буран»; 11Д58 1968-74), РД-58М (11Д58М) для РН «Зенит-3SL»; РД-0124 (14Д23) для «Союз-2-1Б» (2006); узлы двигателя РД-191 (2006); гл. редуктор ВР-226 для Ка-226; авиационный компрессор АК-50Т (2000-е); турбокомпрессоры для дизельных двигателей: ТКР-5, -5Н, -7Н, -9Н (2003); нефтегазовое оборудование (арматура: запорно-регулирующая; фонтанная с колонной обвязкой; манифольд, задвижки шиберные, газлифтное оборудование, лубрикатор проволочный, спайдер-элеваторы, пакеры, краны устьевые, эжектор, превенторы), комплексы оборудования: подземного «Барьер 6-ОРЭ»; противовыбросового; установка для гидроиспытаний труб; клапаны: регулирующие, обратные, предохранительные, противовыбросовые забойные, игольчатые; ступень турбины для турбобуров; турбоголовки ТВО, ТВОП; топливозаправочные колонки, бытовые газовые и электроплиты (2002);69 режущий и мерительный инструмент, нестандартное оборудование; комплект оборудования для колбасного цеха; куттеры: вакуумный ВК-125Ч, открытый К-40, ЛПК-1000К; тестоделительная машина (2003);

ремонт 45-мм пушек (1937).

С. Г. Тихонов. Оборонные предприятия СССР и России, 2010

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 6994
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский механический завод

#11

Сообщение Sergey » 29 окт 2019, 21:34

ГАВО
Государственный союзный завод № 154 им. Сталина Министерства авиационной промышленности СССР. г. Воронеж.
Фонд №: Р-1,837

Историческая справка: К описям №1 и №2 дел фонда № Р-1837, Воронежского завода № 154 им. Сталина Министерства Авиационной промышленности СССР.

В 1939 году в г. Воронеже начал функционировать дизелестроительный завод им. Сталина Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР, филиал завода №16. На основании приказа № 263/473 НКАП СССР от 14.09.40 завод им. Сталина вступил в число действующих предприятий НКАП как филиал завода №16 с самостоятельным балансом и расчетным счетом. Директором завода был назначен Сухоруков. Началась достройка и реконструкция завода.
Производственные и складские здания и сооружения завода в ноябре 1940г. размещались в 5 корпусах:
- корпус "А" - механический цех № 4, инструментальный цех № 9, цех покрытия № 11, электроцех и подстанция, лаборатории завода, временный склад литья и металлов; - корпус "Б" - часть цеха № 9 (старый термический цех и котельная);
- корпус "В" - 2 механический цех;
- корпус "Г" - учебные мастерские;
- корпус "Д" - новый термический цех, новое помещение кузнечного цеха, новый литейный цех, модельный цех, главная контора, по-жарное депо и телефонная станция, склады горючего, материалов и готовых изделий, новая проходная, временный автогараж, сарай для лесорамы.
На основании приказа Наркома АП СССР № 19 от 03.01.41г. заводу им. Сталина (бывшему филиалу завода № 16) присвоен самостоятельный литер №154. В соответствии с приказом №193 НКАП СССР от 03.03.41г. производилась сдача-прием завода №154 им. Сталина из состава завода №16. По акту - приема-передачи оборудования, машин, станков, рабочих аппаратов, транспортных средств, хозинвентаря, инструментов и проч.
В феврале 1941 года сумма передаваемого от завода №16 НКАП заводу им. Сталина оценивалась в 6 005 055 руб. 46 коп.

В 1940 - начале 1941 года велось строительство завода и переоборудование завода №154 им. Сталина в г. Воронеже. По состоянию на 1 января 1941 года расположение производства на заводе было следующим:
1. Корпус А и Б. 1 этаж а) механический цех №4 б) цех покрытий в) инструментальный цех г) котельная д) электроподстанция е) резервная электростанция ж) электроцех 2 этаж а) бытовые помещения цеха №4 б) столовая заводская в) лаборатория главного металлурга г) ЦИС д) ПАС е) склад готовых деталей ж) помещение, занятое воинской частью з) помещение отделов № 12 и № 2 и) бытовые помещения инструментального цеха
2. Корпус В. а) механический цех №2
3. Корпус Д. а) сборочно-переборочный цех б) экспедиция и склад готовых деталей в) испытательная станция
4. Корпус Г. а) учебные мастерские ФЗО б) баббито-заливочная и меднично-сварочная мастерские
5. Корпус Е. а) литейный цех б) ФЗО в) заводская амбулатория
6. Корпус Ж. а) кузнечный цех б) ремонтно-монтажный цех в) отдел № 8
7. Корпус З. а) деревообделочный и модельный цех
8. Главная контора.
9. Пожарное дело и телефонная станция.
10. Отдел кадров, партбюро и завком.
11. Центральный склад № 1.
12. Склад черных металлов № 2.
13. Склад химикатов.
В начале 1941 года территория завода составляла 13,3 га, наличие производственных площадей - 39 200 м2. Все заводские здания полностью соответствовали условиям точного машиностроения. К 1 апреля 1941 года был подготовлен к выпуску продукции литейный цех завода.

1 июля 1941 года в связи с введением военного положения по Воронежской области были приняты меры по усилению охраны завода, 15 сентября 1941года проводились работы по маскировке завода. 2 июля 1941 г. на основании распоряжения СНК СССР №1325-РС от 09.06.41г. и письма секретариата НКАП № Н - 3/4246 от 13.06.41г. произошла передача незавершенного производства, инструмента, спецприспособлений и всех других материальных ценностей, относящихся к производству корпусов 76 мм зенитных гранат Ивановскому текстильно-машиностроительному заводу Наркомобшмаша.
3 июля 1941 года в соответствии с приказом Наркома АП СССР за № 564 и в целях оперативной помощи фронту из работников цехов № 5 и № 6 завода № 154 создались три бригады по организации ремонта моторов М-11 в боевых условиях. Состав бригады: мастер, инспектор, 2 сборщика, моторист.

В октябре 1941года в соответствии с указанием Комитета Обороны заводу № 154 им. Сталина предложено в кратчайшие сроки произвести эвакуацию оборудования и материалов в г. Ташкент. По плану эвакуация завода проводилась по железной дороге в 3 очереди. Всего требовалось 10 эшелонов из 744 вагонов (352 крытых). Перевозились люди и оборудование. Котельная завода готовилась к взрыву, мазут - к уничтожению путем разлива по земле и сожжения. Лесоматериалы должны были использоваться в целях обороны г. Воронежа, а оставшиеся - уничтожены. Во исполнение решения Государственного Комитета Обороны № 741 от 08.10.41г. и приказа НКАП № 1053 от 09.10.41г. завод № 154 им. Сталина был переведен в г. Ташкент на площадь бывшего полиграфкомбината. Первые два эшелона с людьми и оборудованием вышли из г. Воронежа 12 и 14 октября и прибыли в г. Ташкент 26.10.41г. В продолжении 3-4 дней эшелоны были разгружены у станции на площадке текстилькомбината. Переброска оборудования внезапно была запрещена заместителем председателя СНК Уз ССР тов. Юлдашевым, и руководству завода было предложено осмотреть территорию завода "Вулкан" (быв. Кондитерская фабрика г. Ташкент) для размещения завода. Площадка 5 700 м2 оказалась недостаточной для размещения и введения в строй в установленный срок производства завода. 30.10.41г. решением ЦК КП (б) Уз ССР было предложено осмотреть территорию хлопкозавода № 2 в г. Андижане. Попытка руководства завода № 154 опротестовать это решение, путем неоднократного телеграфного запроса Наркомата, оказалась тщетной, т.к. телеграммы завода по этому вопросу в НКАП оставались без ответа или возвращались, не выходя из Ташкента. 1 ноября 1941года руководству было вручено Постановление СНК СССР о размещении его в г. Андижане на площадке хлопкозавода № 2. 2 ноября 1941г. во исполнение этого постановления началась погрузка и отправка людей и оборудования из Ташкента в г. Андижан. На место назначения в г. Андижан эшелоны завода им. Сталина начали прибывать с 04.11.41г.
Читать далее:
Территория хлопкозавода № 2 располагалась на окраине города на рас-стоянии 5 км от центра города и располагала 20 га. Общая площадь зданий хлопамбаров хлопкозавода, относительно пригодных для приспособления под производственные цеха равна 17 000 м2, из них: 1) основной цех (бывший механо-прессовый хлопкозавода) - 700 м2, здание кирпичное, высотой 10 м; 2) тарная фабрика - 2320 м2, из сырцового кирпича, высота 4 м; 3) помещение для сушки хлопка - здание из жженого кирпича 420 м2, высотой 5,5 м. Остальные здания представляли собой сараи - амбары для хранения хлопка от 900 м2 до 3 400 м2 из сырцового кирпича, без окон и дверных проемов. Отопление сараев не предусмотрено. Энергией хлопкозавод обеспечивался от гидротурбины собственной дизельной станции. Канализационной системы как на заводе, а также и в самом городе нет. Водоснабжение - от горной речки Андижан-Сай путем отвода на территорию завода арыков. Водоочистительной установки на заводе нет - водонапорная башня служит и водоотстойником. Отопление производственных зданий и складов на заводе отсутствует, служебные помещения имеют печное отопление.

Переоборудованием и строительством для нового производства, в частности приспособлением к условиям и нормам сейсмического строительства в 9 балльной зоне г. Андижана, занималась 5 строительная контора 31 треста. Руководство республики Узбекистан с первых же дней уделяло достаточно внимания эвакуированному заводу им. Сталина. 24-28 января 1942года вышло Постановление № 32 СНК Узбекской ССР и ЦК КП (б) Узбекистана "О мероприятиях по выполнению плана производства авиамоторов М 11 Д заводом № 154 Наркомавиапрома", где отмечалось, что план производства авиамоторов в декабре 1941 года и двух декадах января 1942 года сорван: при задании в декабре изготовить 150 авиамоторов, сдано 34 мотора, за две декады января 1942года при месячном плане 240 метров сдано 34 мотора. Обращено внимание на слабое руководство со стороны директора завода, парторга ЦК ВКП (б), управляющего стройтрестом №31, уполномоченного Наркомавиапрома. Постановили к концу 1942г. завершить все строительные и пусконаладочные работы, определили поставщиков из состава местных предприятий, пополнить завод местными квалификационными рабочими, обеспечить жильем всех рабочих завода, организовать и укомплектовать врачами закрытую поликлинику для рабочих завода и членов семей, обеспечить завод нефтью, хлопковым маслом, углем, организовать вторую столовую, отвести дополнительно 100 га земли пригородному хозяйству завода под посев риса, выделить заводу районы для самозаготовок мяса, овощей, сухофруктов, оказать содействие пригородному хозяйству заводу в покупке скота и семян для посева, организовать поставку продуктов для столовой, постельного белья для рабочих, организовать детсад.

Оргкомитет Верховного Совета Уз ССР по Андижанской области принял особое решение № 974 от 03.02.42г. "О постановлении СНК Уз ССР и ЦК КП (б) Узбекистана "О мероприятиях по выполнению плана производства авиамоторов М-11 Д заводом № 154 Наркомавиапрома". Был составлен план работы по выполнению этого решения. 2 мая 1942года СНК Уз ССР постановил мобилизовать из числа неработающего трудоспособного населения для работе на завод № 154 - 400 человек. Завод принимал активное участие в жизни Андижанской области: выпускал новые и реставрировал старые запчасти для ремонта автомашин (март 1942г.), детали для тракторов (июль 1942г.). Рабочие завода помогали в проведении капитального ремонта Кувасайской ГРЭС. Завод шефствовал над эвакуационным госпиталем № 1533.

Для секретаря Оргбюро ЦК КП (б) Уз ССР по Андижанской области Бакулина 02.03.42г. была составлена краткая характеристика завода №154 им. Сталина:
1. Завод выпускает авиамоторы М-11 Д.
2. Руководящий состав завода: директор завода - Морозов Дмитрий Арсенть-евич, зам. Директора по коммерческой части - Кошевой Андрей Корнеевич, главный инженер завода - Шендеревич Исаак Наумович, парторг ЦК ВКП (б) - Александров Алексей Никифорович.
3. Всего работает на заводе - 4 000 человек. В том числе: инженерно-технических работников - 540 чел., квалифицированных рабочих - 1224 чел., подсобных рабочих - 958чел., учеников 878 чел., служащих - 223 чел. Всего количество рабочих узбеков - 672 чел.
4. Состав парторганизации завода: членов ВКП (б) - 187 чел., кандидатов ВКП (б) - 60 чел.
5. Состав комсомольской организации завода: членов ВЛКСМ - 602 чел. Сек-ретарь комитета комсомола т. Захаров.
6. Всего на заводе имелось 15 цехов: литейный цех № 1; механические цеха № 2, № 3, № 4: сборочно-переборочный № 5, испытательная станция № 6; термический № 7, механически № 8, инструментальный № 9, ремонтный № 10, цех покрытия № 11, кузнечный № 12; цех тары № 13; энергетический № 14; теплосиловой № 15.
Кроме того имелось 33 отдела: секретный, техно-логический, планово-производственный, снабжения, конструкторское бюро, финансовый, отдел главного механика, капитального строительства, кадров, подготовки кадров, административно-хозяйственный, диспетчерский, мобилизационный, главного металлурга, МПВО, эксплуатационный, главной энергетики, бюро нормализации и стандартизации, отдел техники безопасности, бухгалтерия транспортный отдел, технического контроля сбыта, юридический отдел, складское хозяйство, охрана завода, жилищно-коммунальный, подсобное хозяйство. Выпускаемая заводом продукция принимается военным представителем под руководством Гизатулина Зифира Ивановича.

В связи с расширением промышленности в г. Андижане было решено при Андижанском горисполкоме образовать оргбюро Научно-Инженерного технического общества, которое возглавил главный технолог завода им. Сталина Н. И. Боярченко (сентября 1942г.).
За годы Великой Отечественной войны на заводе осваивались новые виды продукции, происходили структурные изменения. В начале войны на заводе осваивались и выпускались моторы М-11, МВ-6 . С июля 1942 года в опытное производство был запущен мотор М-12, сконструированный ОКБ завода им. Сталина. В целях повышения связи с эксплуатационными частями и ремонтными базами, устранения и изучения всех дефектов и неполадок с продукцией, в августе 1942 года на заводе был организован эксплуатационно-ремонтный отдел №19.
Во исполнении пункта 1 б приказа НКАП СССР № 146 от 23.02.44г. ОКБ завода №154 было переведено на завод №41 в составе работников ОКБ и членов их семей со всем оборудованием и имуществом, принадлежащем ОКБ.
К 1 августа 1945 года заканчивалось строительство, монтаж и сдавалась в эксплуатацию пристройка плавильного отделения литейного цеха.
С января 1943 года на завод начали поступать импортные оборудование, инструменты, приборы и материалы, а с августа 1945 года -трофейное оборудование и товаро-материальные ценности, возвращаемые в СССР. За достигнутые производственные успехи завод № 154 им. Сталина в годы войны награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Производственные же площадки завода в г. Воронеже очень серьезно пострадали от ударов фашистской авиации. После неоднократного налета вражеской авиации на заводе по состоянию на 4 июля 1942 года были подвергнуты бомбежке с воздуха основные средства и материальные ценности, из которых ряд объектов уничтожен полностью, а ряд - частично поврежден.
1. Ш-образный корпус. Прямого попадания не авиабомб не было. Разрывы авиабомб были вокруг самого здания. Осколками и воздушной волной совершенно уничтожены рамы, двери и частично повреждена крыша.
2. 2 механический цех. Имел 4 авиабомбы прямого попадания по 50 кг. каждая . Поврежден пол, совершенно уничтожен световой фонарь, рамы и двери. Осколком авиабомбы повреждены частично стены. От зажигательных бомб было загорание крыши корпуса. Силами рабочих загорание было ликвидировано.
3. Сборочный цех, расположенные в нем цех № 5, экспедиция, СГД, испытательная станция и цех № 7. Прямого попадания авиабомб не было, за исключением цеха №7, попадание было в торцевую часть. Разрывы авиабомб были вокруг самого корпуса. Осколками и воздушной волной совершенно уничтожены рамы, двери.
4. Литейный цех. Имело место прямое попадание нескольких авиабомб непосредственно в цех, а также и вокруг цеха №1. От воздушной волны и осколков выбиты рамы, двери, частично повреждены стены и внутренние постройки. Между цехом №8 и складом стройматериалов, принадлежащих 5 стройконторе было сброшено количество авиабомб, в том числе одна весом 0,5 тонны от которой стена цеха № 8, выходящая к этим окладам, разрушена и склады с цементом, стройматериалами полностью уничтожены.
5. Модельный цех и отдел № 13. Были сброшены зажигательные бомбы прямо в цех, а авиабомбы около цеха. От зажигательных бомб возникший пожар силами рабочих был ликвидирован. От осколков авиабомб и воздушной волны повреждены рамы и двери.
6. Котельная старая и новая. Прямого попадания авиабомб не было, а от авиабомб, которые сброшены около здания, повреждены рамы и двери.
7. Кузнечный и ремонтно-монтажный цех. В ремонтно-монтажный цех имело место прямое попадание авиабомб, а в цех № 12 - не было, но были около самого здания. Как в цехе № 12, так и в цехе № 10 от осколков и воздушной волны повреждены рамы, двери и стены. 8. Здание вспомогательных цехов и отделов. При налете вражеской авиации на объекты нашего завода были подвергнуты бомбежки с воздуха здания вспомогательных цехов и отделов, из которых часть зданий разрушено от прямого попадания фугасных бомб.
Разрушены и сожжены: 1. Лесопилка 2. Гараж 3. Расходное бензохранилище 4. Завком 5. Здание отдела кадров 6. Пожарный сарай 7. Склад горючего 8., 9. Постоянная и временная конюшни 10. Контора ОКСа 11. Склад химикатов 12. Забор завода
Частично разрушены: 1. Лесосушка 2. Центральный материальный материальный склад 3. Здание главной конторы 4. Склад для кислот и лака Прямым попадание авиабомб убито 6 лошадей.
Жилфонд. 1. 3 трехэтажный дома по ул. 9 Января от прямого попадания авиабомб разрушены. 2. Один четырехэтажный дом по ул. 9 Января: 2 блока сожжены от прямого попадания зажигательных бомб, а остальные четыре блока сохранены. 3. Один пятиэтажный жилой дом ИТР по ул. Кольцовской, 54 от прямого попадания зажигательных бомб полностью сгорел. 4. Барак шлакобетонный № 11 по ул. 9 Января, 68 от прямого попадания фугасных бомб полностью уничтожен. 5. Бараки тесовые № 2, 3, 4, 5 по ул. Тараченко от прямого попадания фугасных бомб полностью уничтожены.

Несмотря на все эти разрушения, работники завода стремились вернуться на родину, в Воронеж. В соответствии с постановлением СНК СССР №398 от 17.02.46г. и распоряжения СНК СССР №3210 от 10.03.46г. о перебазировке завода из г. Андижана в г. Воронеж создавалась комиссия для определения необходимого оборудования, подлежащего переброске в г. Воронеж. С апреля 1946 года началась погрузка, доставка и сдача эшелонов, направляемых в г. Воронеж. В докладе директора завода на 1948 год, говорится, что в 1946 году завод, согласно приказов Министра АП СССР № 154 от 23.03.46г. и №184 от 01.04.46г. перебазировался из г. Андижана в г. Воронеж.
В г. Андижане завод работал как моторный, в г. Воронеже - как моторно-агрегатный. В г. Воронеже он слился с заводом "265 того же министерства, образовав завод № 154 им. Сталина.
Деятельность завода согласно вышеизложенного разбивалась: 1 период - с января по май - в г. Андижане. 2 период - с мая по 1 августа - перебазировка. 3 период - с августа - монтаж оборудования, приспособление завода на профиль моторно-агрегатный. Период перебазировки, демонтажа оборудования начался с середины апреля. Первый эшелон с оборудованием вышел из Андижана 20 мая 1946 года. Всего демонтировано станочного оборудования 1412 станков, в т.ч. завода № 265 1092 станка. Производство моторов было приостановлено с 15 апреля. Во второй половине июня завод приступил к монтажу оборудования.
Начал работать завод на новой площадке в Воронеже частично со 2 половины августа (инструментальный цех) и в сентябре - остальные производства при повседневных перебоях в электроэнергии, топливе.

В соответствии с приказом МАП СССР №646 от 17.09.48г. на заводе было ликвидировано опытно-конструкторское бюро №2.

В послевоенные годы на заводе выпускалась следующая продукция: во исполнении приказа МАП СССР № 646 от 17.09.47г. организованно серийное производство моторов М 11-ФР-1, с января 1948 года произошло изменение конструкции мотора М 11-Д и переход на изготовление мотора М-11-К , внедрен метод прецизионного литья для изготовления деталей, с апреля 1950 года организованно производство моторов М-14 Р, в соответствии с приказом №965 от 29.09.51г. прекращено , а приказом №65 от 23.09.53г. возобновлено производство самолетов ЯК-12 и моторов АИ-14 Р к ним. Из характеристики завода № 154 за последние годы: завод № 154 им. Сталина АП СССР является машиностроительным.

Адрес: Воронеж, п/я 152. Расположен в Ворошиловском р-не на окраине города, тут же вблизи завода расположены жилые дома работников завода, клуб, парк культуры и отдыха, магазины столовая, медсанчасть, школа, детясли, детсад. Территория завода и жилзона достаточно озеленены деревьями, декоративным кустарником, цветочными клумбами. Проезжие дороги и проходы асфальтированы.
В 1954 году структура завода была следующей: 1. Дирекция 2. Мобилизационный отдел 3. Юридическое бюро 4. Планово - экономический отдел 5. Производственно - диспетчерский отдел 6. Отдел труда и зарплаты 7. Бюро техники безопасности 8. Секретный отдел 9. Отдел технического контроля 10. Эксплуатационно-ремонтный отдел 11. Главная бухгалтерия 12. Технологический отдел 13. Инструментальный отдел 14. Серийно-конструкторский отдел 15. Отдел главного механика 16. Отдел главного энергетика 17. Отдел главного металлурга 18. Отдел снабжения 19. Отдел кадров 20. Шоферы легковых автомашин 21. Отдел капитального строительства 22. Административно-хозяйственный отдел 23. Финансово-сбытовой отдел 24. Машиносчетное бюро 25. Обслуживающий персонал отдела связи (административно-хозяйственное руководство, автоматические станции всех систем, диспетчерские, директорские, охранные, пожарные и др. коммутаторы связи, ремонтная группа, радиотрансляционные узлы, надсмотрщики для обслуживания абонентских установок). 26. Вооруженно-вахтерская охрана Производство завода располагалась в следующих цехах. 1. Цех цветного литья №1 2. Механический цех №3 3. Термический цех №7 4. Цех черного литья №9 5. Цех покрытия №11 6. Кузнечный цех №12 7. Цех тары №13 8. Механический цех №2 9. Ремонтный цех №45 10. Монтажный цех №22 11. Ремонтно-строительные цеха.

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3185
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский механический завод

#12

Сообщение Natalia » 31 окт 2019, 16:58

Сообщение от Sergey:Источник цитаты Во время боев за освобождение Воронежа корпуса завода были полностью разрушены. 9.07.1943г. площадка завода № 154 НКАП передана в систему сельскохозяйственного машиностроения, 7.10.1943г. на ней образован завод «Воронежсельмаш».

Завод им.Сталина, январь-февраль 1943г.

st43.jpg
3680236.jpg

фото Лукашевич Марии Андреевны, из фондов ВОКМ

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 6994
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский механический завод

#13

Сообщение Sergey » 15 июл 2020, 16:16

Электрическая плита производства Воронежского Механического завода, 01.01.1989г.
Вложения
34.jpg
фото Сергея Субботина


Вернуться в «Промышленные предприятия»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей