Эртиль

grm3
Сообщений: 2132
Регистрация: 17.11.2016

Эртиль

#1

Сообщение grm3 » 01 ноя 2019, 10:27

В Эртиле в торжественной обстановке открыли памятник «Материнство» (скульпторы Сергей Сотников и Виталий Локотков).

Алексей СОЛОВЬЁВ

Памятник установлен в обновлённом городском сквере рядом с мемориальным захоронением, на плитах которого высечены имена воинов, погибших в годы Великой Отечественной. «И это глубоко символично, – отметил в своем выступлении глава Эртильского района Сергей Бычуткин.– Во все времена на матерей России ложился огромный груз ответственности за сохранение рода, за воспитание детей. И этот груз становился многократно тяжелее, когда мужья уходили на фронт, а женщинам приходилось ковать победу в тылу. Низкий поклон им за это и наша святая к ним любовь».

Символично и то, что памятник Матерям открыт в год подготовки к 75-й годовщине Великой Победы. Об этом говорили на митинге настоятель храма во имя Иверской иконы Божией матери Василий Гришанов, председатель женсовета Светлана Сергеева, начальник загса Ирина Мячина. А воспитанники детского сада №3 прочитали трогательные стихи о маме.

Источник: газета «Коммуна» | № 84 (26932) | Пятница, 1 ноября 2019 года
Вложения
Памятник Материнство Эртиль.jpg

grm3
Сообщений: 2132
Регистрация: 17.11.2016

Эртиль

#2

Сообщение grm3 » 14 июн 2020, 12:49

Коммуна, 1977 года.
Вложения
226.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7268
Регистрация: 16.11.2016

Эртиль

#3

Сообщение Sergey » 12 ноя 2020, 19:34

Эртильский сахарный завод

К концу XIX века на одно из ведущих мест промышленного сектора Воронежской губернии выдвинулось сахароварение. Сахарные заводы были, как правило, прибыльными, а по количеству рабочих заметно превосходили предприятия других профилей.

Добившись немалой ссуды в Государственном Дворянском земельном банке, братья Орловы организуют строительство сахарного завода. Место под завод и посёлок было выбрано осознано. Оно пришлось на пересечении берега чистой реки Большой Эртиль и скотопрогонной дороги. По той дороге регулярно перегонялись гурты скота из области Войска Донского в сторону Тамбова и далее на Москву.

Датой начала строительства считают 1891 год. По утверждению ветерана-рабочего сахарного завода Е.И. Кривенкова, завод строился 6 лет. Год его ввода в строй – 1897.

Все строительные работы (земляные, по укладке бетона, кирпичные, монтажу технического оборудования) велись вручную. Лопата, мастерок, крестьянская подвода да не хитрые блочные механизмы были основными средствами. При этом следует иметь ввиду высокий технический уровень возведения капитальных строений, заводской трубы высотой 60 метров, гидросооружения.

Под руководством техников, инженеров, монтажников из числа иностранных специалистов были построены: главное аппаратное отделение, башня в 4 этажа, трёхэтажное моечное отделение, двухэтажное паточное, сушильное и бурачное отделения, а также паровичное, известковое и питательное отделения, мастерские, лаборатория и складские отделения.

На строительстве завода активно применялась наёмная рабочая сила. Главным образом крестьяне окрестных деревень: Прокуроровки, Ершовки, Платоновки, Большой Добринки и многих других. Одновременно со строительством завода был заложен и рос посёлок строителей и специалистов. В 1897 г. Строительство заводского комплекса, в основном, было закончено. Завод стал давать сахар, а в посёлке Эртиль появились больница, почта, административные и бытовые здания.

Правление завода располагалось в Санкт-Петербурге (ул. Мойка, д. 90). Директорские функции здесь на месте исполняли вначале А.Т. Милютин, а затем К.А. Малиновский. Заместителем директора был поляк Трачевский, главным механиком обрусевший немец Ф.А. Шпрингер. Управление же всем имением «Эртильская степь» было поручено Действительному Тайному советнику И.И. Цехановичу. Охрану завода и надзор за порядком на хуторах-экономиях осуществлял отряд уральских казаков, а позднее осетин численностью до 30 человек. Контора завода располагалась в красивом двухэтажном деревянном здании.

Сердцем завода была паровая машина мощностью в 276 л.с., работавшая за счёт 9 котлов общей площадью 1028 м.кв. В качестве топлива использовался уголь. Персонал завода составляли 400 рабочих и служащих.

Сырьё для сахарного производства сахарная свёкла выращивалась в пределах имения «Эртильская степь», примерно, на 1500-2000 десятинах собственной земли. Вокруг завода были расположены хутора-экономии: Третьяковский, Никитинский, Сосновский, Деминский, Болховитинский, Николаевский, Ольгинский, а также 6 участков под литерами. В период сезонных работ по посадке свёклы и уходу за ней привлекалась наёмная рабочая сила окрестных сёл и деревень. Так, в самом крупном Третьяковском хуторе-экономии привлекалось 366 сезонных рабочих.

Каждая из экономий представляла собой небольшие посёлки с квартирами для служащих и казармами для рабочих, воловнями, конюшнями, кузнями, конторами, множеством подсобных и других помещений, а также необходимым количеством тягловой силы (волов и лошадей), земледельческих машин и оборудования. Так, например, в Деминской экономии имелось около 40 лошадей и сотни волов, десяток коров и более 60 овец. Для вспашки и обработки почвы использовалось более 60 плугов с количеством лемехов от 1 до 4, около сотни борон, 13 конных сеялок, 16 жаток и самокосилок. Во всех экономиях использовались современные сельхозмашины в основном иностранных фирм: «Маккормик», «Сакка», «Говард», «Диринг», «Лаке» и других. В мастерской при заводе находилось 10 паровых молотилок фирм «Кейс», «Маршаль», «Рамсон», «Клейтон», «Рустон» и 10 локомобилей отечественного и иностранного производства.

В имении Орловых применялся 4-х польный севооборот. Кроме свёклы выращивались просо, конопля, рожь, овёс, пшеница, вика, горчица, рыжея. В годы первой мировой войны для нужд армии поставлялись рожь и овёс.

Культура земледелия, учёт и контроль в имении находились на высоком уровне. Об этом, в частности, свидетельствуют чёткие квадраты полей и закладка первых лесополос, часть из которых ещё уцелела в черте города, на землях АОЗТ «Красноармейское».

На сезонных работах в экономиях и непосредственно на заводах широко использовался труд подростков. Они выполняли, как правило, низкооплачиваемую и грязную работу, не требовавшею квалификации: чистку выпарки, бурачной, резки, дымоходной трубы, паровых котлов, уборку шлаков. Продолжительность рабочего дня для всех работающих составляла 12-14 часов в сутки.

С 1913 до 1917 года в имении «Эртильская степь» находилось 17 449 десятин пахотной земли. Из них 13 606 десятин использовались непосредственно заводом, а 3843 десятин сдавалось в долгосрочную аренду. Наиболее удачным для производства стал сезон 1914-1915 гг. Завод работал 115 суток и произвёл почти 160 пудов сахарного песка (около 2569 тонн). Но с этого времени его производительность стала заметно снижаться.

С 1911 г. Эртильский сахар регулярно поставлялся на Украину киевскому товариществу «Сахар», а также в Москву в торговый дом «Д. и А. Расторгуевы» и другим партнёрам.

В фондах районного музея имеется ксерокопия ценного документа, датированного 3 марта 1900 г. Это актовые бумаги о разделе имущества между братьями Орловыми. Согласнол его условий Владимир Николаевич
Орлов наряду с землёй на селе Пады, конным заводом и солидным и солидным состоянием в Подольской губернии близ местечка Чичельник (со свёкло-сахарным, винокуренным и ректификационным заводами и 66 мельницами) получал в единоличное владение имение «Эртильская степь». Всё имение было оценено в 5 миллионов 90 тысяч рублей.

Став единоличным хозяином, штаб-ротмистр В.Н. Орлов заботится о совершенствовании технологии производства сахара. В 1910 г. На реке Большой Эртиль были сооружены железобетонные шлюзы, закрывая которые большие объёмы воды по искусственному руслу отводились на завод. После использования отработанная вода вновь спускалась в реку. Строительство шлюзов осуществлялось под руководством киевского инженера Биршенка.

Работа сахарного завода и успешное ведение дел в имении в целом в значительной мере затруднялись отсутствием надёжных путей сообщения. В весеннюю и осеннюю распутицу везти оборудование, известковый камень, уголь, вывозить готовую продукцию, приходилось гужевым транспортом до станции Мордово.

В.Н. Орлов испросил разрешение на строительство железнодорожной ветки к заводу. В августе 1911 г. Вышел Указ императора Николая II об отчуждении земель для строительства железнодорожной ветки Мордово – станция Эртиль протяжённостью в 32 версты. В нём оговаривалась последующая её эксплуатация управлением Юго-восточной железной дороги, что значительно удешевляло расходы. Строительство началось в 1912 г., а в 1915 г. Она вступила в строй. Завод и посёлок теперь были связаны с ближайшими узлами: Грязи, Борисоглебском, Воронежем, соседними экономическими регионами. Это стало дополнительным условием развития района, увеличения рыночного товарообмена.

Вместе с заводом рос и развивался рабочий посёлок – прообраз будущего города. «При селе Эртиле расположено имение «Эртильская степь» князей Алексея и Владимира Орловых, площадью более 39 200 десятин, состоящее из 15 хуторов. На 20 600 десятин ведётся залежное хозяйство с 18-летней залежью. При имении существует свеклосахарный завод…»

Рабочих переодевали в чистую одежду. На железнодорожной станции поезд с тучным хозяином встречал духовой оркестр. Всюду царило оживлённое благоговение и подобострастие. Иногда князь останавливался в лучшем здании посёлка – двухэтажной конторе заводоуправления, украшенной колоннами с капителями, но чаще охотился с помещиком Рубашевским.


Вернуться в «Эртильский район»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей