Верхняя Плавица

Ответить
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Верхняя Плавица

#1

Сообщение Sergey »

Село Верхняя Плавица - Воронежская область, Верхнехавский район

Мы нашли то самое место неподалеку от села Верхняя Плавица, где 15 лет назад Минатом СССР замыслил построить могильник ядерных отходов.

Советское государство, как известно, не посвящало наивных граждан во многие свои локальные проекты, особенно в те, которые были связаны с радиацией. Рабы закона и политики копали рудники, строили таинственные железные дороги, возводили секретные лаборатории: в газетах об этом не писали, с трибун об этом не кричали... Но народная молва ведала обо всем. Разве можно утаить от старожилов и могикан урановую иголку, которую пытались спрятать в их же стоге сена!

ДЛЯ СПРАВКИ
Верхняя Плавица - село в Верхнехавском районе, на самом севере области, в 90 километрах от Воронежа. Население 670 человек. Основано в 1801 году.
Название села и речки, на которой оно стоит, пошло от слова «плов» (трясина, мокрое место, по-старославянски). С некоторых пор это название прочно ассоциируется у многих осведомленных воронежцев с понятием «радиоактивные отходы».

В начале 80-х годов, согласно так называемой «Программе-200» по утилизации отработанного ядерного сырья, в окрестностях села планировалось обустроить полигон для приема и захоронения отходов с АЭС. Было выбрано низменное место на стыке земель трех колхозов (верхнеплавицкого, «Искры» и малосамовецкого), примерно на середине пути между В.Плавицей и М.Самовцом. Полностью были завершены геологоразведочные и рекогносцировочные подготовительные работы на федеральном уровне, но все заморозилось на стадии прокладки асфальтированной дороги. События на Чернобыльской АЭС и сила народного возмущения, в совокупности, помешали тогда продолжению этого опасного строительства в вышеозначенном месте. Но где-то могильник все же был организован. Где - неизвестно.

СЕЙЧАС РАДИАЦИИ В ПЛАВИЦЕ НЕТ!
Каких-либо официальных комментариев по поводу тех событий, сами понимаете, получить практически невозможно, даже сейчас, в эпоху гласности и обнародования злых тайн СССР. Доскональную информацию имела узкая кучка людей: холодных ученых, молчаливых рабочих и нескольких «темнящих» чиновников, все документы и записи хранятся по сей день в строжайшем секрете, а уж журналисты — естественно, самые нежеланные гости на подобных стройках. Пожалуй, единственный верный способ восстановить хронологию начала внедрения в жизнь пресловутой «Программы-200» — собрать свидетельства местных жителей. Они-то, почтальоны, трактористы, механизаторы, знающие каждый клочок плавицкой земли, все видели своими глазами. Или хотя бы краешком глаза.

Любопытно, но плавицкие старожилы, тем не менее, как-то не очень охотно делятся ощущениями относительно истории 15-летней давности. Словно по привычке, считая ее запретной темой, несмотря на то, что фактически совершалось прямое покушение на экологию их родины и очевидно на здоровье, а слухи о «каких-то радиоактивных отстойниках в районе Плавицы» будоражили в 80-х и в начале 90-х годов весь Верхнехавский район и воронежцев, намеревавшихся приобрести дачный участок или купить домик в деревне в районе Графского заповедника, Тамбовской трассы и всего северо-восточного направления. Слухи эти, в принципе, будоражат и до сих пор, и не исключается предположение, что в суете всевозможных перестроек власти все же умудрились зарыть где-то на севере области радиоактивные отходы так инкогнито и ювелирно, что этого даже не заметили местные крестьяне-могикане. Но мы не можем утверждать то, чего не видели сами и что не подтверждено фактически; а видели мы лишь то самое поле, на котором осенью 1985 года было зафиксировано пребывание загадочного автобуса с парой десятков важных персон внутри. Говорят, в те дни, когда на плавицкий будущий полигон назначался приезд очередной исследовательской «атомной комиссии» (о чем не всегда знал даже глава района), трактористам и комбайнерам не выдавали горючее, чтобы они не смогли выйти в поле и, не дай Бог, нечаянно узреть начало строительных работ. Подъехать к могильнику можно было незаметно через безлюдные поля от Тамбовской трассы, от которой специально для этих целей проложили асфальтовую дорогу, не отмеченную ни на одной подробной карте.

Казалось бы, проект этот уже заморозили (хотя официально его никто не «замораживал» — просто перестали ездить ученые на автобусах и незнакомые люди на затемненных «Волгах»), о нем вроде давно все забыли, но селяне продолжают волновать друг друга правдоподобными байками о том, что видели, как вертолет сбрасывал некий контейнер в болотистое урочище, или колонну груженых «Уралов», следовавшую в неизвестном направлении. В свете недавнего принятия Госдумой решения о ввозе в Россию переработанных ядерных продуктов из-за рубежа, разговоры о возобновлении строительства плавицкого могильника вновь стали актуальными.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ВОЗМУТИЛИСЬ «СУХИМ» ЗАКОНОМ
Само село Верхняя Плавица лежит в этаком тупике, окруженное с трех сторон прудами, полями и болотами. Сюда ведет один путь — через Верхнюю Хаву, 25 км от райцентра. Дальше только Малый Самовец (через 7 километров) — крошечная симпатичная деревушка... Не сказал бы, что здесь такая уж кромешная глушь (до Воронежа лишь полтора часа езды на машине), но, например, автобус сюда ходит лишь по выходным из Воронежа и три раза в неделю — из райцентра. По автодороге в Плавицу (которая, кстати, в отличном состоянии) смело рассекают сурки и зайцы, через каждый километр встречаются стаи бесстрашно пасущихся куропаток, а в степи легко можно увидеть редчайшую птицу, дрофу. Попутки проезжают не чаще, чем раз в полчаса.

История Верхней Плавицы не очень богата, хотя исполнилось ей в этом году ровно 200 лет. Наиболее примечательная ее веха — та, о которой в материале идет речь.

О готовящейся Плавице участи селяне узнавали постепенно. Сначала по слухам. Но с каждым днем слухи становились все подтвержденнее. А когда всевозможные комиссии и незнакомые автомобили совсем уж зачастили и крестьяне увидели на полях подозрительных людей, берущих грунт и снующих с какими-то измерительными приборами, все стало понятно.

Однако до конца не было выяснено, с какой именно АЭС сюда намеревались завозить отходы: с Нововоронежской, Курской или сразу с нескольких, а может, это должны были быть «просто» ядохимикаты, отработанные сельхозпромышленностью (в чем многие в Плавице уверены до сих пор). Но как бы там ни было, до местного населения вскоре дошло - замышляют тут что-то явно нехорошее.

Народ наш, как известно, достаточно безропотный, сопротивляться привык и умеет только внешнему врагу, а эпоха запретов и цензуры сделала его апатичным ко всяким государственным экспериментам. Вот и тогда, в восьмидесятых, кому-то из селян было, что называется, по барабану это «ядерное соседство», кто-то и вовсе оптимистично заявлял: «Да пусть строят, разворуем, растащим, в хозяйстве все пригодится», - а кто-то попросту не догадывался, какую опасность таит в себе радиация. Даже сход граждан трех окрестных сел, на котором было выражено всеобщее возмущение начавшимся строительством и подписана бумага протеста в райсовет, был приурочен, в первую очередь, не к этому событию, а к открытию сельского водочного магазина, венчавшего завершение легендарной эры «сухого» закона. То есть, представьте, собрались отпраздновать возрождение «свободы пития» ну и заодно протест накатать.

Мнение народа тогда мало кого волновало, подготовку полигона продолжили как ни в чем не бывало, даже имели наглость ребятишек плавицких привлекать, чтоб помогали копать там что-нибудь, собирать, подносить... Но вот грянул Чернобыль, и тогда Государственная машина не устояла под гневным недовольством общественности. На помощь пришли всевозможные депутаты, и работы потихоньку свернули... Или перенесли в другое место?! Никто не знает...

«СЕКРЕТНОМУ ПОСЕЛКУ» АРХАНГЕЛЬСКОЕ-3 БЫТЬ?
Почему же именно Верхняя Плавица была выбрана мишенью для страшного кладбища? Есть же места и более глухие, и с гораздо меньшей плотностью населения, и поближе к Нововоронежской или Курской АЭС! Ну, во-первых, и в Плавице все достаточно близко и удобно — тут тебе и железнодорожная ветка неподалеку, и хороший подъезд. И потом специалисты определили, что здесь наиболее подходящие почвы для подобных рискованных предприятий — по минимуму дренированные, плоские, устойчивые (то есть почти не размываются и не осыпаются), хотя и невероятно плодородные. Но парой десятков гектаров хорошего чернозема можно было пожертвовать для нужд атомной промышленности... К тому же отстойник намеревались оборудовать в низине, на бессточных солонцах, и закопать на 150-метровую глубину.

Многие в Плавице примитивно представляли себе этот могильник в виде классической свалки-мусорки, огороженной забором и брошенной в поле на пропитание грызунам и растаскивание мародерам... Информации-то ведь не было никакой! А незнание рождает небылицы.

Конечно, на самом деле, захоронение это было бы капитальным, максимально герметизированным и «саркофагизированным», с колючей проволокой (возможно, под электричеством), с сильнейшей охраной, с регулярным ежедневным измерением фона... Смертельные шахты находились бы под жутким контролем на федеральном уровне... Но это тогда, в 80-х! Однако неизвестно, что произошло бы впоследствии, особенно во время экономического бардака начала 90-х, когда охране нечем вдруг стало бы платить зарплату, когда не нашлось бы денег на неизбежную модернизацию оборудования, когда, в конце концов, не на что было бы поддерживать в терпимом состоянии весь этот могильный комплекс, заливаемый дождями и талой водой...

Годы постепенно превратили «плавицкий могильник» в страшный сон, селяне успокоились и зажили будничной крестьянской жизнью и вспоминают теперь об этом проекте даже с трудом. Но года три назад произошло странное явление, заставившее опять взволноваться жителей Верхней Плавицы. В сторону заброшенного вымирающего хутора Архангельское (что в трех километрах) вдруг стали тянуть хорошую асфальтированную дорогу. Никакого социального или экономического смысла она не имела — ездили по ней до этого, в среднем один грузовик и одна лошадиная повозка в день. Все это совпало с информацией об обнаружении геологами небольших запасов никеля в недрах плавицких окрестностей. Кто-то, где-то, в каких-то кабинетах услышал загадочное словосочетание «Архангельское-3», и это очень напоминало «Арзамас-26» или «Челябинск-65». Впрочем, и до сих пор на 100 процентов неизвестно, где же все-таки точно собирались устраивать радиоактивное кладбище.

Ярослав КАРПИНСКИЙ.Декабрь-2000
Ответить