Борисоглебское уездное училище

первачек
Сообщений: 16
Регистрация: 19.06.2020

Борисоглебское уездное училище

#1

Сообщение первачек » 22 янв 2021, 17:59

Борисоглебское уездное училище.

Первое учебное заведение города.

Изображение

Изображение
Директор Борисоглебского уездного училища Николай Ефимович Артюхов.

Изображение
Современный вид.

Из журнала «Санкт-Петербург» за 1886 год.

Борисоглебскому уездному училищу 10-го июля текущаго года минуло ровно 50 лет с того времени, как оно было открыто. Событие полстолетней жизни учебного учреждения, бывшего для местных жителей первым светильником просвещения, вызвало среди борисоглебских граждан и думы устроить юбилейное торжество, совершившееся 16-го июня. Это чествование, можно сказать, небывалый пример на Руси, потому, что уездние училища никогда не чествовались городскими обществами и находились в городах во все время существования, как бы в забвении.

Полвека назад и в Борисоглебске, при его промышленном значении и богатых хлебородных условиях, совсем не было официальных учебных заведений и дело народного развития находилось в печальных условиях, потому, что первыми просветителями в то время были люди, далеко не отвечающие высоким задачам образования народа. Руководителями обучения грамотности в отдаленное прошлое время состояли лица большею частью из малограмотных отставных солдат, заштатного старого духовенства и разных дворовых людей; на образование лица эти смотрели, как на ремесло, доставлявшее им источник материального дохода к их жизни. Идейные начала значения научного развития у прежних борисоглебских просветителей не были и в помине, им чужды были всякие учебные системы и педагогические методы преподавания. Вся учебная задача их сводилась к тому, что бы возможно скорее, способами зубристики, при помощи жестоких приемов, вколотить в головы учащихся несложную азбучную науку. Очевидно такие приемы и суровая строгость учащих не развивали юношество, а скорее создавали уродливые взгляды и превратные понятия о пользе науки, которые, воспрынимаясь учащимися, несомненно обобщались в безотрадном виде в семьях, что и порождало недоверие к науке и ее воспитателям.

Развитие грамотности в Борисоглебске во все прошлое время от сказаных причин шло весьма плохо, да плодотворных результатов и ожидать было невозможно. Плохое обучение готовило безграмотных членов общества, которые и образовывали из себя антагонистов науки, но не последователей ее, находя образование совершенно лишним делом.

Местное общество в дореформенное время нисколько не заботилось об учреждении в городе правильно организованного училища, не видя пользы и авторитета от него, а училось наскоро и неохотно у не признанных грамотеев-самоучек. Вообще учение свои детей борисоглебскими гражданами в то время игнорировалось и сыновья их уже в позднеейшее время (50-60-е годы), редко допускались окончить даже второй класс уездного училища, а большею частью кончали науку в первом и выбывали по воле родителей. О женском вопросе и образования женщин не могло быть тогда и речи.
Степень нерасположения граждан к введению казенного учебного заведения в г. Борисоглебске видна из того противодействия, какое они оказали при самом начале мысли правительства организовать уездное училище, а апатичные отношения к вопросу образования служат яркой иллюстрацией умственного развития общества.

В марте 1836 года сюда был назначен первый учитель И.И. Иванов (впоследствии штатный смотритель), которому поручено было набирать учеников для проектируемого казенного училища. При первых попытках учитель Иванов встретил тормозы в самых жителях востановленных советами учителей-самоучек, вследствие чего новому педагогу пришлось обратится к содействию местных властей; последние повидимому официально хотя и принимали меры, но под влиянием почетных граждан и других подогревательных причин, меры эти оказались пассивными и мало помогали комплектованию учеников. Главные меры заключались в том, что администрация в то время (1836 -1837 г.г.) отбирала подписки от частных лиц, воспрещая им учить детей на домах чтению и письму, но тем не менее келейным путем обучение практиковалось по-прежнему и желавших учить детей у самоучек среди граждан было немало.

Тогда г. Иванов прибегал к репрессивным способам – жаловался на бездействие местной власти высшему начальству (*).
Энергичные действия учителя Иванова, его долгая и устойчивая борьба с предрассудками горожан послужили началом основания комплекта учеников в достаточном количестве для открытия первого класса.

Набранный им комплект учеников (24 человека) не более как в четыре месяца был приготовлен на столько, на столько возможно успеть в такое короткое время и притом без книг и каких-либо учебных пособий. Быстрые успехи и правильное обучение по новой методе, обратили внимание родителей, которые мало-помалу начали относится доверчивее к казенному училищу.

Вот при какой борьбе и трудных условиях, ровно пятьдесят лет тому назад состоялось открытие (10-го июля 1836 г.) Борисоглебского уездного училища. После каникул, с августа, вновь начались деятельно учебные занятия; с этого времени прибавился штат учителей. Комплект учащихся начал расти без всякого уже вербования смотрителем учеников, недоверие к казенному училищу исчезло, и граждане стали усваивать понятия о превосходстве обучения в правильно организованном училище.

Борисоглебское уездное училище за пол-столетнее существование не мало пережило всяких реформ по учебной и воспитательной частям: в области последней резкой полосой запечатлилась в памяти каждого ученика суровая и грубая школа сороковых и шестидесятых годов. В этот период редко кто избегал наказания розгами, самого жестокого и безчеловечного. Теперь, благодаря гуманным заботам правительства и лиц, коим вверенно учебно-воспитательное дело, применимость строгих и особенно телесных наказаний для детей не признана целесообразной, отменены бичевания в училищах, и все ненормальности по вопросу воспитания постепенно сходят со сцены, уступая разумным системам.

Здание уездного училища хотя и находится в центре города, но своим жалким видом, внешнею и внутреннею ветхостью представляет неприятное зрелище. Это не большой в два этажа флигель с тремя окнами на фасаде, где в нижнем этаже на девяти старинного типа партах помещается в одной маленькой комнате 45 человек. Недостаточность света, мрачные стены, низкие комнаты, отсутствие надлежащего количества воздуха (на одного ученика около 4 куб. аршин) положительно делают невозможным учебные занятия. Улучшение помещений уездного училища является необходимым ввиду того, что в Борисоглебске два приходских училища с двумя при одном параллельными классами, в которых более 400 учащихся, из этого количества ежегодно выходит до 100 учеников, что ожидается и в этом году. Указанные неудобства, а главное теснота помещения не дают возможности принять желающих поступить в уездное училище, потому, что и в этом году можно будет принять только 30 человек, а остальные лишаются права учиться за неимением помещения. Само собою разумеется, что помощь в этом случае может придти не иначе, как от лиц, которых общество избрало представителями для выражения и удовлетворения общественных нужд, а также и от лиц, которые пожелают оказать посильную помощь.

Помещаем портрет директора Николая Ефимовича Артюхова, деятеля шестидесятых годов по просвещению в Тамбовской губернии. Он памятен многим ученикам и по уездному училищу, как гуманный начальник-директор. Николай Ефимович отличался отзывчивостью на все педагогические вопросы и нужды учащихся и учащих.
Юбилейное торжество совершилось 22-го июня. Ко всенощной, отслуженной накануне в Преображенском соборе, была принесена учениками икона «благословение детей», написанная в память этого события и пожертвованная художником г. Замотиным.

Утром следующего дня отслужена литургия, на которой присутствовали масса учащихся и вся учебная корпорация. По окончании литургии последовало перенесение с торжественным крестным ходом той же иконы обратно в здание училища, где она поставлена была в раму. В зале училища, декорированной зеленью и украшенной портретами Государей: Николая Павловича, Александра Николаевича и Александра Александровича III, перед молебном настоятелем Преображенского собора была прочитана речь о значении просвещения, окончившегося благодарным словом всех лицам, покровительствующим развитию грамотности в народе. Церковное торжество окончилось пением гимна «Боже, царя храни!»

По окончании церковного торжества начался публичный акт чтением протокола педагогического совета о переводе учеников в высшие классы и об окончании курса, во время которого г. инспектором народных школ были розданы награды отличным ученикам и сказано прощальное слово к ученикам, окончившим курс; после чего г. Павловский прочитал «Историческую записку об уездном училище»., в которой весьма подробно изложил факты из прошлой жизни училища. Между прочим г. Павловский указал на плохие средства училища, на отсутствие учебных пособий, что охарактеризовано положением в 1837 году библиотеки училища, весь состав книг которой заключался в 4-х томах учебников (1 латинский, 1 французский и 2 тома беллетристических). Затем учитель истории и географии г. Пашков, сказал речь, в которой указал на общее печальное положение училищ в России и апатичное отношение к ним обществ, заключив свое слово желанием «лучшаго обеспечения уездных училищ, тогда и эти забытые училища могли бы быть полезными проводниками просвещения в обществе.»

В заключении училищного торжества хор учеников стройно пропел «Славься, славься, наш русский царь!».

За окончанием юбилейного акта уполномоченные думы пригласили всех присутствовавших «разделить хлеб-соль» за товарищеским завтраком в клубе. На завтраке присутствовало до 70-и человек. Первые тосты сопровождались восторжественным «ура», были провозглашены городским головою г. Гавриловым за Государя Императора, Государыню Императрицу, Наследника Цесаревича и весь царствующий дом. Затем последовали тосты: за министра народного просвещения, попечителя учебного округа г. Воронцова-Вельяминова, Тамбовского губернатора, за директора училища, за распорядителей по устройству юбилея и т.д. Было послано множество приветственных телеграмм.

Товарищеский завтрак, начавшийся в час, окончился в 4 часа дня. Присутствовавшие, увлеченные симпатичною товарищескою беседою под торжественные звуки музыки, пробыли до 6-ти часов вечера.

Юбилейное празднество закончилось детским праздником: ученики все были приглашены в общественный городской сад, где играла музыка, а потом в театр, где дети с превеликим удовольствием смотрели пьесу Островского. В антракте, после исполнения Пьесы, хор учеников пропел на сцене театра несколько раз по желанию публики народный гимн «Славься» и «Коль славен».

Изображение


В заключение несколько слов о гербе г. Борисоглебска, Тамбовской губернии. Он представляет в голубом фоне на верху улей с летающими над ними пчелами, а внизу три связанных мешка пшеницы (в зерне). Верхний рисунок улей присвоен всей Тамбовской губернии и указывает на развитие пчеловодства в этом крае, а нижний рисунок – мешки с пшеницею – изображает эмблему хлебородия в районе Борисоглебского уезда и принадлежит самому городу.

Времени утверждения герба и его описания в местных архивных летописных данных нигде не имеется.

Ив. КАВЕРИН.

Людмила-С
Сообщений: 526
Регистрация: 24.01.2020

Борисоглебское уездное училище

#2

Сообщение Людмила-С » 22 янв 2021, 19:39

Очень интересно.

reto
Сообщений: 313
Регистрация: 01.12.2016

Борисоглебское уездное училище

#3

Сообщение reto » 23 янв 2021, 19:17

первачек, спасибо, с интересом прочитал.

первачек
Сообщений: 16
Регистрация: 19.06.2020

Борисоглебское уездное училище

#4

Сообщение первачек » 24 янв 2021, 18:07

По «Журналам Министерства народного просвещения» с 1887 года за «.. оказывающие достаточные успехи в науках при хорошем поведении», начинается выплата стипендий некоторым ученикам.


МИНИСТЕРСКИЯ РАСПОРЯЖЕНИЯ.

(22-го августа 1887 года). Положение о стипендиях при Борисоглебском уездном училище.
(Утверждено г. министром народнаго просвещения).


§ 1. На основании Высочайшаго повеления 5-го декабря 1881 г. в память 50-ти летняго юбилея Борисоглебскаго уезднаго училища учреждаются при означенном учебном заведении три стипендии на счет % с пожертвованнаго Борисоглебским городским обществом капитала в 300 руб., с наименованиeм их «стипендиями в память 50-ти летняго юбилея Борисоглебскаго уезднаго училища».
§ 2. Стипендиальный капитал, заключающиеся в трех 5% облигациях Восточнаго займа 1887 года, хранится в числе специальных средств Борисоглебскаго уезднаго училища в местном казначействе и составляет неотемлемую собственность этого учебнаго заведения, оставаясь на вечныя времена неприкосновенным.
§ 3. Проценты с означеннаго капитала, за удержанием части причитающейся по закону 20-го мая 1885 года к поступлению в казну, назначаются для уплаты за учение трех стипендиатов в уездном училище, а могущий образоваться от них остаток выдается стипендиатам на приобретениe учебных пособий или экипировку.
§ 4. Правом на получение стипендии пользуются дети беднейших оседлых жителей г. Борисоглебска, преимущественно сироты, оказывающие достаточные успехи в науках при хорошем поведении.
§ 5. Назначение стипендиатов, по рекомендованию ближайшаго учебнаго начальства, производится в городской думе.
§ 6. Назначенные городской думою стипендиаты пользуются стипендиями до окончания курса в уездном училище, но, в случае малоуспешности или неодобрительнаго поведения, могут быть лишены стипендии, по определению учебнаго начальства.
§ 7. В случае преобразования уезднаго училища в городское по положению 31-го мая 1872 г., капитал остается неприкосновенною собственностью преобразованнаго училища, а % сохраняют свое назначение.
§ 8. Пользование стипендией не налагает на стипендиата никаких обязательств.


13-го августа 1896 года. Положение о стипендии имени действительного статского советника Матвея Михайловича Филиппова при Борисоглебском уездном училище.
(утверждено управляющим министерством народного просвещения г. товарищем министра.)

На основании Высочайшего повеления 5-го декабря 1881 года, при Борисоглебском уездном училище, Тамбовской губернии, учреждается стипендия имени действительная статскаго советника Матвея Михайловича Филиппова на счет процентов с капитала в одну тысячу пятьсот рублей, ассигнованнаго на этот предмет Борисоглебским земством, в ознаменование долговременной и полезной службы его в должности председателя уездной земской управы.
§ 2. Стипендиальный капитал, заключающиеся в 4% свидетельствах государственной ренты, составляет неприкосновенную собственность Борисоглебскаго уезднаго училища и хранится в числе его специальных средств в местном казначействе.
§ 3. Проценты с означеннаго капитала, за удержанием суммы, подлежащей отчислению в казну по закону 20-го мая 1885 года, назначаются на взнос платы за учение одного ученика названнаго училища и на другия нужды его.
§ 4. Могущий почему либо образоваться остаток от стипендии присоединяется к стипендиальному капиталу для увеличения размера стипендии
§ 5. Выбор стипендиата предоставляется действительному статскому советнику Матвею Михайловичу Филиппову, а после его смерти—Борисоглебскому земству, из беднейших учеников Борисоглебскаго уезднаго училища, отличнаго поведения, оказывающих удовлетворительные успехи в науках, без различия сословия и вероисповедания, русских подданных.
§ 6. Стипендиат пользуется стипендией до окончания курса или выбытия из училища, причем педагогическому совету предоставляется право, за неуспешность в науках и неодобрительное поведение, лишить его стипендии о чем училищное начальство доводить до сведения распорядителя стипендии, для выбора другого стипендиата.
§ 7. Стипендиат, оставшийся в первый раз на второй год в том же классе, не лишается стипендии, если причиною безуспешности его занятий была болезнь, или другия уважительныя по мнению педагогическаго совета обстоятельства; при оставлении же стипендиата на второй год в классе в другой раз в течение училищнаго курса, стипендия может быть сохранена за ним не иначе, как с coгласия распорядителя стипендии.
§ 8. Пользование стипендией не налагает на стипендиата никаких обязательств.
§ 9. В случае преобразования Борисоглебскаго уезднаго училища в другое учебное заведение, стипендиальный капитал передается этому заведению, сохраняя свое назначение; но если бы училище впоследствии совсем было закрыто, то стипендиальный капитал должен быть передан для той же цели другому учебному заведению, избрание которого принадлежит Борисоглебскому земству.


8-го декабря 1899 года. Положение о шести стипендиях имени управляющего Борисоглебским отделением государственного банка, надворного советника Павла Филипповича Одарченко при Борисоглебском уездном училище.
(На основании Высочайшего повеления 1-го августа 1873 года, утверждено г. министром народного просвещения).


§ 1. На основании Высочайших повелений 5-го декабря 1881 г. и 26-го мая 1897 года при Борисоглебском уездном училище учреждаются шесть стипендий имени управляющего Борисоглебским отделением государственного банка, надворного советника Павла Филипповича Одарченко, из коих четыре по 5 рублей и две по 10 рублей 90 копеек, на счет процентов с капитала в одну тысячу сто рублей пожертвованнаго борисоглебским городским головою Д. А. Гавриловым и другими лицами в память П. Ф. Одарченко.
§ 2. Стипендиальный капитал, заключающейся в свидетельствах 4% государственной ренты, хранится в Борисоглебском уездном казначействе в числе специальных средств училища, составляя неотъемлемую собственность Борисоглебскаго уезднаго училища и оставаясь навсегда неприкосновенным.
§ 3. Проценты со стипендиального капитала, за удержанием из них в казну государственнаго сбора по закону 20-го мая 1885 г.. употребляются на взнос платы за учение избранных стипендиатов.
§ 4. Стипендиаты избираются из числа беднейших учеников Борисоглебскаго уезднаго училища, отличающихся хорошим поведением и успехами в науках.
§ 5. Право назначения стипендии принадлежит Дмитрию Алексеевичу Гаврилову до тех пор, пока он состоит городским голо¬вою, или Председателем правления общества вспомощестнования бедным ученикам уезднаго и приходских училищ гор. Борисоглебска, а затем право назначения стипендии и определение размера их переходят к Борисоглебской городской думе.
§ 6. Кандидаты на стипендии рекомендуются педагогическим советом Борисоглебскаго уезднаго училища, за которым остается право, в случае безуспешности или неодобрительнаго поведения стипендиатов, лишать их стипендии.
§ 7. Могущие образоваться от процентов со стипендиальнаго капитала остатки прибавляются к основному капиталу для увеличения размера стипендий.
§ 8. Пользование стипендиями не налагает на стипендиатов никаких обязательств.
§ 9. В случае преобразования Борисоглебскаго уезднаго училища в какое-либо другое учебное заведение, стипендиальный капитал передается в ведение последняго для употребления по назначению.

(ОДАРЧЕНКО Павел Филиппович, р. 1862. В сл. и класс. чине с 1887 (ХарУ). ДСС с 1909. Чин. особ. пор. МФ. В эмиграции во Франции. Ум. 19 мар. 1930./1.3.1916/. управляющий отделением государственнаго банка, надворный советник при Борисоглебском уездном училище.)

Людмила-С
Сообщений: 526
Регистрация: 24.01.2020

Борисоглебское уездное училище

#5

Сообщение Людмила-С » 24 янв 2021, 19:37

первачек, прочитала с большим интересом, еще раз спасибо.


Вернуться в «Борисоглебск»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей