Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкая)

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7001
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкая)

#1

Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 16:29

Рождества Пресвятой Богородицы церковь - Воронеж - осталось основание колокольни.

Этот нарядный дом (точнее, нарядна его правая часть) по адресу ул. Кости Стрелюка, д. 11/13 был построен женским благотворительным обществом в 1883 году по проекту архитектора А. М. Баранова для швейной мастерской и, одновременно, приюта для бедных девушек - фото:

Изображение

Левую часть дома - более скромную, построило то же общество немного раньше (в 1878 г.) для "дома дешевых квартир".
Сам дом 11/13 к церкви отношения не имеет и про его историю в другой теме, но если заглянуть во двор...
IMG_2142-6.jpg


то можно увидеть двухэтажную кирпичную постройку - она была основанием колокольни Пятницкой церкви (стояла отдельно от основной храмовой части):
4-min.jpg
5-min.jpg
6-min.jpg


Пятницкая церковь на дореволюционной фотографии:
pt27.jpg
вид с колокольни Благовещенского монастыря

Здесь видно саму Пятницкую церковь, левее - ее колокольню, два яруса которой надстроено над нашей уцелевшей двухэтажкой, и еще левее - дом №11/13 женского благотворительного общества со двора.

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3189
Регистрация: 17.11.2016

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкая)

#2

Сообщение Natalia » 24 фев 2017, 16:30

Цитата:
Маленькую церковку, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка (прежде Пятницкая) и Володарского (прежде Мещанская), как и некоторые другие, я называю не строго церковным, а принятым среди прихожан именем. Главный престол ее посвящался Рождеству Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой.

Для воплощения и рождения Богочеловека Иисуса Христа нужна была чистейшая и непорочная Дева. Бог-Отец Саваоф избрал для сего дочь благочестивых Иоакима и Анны. У них до старости не было детей, и это было для супругов весьма прискорбно, поскольку бесчадие считалось у евреев бесчестием и знаком лишения милости Господа. Однажды священник не принял в праздник даров от Иоакима как от грешника. Пораженный, тот удалился в пустыню, где сорок дней молился и постился. Анна, узнав об оскорблении мужа за ее бесплодие, «усугубила» свои молитвы Богу. По возвращении Иоакима Господь обрадовал праведных супругов ангельским благовестием о рождении у них Преблагословенной Девы Марии, что чрез положенный срок и сбылось. Великий праздник в честь рождения Божией Матери установлен церковью 8 (21) сентября.

Церковь Рождества Богородицы известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой по приделу. По Переписной книге Воронежского уезда 1646 года она значится так: «Церковь во имя великия Христовы мученицы Парасковьи нарицаемые пятницы в казачьей слободе, во дворе поп Иван да поп Максим». В описании города 1666 года ближайшая к церкви проезжая башня названа Пятницкой. Храм находился за пределами крепости, на посаде, в центре тогдашнего базара. Со всех сторон его окружали лавки, рыбные и мясные ряды, близ колокольни - красные ряды. Сама церковь была основана посадскими торговыми людьми. Архимандрит Димитрий (Самбикин) отмечает, что, несмотря на малые размеры, деревянная Пятницкая церковь была трехпрестольной: помимо главного алтаря были два придельных, во имя мученицы Параскевы и во имя святого великомученика Никиты.

Первая церковь действовала до 1738 года. В это же лето была сооружена новая церковь, тоже деревянная (хотя иногда упоминается, что она была уже каменной). В 1746 году старый храм продали и увезли в Елец, на его месте в конце минувшего века размещалась гостиница купца Абрамова. Вторую церковь поблизости от прежней сооружали на средства богача-фабриканта Феодосия Миновича Постовалова (1700-1744). Долго жить ей было не суждено: она сгорела в результате пожара в ночь с 9 на 10 мая 1748 года.

Наследники купца Постовалова решили строить долговечный каменный храм, который освятили 26 ноября 1761 года. Церковь разделялась на холодную и теплую, между ними была капитальная стена с низкой дверью. В трапезной или теплой церкви по-прежнему имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший расхожее название всей церкви. Дочь богатых родителей, жившая в IV веке, она родилась в пятницу и по этому дню получила имя Параскевы. Потеряв родителей, она приняла обет девства и принялась яро распространять христианскую веру. Язычники, схватив ее, долго мучили и затем убили. Поминовение мученицы Параскевы осуществляется 28 октября по старому стилю. В России к ее имени прибавили еще и буквальный перевод с греческого и стали звать Параскевой Пятницей. Придел св. Никиты Мученика в новой церкви уже не был устроен, а в сентябре 1772 года был освящен новый придельный алтарь - «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде».

В 1825 году Пятницкая церковь, до того имевшая мрачный вид изнутри, капитально перестраивалась - были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть, позолотили купола церкви и колокольни. Все работы стоили тридцать тысяч рублей. В 1864 году на средства Капканщиковых и Кряжовых интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили и позолотили придельные иконостасы, вся церковь стала отапливаться амосовскими печами. Больше в дореволюционные годы изменений ее облика не затевали.

Древность храма обусловила относительное его богатство. Облачениями из ризницы пользовались даже при архиерейском служении в Митрофановском монастыре. Особо чтимыми были иконы с изображением Девы Марии - Казанская и Владимирская иконы Божией Матери, Знамения Богоматери. Обширной была и библиотека, где хранилось первопечатное Евангелие 1654 года, огромный фолиант 1759 года весом в 2 пуда и миниатюрное, «хорошего письма» рукописное Священное писание 1780 года.

Ежегодно причт проводил несколько торжественных церемоний: крестный ход 8 сентября, панихиду по всем умершим прихожанам 31 декабря и панихиду по «храмосоздателю» Феодосию Постовалову и всем благотворителям храма 3 мая. Прихожан в 1805 году насчитывалось 947 человек в 115 дворах.

В 1740-1770-е годы в ограде Пятницкой церкви погребали «именитых граждан». В здешнем приходе жили купцы Елисеевы, Григорий Наумович (1692-1757) и его сын Яков, которые с 1737 года и до конца века составляли скорбную летопись об умерших в городе. Церковь Рождества Богородицы довольно часто упоминается в их Синодике. Здесь отмечено несколько десятков захоронений купцов из семей Алтуховых (1765), Елисеевых (1757,1770), Замошниковых (1768), Молоцких (1766), Плюшкиных (1764), Постоваловых (1744,1766), Типцевых (1770), Шуклиных (1766).

Еще в 1921 году, как отмечал В.В. Литвинов, на подворье Пятницкой церкви сохранялись две чугунные доски, некогда венчавшие могилы Ф.М. Постовалова и Г.Н. Елисеева. Первая из них содержала даже имя мастера, отлившего ее: «Феодосий Минин сын Постовалов родился генваря 5 дня 1700 году преставился апреля 3 дня 1744 году и погребен того же апреля 7 числа при церкви Рождества Богородицы всего лет поживе 43 года (44? - А.А.), а сия церковь построена тщанием и старанием Феодосия Минина сына Постовалова. М. Зейзеров».

Торжественным было погребение матери хроникера, П.Ф. Елисеевой: «1770 года ноября 15 дня представися раба Божия матушка наша Параскева Федоровна пополудни в 7 часу, а сего 17 погребение было у Рождества Богородицы Преосвященным Тихоном И-м епископом и архимандритом Феодосием и со всеми соборными и приходскими священниками; при выносе мертвого тела в церкву к погребению сам изволил быть Его Преосвященство, а как несли покойницу, звон был в соборе во все колокола, и у Вознесения Христова тож, и у приходской церкви тож... а жития ее было от роду около 80 лет. Да и дай Боже нам умереть с таким покаянием и трудами». «Синодик купцов Елисеевых» сообщил и о трагедии, произошедшей, очевидно, при ремонте храма: «1764 года сентября 9 дня оборвалась колокольня Пятницкая и ушибла Андрея каменщика до смерти того же часу». В 1771 году размеры кладбища были четко ограничены, а в 1860-е годы от него уже не осталось и следов.

За три века жизни церкви в ней сменились десятки священников. Первый из них упоминается в 1648 и 1656 годах - Максим Степанов. С 1747 года в течение семнадцати лет служил отец Филипп Алексеев (1718-1764), прозывавшийся по храму еще Рождественским: он погребен в своем приходе епископом Тихоном Задонским. По мнению архимандрита Димитрия, самых величественных похорон за весь XVIII век удостоился диакон Иоанн Пятницкий, умерший 19 сентября 1764 года. Его отпевание совершал преосвященный владыка с участием шести архимандритов, представлявших высшее духовенство епархии без изъятия, и всех городских священников. Основанием для таких почестей служила в высшей степени благочестивая жизнь дьякона, известная святителю Тихону.

Пятьдесят лет был настоятелем Петр Алексеевич Семенов (1699-1779), служивший при одиннадцати епископах. Сама его кончина произвела глубокое впечатление на верующих: «1779 года генваря 22 дня во время заутрени представися раба Божия Стефанида Родионовна, попа Петра Пятницкого попадья, жития ей было от роду 76 лет; сего ж числа под 23 в 3 часу сполуночи представися и священник Петр Пятницкий и оба едва не в один день скончалися; сего ж 24 и погребение обоих их было вместе преосвященным Тихоном епископом на Чижовке у Предтечи». Отец Василий Замахаев (1749-1781), внук Филиппа Алексеева, состоял у Рождества Богородицы только два года. Иоанн Иванович Семеновский (1753-1812), служивший в церкви с 1782 года, отличался особым даром проповедничества и был любим прихожанами. Наследовавший ему сын Иоанн (1787-1823) из-за слабости здоровья служил в Пятницкой церкви недолго.

С 1824 по 1854 год по выбору прихожан настоятелем церкви был протоиерей Василий Скрябин (1783-1856), активно жертвовавший на нужды церкви и радевший о ее благолепии. В 1857 году церковные требы отправлял известный проповедник протоиерей Лука Ефремов (1788-1877), а в 1857-1864 годах служил профессор Воронежской духовной семинарии Андрей Яковлевич Донченков (1820-1864), магистр Киевской академии.

В 1866-1872 годах в Пятницкой церкви служил Димитрий Иванович Самбикин (1839-1908). Позже он стал ректором Воронежской духовной семинарии, а земную обитель покинул в сане архиепископа Казанского и Свияжского. В 1884-1886 годах архимандрит Димитрий (Самбикин) издал четырехтомный «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», где содержатся сведения по истории всех церквей нашего края. Без этого труда практически невозможны были бы современные публикации о воронежских храмах, да и наша книга вряд ли бы состоялась. Димитрий Самбикин стал инициатором создания при Пятницкой церкви в 1867 году городской благочиннической библиотеки.

Приход Пятницкой церкви в 1880-е годы насчитывал около 400 человек. Были два «подцерковных» каменных дома для причта (один, в переулке от Круглых рядов до Девицкой улицы, достался в 1819 году по завещанию церковного старосты Василия Епифановича Золотарева) и примыкавшая к колокольне богадельня из трех комнат. На жалованье причту шли проценты с банковского капитала и плата за исполнение треб.

С декабря 1899 года и до своей смерти настоятелем служил священник Всеволод Андреевич Соболев (1868-1918), представитель известной священнической фамилии (внук Евфимия Светозарова), диаконом с 1867 года был Василий Азаров, псаломщиком с 1862 года - Алексий Попов. Старостой с 1909 года был коллежский советник Петр Павлович Дмитревский. Приход составлял 105 дворов, 438 мужчин, 462 женщины. В июне 1918 года, после смерти Соболева, священником был избран Василий Горьковский, в будущем - епископ Богучарский Владимир, в 1938 году расстрелянный в Ульяновске. В 1919 году священником стал бывший келейник преосвященного Тихона (Никанорова) протоиерей Иоанн Житяев, оставивший на склоне лет воспоминания о религиозной жизни Воронежа советской поры.

По своим размерам и стилю Пятницкая церковь имела много общего с Тихвино-Онуфриевской. Ю.И. Успенский считал в ее ансамбле наиболее древней колокольню. Она стояла «отдельно от храма и возвышалась посередине двухэтажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни, аналогичной конструкции, представляют из себя четверик с малоусеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы
верхнего карниза.

Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане.

Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности.

Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол, и увенчанный барабаном с главкой.

Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов. Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирхи в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного и того же зодчего того и другого сооружения».

Должен заметить, что доказательств участия архитектора Фридриха Карла Древица, автора возведенной в 1811-1819 годах Мариинской кирхи, в перестройке Пятницкой церкви нет никаких. Колокольня была «о четырех ярусах», на ней звонили 8 колоколов, самый большой весил 172 пуда (2,75 т).

Известно, что единственные башенные часы в Воронеже были установлены на колокольне Смоленского собора в XIX веке. Но, оказывается, еще в XVIII веке подобные часы с боем были на Пятницкой церкви, а в 1790 году некий прапорщик Матвеев «с рабочими людьми» снял их оттуда и увез в Павловск. В 1845 году церковная усадьба была обнесена каменной оградой.

В подробной описи драгоценных предметов Пятницкой церкви, составленной в декабре 1918 года протоиереем Василием Горьковским, значился серебряный и позлащенный оклад пятидесяти святых икон весом 7 пудов 17 фунтов и 82 золотника, двенадцать серебряных лампад вместе потянули на 7 фунтов 58 золотников, оклад одиннадцати святых Евангелий весил 23 фунта 20 золотников. Судьба серебра и святых икон потерялась во мгле времени.

О послереволюционной судьбе церкви подробных сведений нет. Закрыли ее в начале 1930-х годов, когда напротив на улице Володарского началось строительство здания для ОПТУ. Стройка считалась секретной, прилегающие улицы были перекрыты высоченными заборами, и уцелеть в таких условиях религиозная община не могла. В эти годы здание занимала слесарная мастерская. Во время минувшей войны здание пострадало, но еще в 1944 году церковь стояла, приспособленная под жилье, а в 1958 году оставалась лишь колокольня, но и ту решено было снести. Но двухэтажное основание звонницы сохранилось, оно находится во дворе военторга № 769 по улице Кости Стрелюка и используется под склад. С улицы Володарского, где когда-то был вход в церковь, ее закрыл двухэтажный дом с новейшей пристройкой, где расположился ОВИР. Само же управление Военторга к храму отношения не имеет: это швейная мастерская, построенная женским благотворительным обществом в 1883 году по проекту архитектора А.М. Баранова. Вряд ли остатки церкви пригодны сейчас для возобновления богослужений, но само их существование служит напоминанием о трехвековой истории Пятницкой церкви.

А. Акиньшин. Храмы Воронежа, 2003 г.


Краевед Юрий Успенский в книге "Старый Воронеж" в 1922 году дал такое описание церкви:
Цитата:
"История Пятницкой церкви такова: каменная церковь построена вместо деревянной в 1738 г., она сгорела в 1748 г., потом обновлена и освящена в 1701 году. В 1826 году в церкви были произведены капитальные перестройки: увеличены окна, уничтожены оконные ставни и, наконец, пристроена новая паперть.

К эпохе 1738—1760 годов, несомненно, принадлежит колокольня храма. Эта колокольня стоит отдельно от храма и возвышается по середине двухэтажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни, аналогичной конструкции, представляют
из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза.

Интересный мотив, но исполненный грубовато и тяжело. Несколько позднее тот же мотив разрабатывался учениками Растрелли в Введенской церкви и более красиво, более легко.

Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. Наверху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьми угольном барабане.

Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности. Самый храм представляет из себя высокий четверик с
крышей, переходящей из четырехскатной в купол и увенчанной барабаном с главкой.
Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов. Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирки в Воронеже и заставляющая невольно пред-
полагать одного итого же зодчего того и другого сооружения.
Отделка церкви и трапезной, устройство паперти, как указано выше, относятся к 1825 году, чем и об'ясняется ее стиль.
Ю. И. Успенский. Старый Воронеж, 1922

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7001
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкая)

#3

Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 16:33

Фото 1928 г.:
8-min.jpg
фото И.М. Иванова, из фондов ВОКМ

Еще фото начала 20 века:
9-min.jpg


Интересное замечание Ю. Успенского: "Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирхи в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного и того же зодчего того и другого сооружения."
Дополнение А. Акиньшина ("Храмы Воронежа", 2003):
Цитата:
Источник цитатыДолжен заметить, что доказательств участия архитектора Фридриха Карла Древица, автора возведенной в 1811-1819 годах Мариинской кирхи, в перестройке Пятницкой церкви нет никаких.

Воронежская лютеранская кирха для сравнения:
10-min.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3189
Регистрация: 17.11.2016

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкая)

#4

Сообщение Natalia » 24 фев 2017, 16:34

1943 год:
Вложения
11-min.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7001
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкая)

#5

Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 16:38

Снос современной пристройки:
12-min.jpg
13-min.jpg


фото Ольги Рудевой из группы vk "Воронеж пешком"

grm3
Сообщений: 2045
Регистрация: 17.11.2016

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкая)

#6

Сообщение grm3 » 26 фев 2017, 18:37

Фото 26.02.2017 года. Пока исторический объем церкви цел. Ориентировочно около трех часов дня никакие работы не велись, строительной техники не было.
Вложения
14-min.jpg

grm3
Сообщений: 2045
Регистрация: 17.11.2016

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкая)

#7

Сообщение grm3 » 01 мар 2017, 08:34

Фото 1960-х годов.Фото А.М. Фролова из архива Музея истории ВГУ. Впервые опубликовано П.А. Поповым в его ЖЖ, публикуется с разрешения автора.
Вложения
15-min.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3189
Регистрация: 17.11.2016

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкая)

#8

Сообщение Natalia » 05 апр 2017, 09:17

Колокольня Пятницкой церкви. Из акта комиссии 1958 г. (ГАВО. Ф. Р-51. Оп. 1 Д. 1495. Л. 112):
16-min.jpg

фото опубликовано в ЖЖ П.А. Попова

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7001
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкая)

#9

Сообщение Sergey » 18 ноя 2019, 15:06

Подземелья старой колокольни
Цитата:
– Дом дешевых квартир и пристроенное к нему здание швейной мастерской с градостроительной точки зрения были возведены с нарушениями – они закрыли расположенную по соседству Пятницкую церковь и отдельно стоящую колокольню – памятники середины XVIII века, – добавил Павел Попов. – Но никаких законов, предусматривающих зоны охраны для культовых и старинных зданий, в то время не было.

Во время артобстрела Воронежа в 1942 году недействующая церковь пострадала, но все же выстояла. По словам Павла Попова, храм сохранился плохо, а стены колокольни почти не пострадали – не было только кровли. Но во времена Хрущева, в 1958 году, горсовет, ссылаясь на то, что храм и колокольня находятся в аварийном состоянии и представляют опасность, принял решение разобрать оставшиеся церковные конструкции. Оставили лишь двухэтажное основание колокольни, которое решили использовать под склад. Эта часть церкви, скрытая от глаз прохожих, до сих пор стоит целая и невредимая во дворе швейной мастерской. Внутри – толстенные стены шириной в метр, потолки в виде средневековых сводов.

Возможно, предположил Павел Попов, первый этаж колокольни воронежские купцы, по примеру московских колоколен, использовали под склады своих товаров. Дело в том, что рядом с церковью была торговая площадь Пятницкой слободы. Кстати, Пятницкой ее назвали в честь церкви – изначально деревянной, а в середине XVIII века перестроенной из кирпича.

cr.jpg


– В XVII-XVIII веках довольно часто церкви примыкали к торговым рядам. Храмы строили на торговых площадях. Это место было главнейшей частью посада Воронежа в XVII веке. Как и во всех древнерусских и старорусских городах, воронежский базар с многочисленными лавками раскинулся при подъезде к крепости, – отметил Павел Попов.

В XIX веке рядом с церковью стоял дом благотворителей Клочковых (ныне – улица Карла Маркса, 35), который в советское время стал известен как обкомовская поликлиника. Сейчас в здании размещается областная клиническая больница №2.

Павел Попов рассказал, что Пятницкая церковь соединялась с другими воронежскими храмами – в том числе с Митрофановским монастырем – подземными ходами. Это отнюдь не легенда. В официальных документах информация о подземельях не отражена – видимо, дело в военной тайне. Но подробное описание и даже зарисовки подземелий в 1960-е годы оставил воронежский художник и краевед Александр Фролов. Когда на территории бывшего Митрофановского монастыря началось строительство главного корпуса ВГУ, краевед залез в котлован и лично обследовал монастырское подземелье. Именно отсюда шли подземные ходы в направлении всех других церквей.

– Александр Фролов сделал обмеры, зарисовки, записи. Они хранились в отделе редких книг Научной библиотеки ВГУ, а теперь сберегаются в университетском музее истории. Так находит материальное подтверждение, казалось бы, невероятная легенда. Длинные и разветвленные подземные ходы, причем не примитивные, а обложенные кирпичными стенами и сводами, – реальность, – сказал Павел Попов.

«Стены колодца и подземного хода были сложены из старинного кирпича, оштукатурены и побелены мелом. В конце двора ход имел двойную металлическую дверь, которая со стороны монастыря закрывалась на замок… За металлической дверью ход разветвлялся в трех направлениях: один канал шел в сторону реки, второй – по улице Таранченко, третий – по Володарского. При постройке университета подземные ходы были вскрыты на длину 5-7 м от стен университета, засыпаны щебнем и забетонированы»

(описание Александра Фролова).

– Есть свидетельства очевидцев о том, что в советское время люди и машины проваливались в подземные ходы. Бывшие ученицы школы №11 вспоминали, как дырка в мостовой на улице Володарского появилась именно на их глазах. Смелые девочки прыгнули под землю и, если верить их словам, долго шли по ходу, прогуливая урок, – рассказал Павел Попов.

Ольга Рудева добавляет, что во времена ее детства рядом с Пятницкой церковью все еще были остатки прицерковного погоста.

– Я жила у ВГУ и училась в школе №11. Помню, что нас, малышей-первоклашек, выводили на прогулку в школьный сад. Тогда еще не было обкомовской больницы и пристройки к школе. Там росли старые яблони и груши, там же были надгробные плиты. Позже, когда там рыли котлован, в саду нашли склад пушечных ядер Петровской эпохи. Именно они сейчас хранятся в краеведческом музее. Мальчишки играли ими, как мячами, – вспомнила Ольга Рудева.

Анастасия Сарма / riavrn.ru


Вернуться в «Храмы и монастыри, кладбища»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей