Улица 9 Января

Старый Воронеж
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 3831
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Улица 9 Января

#61

Сообщение Natalia »

AlexeyD писал(а): Получается, рядом со школой были частные домики, видимо на том месте, где сейчас кафе "Хижина".
Да, здесь вся улица была - частные домики, на фото 1962 г. их остатки. Домики видно по аэрофото 1942 г. (пока еще не разрушены бомбардировками):
7000 (2).jpg
Рядом с ДК частная застройка оставалась до конца 1980-х.
AlexeyD
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 22.11.2019

Улица 9 Января

#62

Сообщение AlexeyD »

Natalia писал(а): Согласна, но и уклон там есть - 123 стоит немного выше 125 (видно по цоколям).
хм, действительно есть, не замечал.
Natalia писал(а): Да, здесь вся улица была - частные домики, на фото 1962 г. их остатки. Домики видно по аэрофото 1942 г.
о как, а можно ссылку на полное фото? не видел его раньше
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 3831
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Улица 9 Января

#63

Сообщение Natalia »

AlexeyD писал(а): о как, а можно ссылку на полное фото? не видел его раньше
А такой ссылки не существует, конкретно это фото я склеивала из маленьких фрагментов с ресурса, который приказал долго жить (лет 7 назад - pobeda-vov.ru, там сейчас какой то автопортал).
AlexeyD
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 22.11.2019

Улица 9 Января

#64

Сообщение AlexeyD »

Natalia писал(а): фото я склеивала из маленьких фрагментов
Понял. Просто возникло ощущение, что этот фрагмент, который вы привели, вырезан из более крупной картинки.
Natalia писал(а): Рядом с ДК частная застройка оставалась до конца 1980-х.
Верно, припоминаю, как сносили домики на месте дома 159 перед его строительством. Но не все, примерно в том месте, где сейчас рядом с ДК кафешка (д. 110Г), буквально пара домиков оставалась как бы не до конца 90-х, или как минимум до середины.
Есть такая вот мини-панорама, здесь сказано, что это переезд на 9 января, то место, где сейчас виадук. Год съемки, к сожалению, не указан. Я так понимаю, этот ряд домиков так и тянулся до самого пивзавода по обоим сторонам улицы. Место это сейчас изменилось, конечно, до неузнаваемости, я даже не берусь предположить с какой стороны улицы снято.
Вложения
1Ф-1-12573.JPG
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 3831
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Улица 9 Января

#65

Сообщение Natalia »

AlexeyD писал(а): Есть такая вот мини-панорама, здесь сказано, что это переезд на 9 января, то место, где сейчас виадук.
Это фото вообще раритет. :good: Тоже пока не пойму, где именно, но, по-моему, где-то в районе от Пешестрелецкой до Пирогова - там частный сектор у переезда. С другой стороны ж/д дороги (со стороны ДК) довоенные двухэтажки, их на фото не видно. Надо проверить по ж/д веткам.
Аватара пользователя
Kovalski
Сообщения: 462
Зарегистрирован: 24.01.2017

Улица 9 Января

#66

Сообщение Kovalski »

AlexeyD писал(а): Очень уютное фото весенного Воронежа.
Реально живое, хорошей весенней погодой прям веет с него. Отличное фото.
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 3831
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Улица 9 Января

#67

Сообщение Natalia »

AlexeyD писал(а): Есть такая вот мини-панорама, здесь сказано, что это переезд на 9 января, то место, где сейчас виадук.
Мне всегда было интересно, как выглядел переезд до того как построили мост. Поэтому поизучала я на досуге это суперфото от AlexeyD с целью определить, где же точно стоял фотограф. Теперь, наконец, более менее понятно, как все было.
На фотографии хороший ориентир: слева вдали - опора ЛЭП. Поначалу долго крутила карту вокруг подходящей опоры, которая за хозмагазином в начале Пешестрелецкой, но не один возможный вариант с видом в ее сторону вообще никак не вписывается в аэрофото 1942 г.
Потом все же догадалась вспомнить))), откуда идет эта ЛЭП - от ул. Загородней, здесь до недавнего времени была (за ДК Машиностроителей) старая довоенная подстанция. Сейчас на месте подстанции строится новый дом, но к тем же опорам идут провода от другой подстанции, которая где-то в конце 9 Января (скорее всего, 9 Января, 209).
И наличие опор с противоположной стороны моста идеально вписалось и в старую фотографию, и в аэрофотоснимок 1942 г. Одна из этих опор у довоенных двухэтажек (очень похоже, что та же, что на старой фотографии):
d032.jpg
d031.jpg
ссылка на google-панораму

Итак, фотограф стоит у точки пересечения улиц Свободы, Пешестрелецкой, Донбасской и старой линии улицы 9 Января (после строительства виадука линия немного сместилась). Объектив смотрит в сторону района ДК Машиностроителей.
Схема в полном размере по ссылке:
Изображение

Место съемки, современный вид :
d026.jpg
ссылка на google-панораму

Рельсы на переднем плане на старой фотографии - ж/д ветка (сейчас не существует), проложенная на ул. 9 января и завод "Сельмаш". Если смотреть на разные аэрофото 1942 г., то видно, что до войны эта линия шла по всей ул. 9 Января, мимо трампарка с выходом к Кольцовской. То есть, похоже, груз с помощью того самого паровоза-кукушки ("товарного трамвая") транспортировался от промпредприятий с Кольцовской не только до станции "Воронеж-1" и до трампарка, как почему то везде указывают (туда то какой смысл?), но и дальше, до Курско-Воронежской железной дороги.
Ж/д ветка позади фотографа в сторону завода им. Калинина существует до сих пор (ее на фото, разумеется, не видно).

Квартал с линией частных домов по ул. 9 Января, видимых на фото, снесен. Скорее всего, снесен во время строительства моста, и на месте этого квартала сейчас сам мост и территория базы "Стройлес".
Вдали слева, стоящее торцом к улице, - похоже, четыре довоенные двухэтажки по ту сторону переезда. Одну из этих двухэтажек потом также снесли (сейчас осталось три): мост немного изменил линию улицы, которую немного перепланировали для удобства, и эта двухэтажка в новую линию не вписалась.
Также вдали перед опорой ЛЭП видно насыпь, скорее всего, это - тупиковый путь ж/д с упором. Примерно на этом же месте такой путь есть до сих пор, но уже устроенный иначе (переделали?):
d030.jpg
ссылка на google-панораму

На старой фотографии также видно два ж/д переезда, оборудованных шлагбаумами. Один перекрывал проезд с улиц Донбасской во время движения поезда, идущего по ж/д ветке на 9 Января. Второй (который видно у левого края фото) - похоже, во время движения поезда по основным путям Курской ж/д линии. Должны быть еще шлагбаумы (которых на фото не видно) - и тогда, и сейчас в этом месте пересечение кучи дорог и ж/д веток.
AlexeyD
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 22.11.2019

Улица 9 Января

#68

Сообщение AlexeyD »

Natalia, большущий респект и благодарность :beer:
Natalia писал(а): Поначалу долго крутила карту вокруг подходящей опоры, которая за хозмагазином в начале Пешестрелецкой
Я застрял вот на этом этапе))
Действительно, в предложенном вами варианте совпадает практически все, даже деревья на своих местах.
Natalia писал(а): Должны быть еще шлагбаумы (которых на фото не видно) - и тогда, и сейчас в этом месте пересечение кучи дорог и ж/д веток.
Должны быть обязательно. Если бы их не было, то те два, которые видны на фото, не имели бы смысла - видимая часть дороги и ж/д ветки не пересекаются.

Кстати, мне любопытно было поразглядывать сами шлагбаумы. И вроде бы сейчас таких нигде нет, но когда смотрю на фото, возникает ощущение, что буквально лет 10 назад я часто проезжал мимо таких на каком-то переезде. Возможно тут https://goo.gl/maps/w9jjYkGaPSdU2oGM8 или тут https://goo.gl/maps/JJGY7bF7csSZDkFW8 до того, как установили автоматические барьеры. По крайней мере, я знаю как в жизни выглядит вот эта уродливая конструкция на "хвосте" (противовес или механизм для поднятия, я не в курсе). И вот эта штука посередине самого шлагбаума, на фото не разглядеть, но я откуда-то помню, что это вроде как такой небольшой красный фонарик, который начинал мигать, если шлагбаум опускался. А может просто фантомная память такая... А вот насчет того, что это за "бахрома" на шлагбауме фотки по центру, память молчит.
AlexeyD
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 22.11.2019

Улица 9 Января

#69

Сообщение AlexeyD »

Кстати, та же опора ЛЭП и на этом фото grm3 из темы Виадук на улице 9 Января отметилась
Изображение
Аватара пользователя
tram36
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 08.10.2019

Улица 9 Января

#70

Сообщение tram36 »

Sergey писал(а): На ул. 9 Января
А паровоз-кукушка ходил по трамвайным путям?
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 8120
Зарегистрирован: 16.11.2016
Контактная информация:

Улица 9 Января

#71

Сообщение Sergey »

tram36, вроде да
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 3831
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Улица 9 Января

#72

Сообщение Natalia »

AlexeyD писал(а): Кстати, та же опора ЛЭП и на этом фото grm3 из темы Виадук на улице 9 Января отметилась
Точно!, я ее вообще не заметила, хотя смотрела вчера же эту статью :)
AlexeyD писал(а): И вроде бы сейчас таких нигде нет, но когда смотрю на фото, возникает ощущение, что буквально лет 10 назад я часто проезжал мимо таких на каком-то переезде.
Кажется, и я такой шлагбаум где-то видела в реальности, но вот когда и где - не знаю. А "Бахрома" явно неспроста; и сначала я тоже думала, что у шлагбаума странная "бахрома" зачем-то, но после Ваших слов пригляделась к ней еще раз - теперь думаю, что это не бахрома, а решетка))), что-то вроде этой:
Ленинградская область
Ленинградская область
tram36 писал(а): А паровоз-кукушка ходил по трамвайным путям?
П. Попов пишет так: "часть рельсов была общей для трамваев и товарных составов". Скорее всего, общая - от трампарка и далее в центр.
AlexeyD
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 22.11.2019

Улица 9 Января

#73

Сообщение AlexeyD »

Natalia писал(а): это не бахрома, а решетка)))
Оказалось, что "бахрома" называется "шторка", и ее делают даже на современных экземплярах:
p11.jpg
p12.jpg
Но вот на том, который мне припоминается, ничего подобного точно не было.
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 3831
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Улица 9 Января

#74

Сообщение Natalia »

AlexeyD, понятно, дополнительный барьер. Возможно, на некоторых шлагбаумах эта шторка не сохранилась, и Вы его так и запомнили. Хотя я тоже себе представляю (или даже видела что ли где то) такой шлагбаум именно без шторки.
AlexeyD
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 22.11.2019

Улица 9 Января

#75

Сообщение AlexeyD »

Было желание более детально разобраться, как выглядело движение через переезд до виадука, и что изменили в процессе его строительства. Получилась такая мини-статья.

Если представить, как проходила старая улица 9 января в районе современного виадука, то получится, что примерно от того места, где сейчас заправка ВТК, дорога уходила немного правее (если ехать по направлению в центр от пивзавода). Сейчас на подъезде к виадуку справа можно увидеть съезд на ул. Питомник, которая в те времена и была продолжением ул. 9 января. Это видно, если наложить аэрофото на современную карту. В наше время нужно просто взять немного правее, чтобы попасть туда, а тогда дорога еле заметно изгибалась в этом месте вправо, и, скорее всего, это даже не воспринималось как поворот.
Съезд на Питомник.jpg
Едем дальше, проезжаем мимо поворота на пер. Дружный (остался в том же виде). Чуть дальше слева от нас оказывается поворот на ул. Загородную, сейчас в этом месте уже начинается насыпь виадука.
Перекресток пер. Дружный и ул. Загородная.jpg
Вот эта часть ул. Загородной выходила на ул. 9 Января:
ул. Загородная.jpg
Чуть дальше мы проезжаем мимо той самой двухэтажки, которую снесли ради строительства виадука, и подъезжаем к переезду через основное ж/д полотно. Здесь мы встречаем первый шлагбаум (о существовании которого мы можем только догадываться, т.к. на фото его не видно). Переежзаем через пути и оказываемся в дальней части дороги, видимой на левом фото панорамы.

Общий вид на аэрофото:
Общий вид на аэрофото.jpg
Сразу за переездом с двух сторон дороги замечаем два одинаковых по размеру здания, стоящих торцами к ней почти вплотную. Из за них это место самое узкое на этом участке улицы. Причем всего зданий 4, одно справа и три в ряд слева. Тут примечательно то, что на одних аэрофотках они присутствуют, а на других видны только их развалины. И то, что, Natalia, вы приняли за насыпь - это скорее всего и есть груда остатков здания слева от нас. Сейчас на месте этого здания проходит дополнительная ж/д ветка, уходящая на Сельмаш. Вернее, проходила до недавнего времени, сейчас, наверное, уже демонтировали.
Здания стоящие торцами к дороге.jpg
А на этом фото зданий уже нет.jpg
То что осталось от здания.jpg
Проехав груду камней, в нашем времени мы выехали бы прямо из ворот базы "Стройлес" и оказались на пересечении Донбасской/Пеше-Стрелецкой и Свободы.
Ворота стройлес.jpg
Сейчас мы тут можем повернуть налево и, проехав под виадуком, двинуться в сторону Заставы. Но в те времена нам такой маневр стоил бы снесенного деревянного заборчика между двумя стоящими на переднем плане домами. Поэтому лучше продолжим движение прямо.
Свернуть под мост еще нельзя.jpg
AlexeyD
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 22.11.2019

Улица 9 Января

#76

Сообщение AlexeyD »

С этого момента в нашем времени мы едем уже по ул. Свободы, а в том времени - все еще по 9 января, несмотря на то, что находимся в одном и том же месте. Проезжаем мимо домика с центрального фото панорамы, потом машем ручкой фотографу, который стоит справа от нас.

На этом перекрестке мы можем выбрать из 4х направлений, куда поехать дальше. Налево - к заставе, эту дорогу мы видим на правом фото панорамы. Направо - ул. Пеше-Стрелецкая. Прямо - ул. Свободы. А чуть левее, куда уходят рельсы - продолжение ул. 9 Января. Этот кусочек, соединяющий по диагонали два отрезка улицы, проходил там, где сейчас находится заводской сквер (между съездом с виадука и зданием Миграционного Центра. Однако, после строительства виадука, параллельно старому, появился новый отрезок, только его сделали короче и немного дальше, т.к. на прежнем месте он бы не вписался в виадук.

Из-за переноса этого отрезка пришлось и немного подпилить участок застройки, мешающий съезду с виадука. А вот уже пер. Специалистов за церковью баптистов остался нетронутым.
Отрезок соединяющий части улицы проходил через сквер.jpg
Рельсы с переднего плана фотопанорамы, идут по этому отрезку и продолжаются дальше по 9 Января. Так же, как долгое время там шла трамвайная линия. Кстати, ни одного поворота этой ветки на территорию Сельмаша я не обнаружил. До самого депо все хорошо просматривается. Выходит, эта линия шла в депо и была предком трамвайной линии?
Ветка не поворачивает на сельмаш.jpg
Кстати, после длительного рассматривания аэрофото, у меня возникли сомнения насчет того, что на отрезке, идущем через сквер была автомобильная дорога рядом с рельсами. Очень уж похоже на то, что переезд с одного участка 9 Января на другой происходил не тут, а по пер. Специалистов, и реже по ул. Пирогова и ул. Промышленной. На зимнем аэрофото хорошо видна частота проезда автомобилей, благодаря цвету колеи (чем темнее, тем более накатанная). А на отрезке с рельсами дороги для автомобилей вообще не видно. При этом хорошо заметно, как автомобили накатали колею при повороте через рельсы с 9 Января на пер. Специалистов, что еще раз подтверждает, что скорее всего так и ездили в центр.
На отрезке не было дороги для автомобилей.jpg
На Специалистов самая накатанная дорога.jpg
Кстати, на аэрофото заметил нечто, напоминающее ряд высоких тополей вдоль дороги, и действительно - вот они, сохранились до наших дней, правда ряд заметно сократился в длину:
Тополя.jpg
Тополя - современный.jpg

Дисклеймер: все вышеизложенное является моими выводами, сделанными при анализе доступных фотографий и может отличаться от исторической правды.
AlexeyD
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 22.11.2019

Улица 9 Января

#77

Сообщение AlexeyD »

Ну и напоследок гифка с плавным переходом между совмещенными снимками (размер получился 49мб, не знаю, как сделать меньше)

https://drive.google.com/file/d/1MC38Bj ... sp=sharing
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 3831
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Улица 9 Января

#78

Сообщение Natalia »

AlexeyD, классно Вы все расписали, как будто на самом деле проехали в том времени через переезд :good:
AlexeyD писал(а): Вот эта часть ул. Загородной выходила на ул. 9 Января:
Кстати, это был основной цивильный путь (по Загородней) отсюда на пр. Труда, современного поворота на перекрестке с проспектом тогда не существовало - на его месте дома с двориками.
AlexeyD писал(а): Сейчас на подъезде к виадуку справа можно увидеть съезд на ул. Питомник, которая в те времена и была продолжением ул. 9 января.
Действительно, вот же она - старая дорога 9 Января к переезду! Сейчас, наверное, вряд ли кто вспомнит, что до строительства виадука она и была основной.
AlexeyD писал(а): И то, что, Natalia, вы приняли за насыпь - это скорее всего и есть груда остатков здания слева от нас.
Да, согласна - скорее всего, это развалины дома, который стоял вблизи дороги. Я еще думала: что-то великовата эта насыпь для тупикового пути.
AlexeyD писал(а): Кстати, ни одного поворота этой ветки на территорию Сельмаша я не обнаружил.
Ветка по территории будущего Сельмаша вроде бы точно есть, ее видно на этом аэрофото, и это соответствует карте 1932 г.:
rtv1.jpg
rtv2.jpg
AlexeyD писал(а): Кстати, после длительного рассматривания аэрофото, у меня возникли сомнения насчет того, что на отрезке, идущем через сквер была автомобильная дорога рядом с рельсами. Очень уж похоже на то, что переезд с одного участка 9 Января на другой происходил не тут, а по пер. Специалистов, и реже по ул. Пирогова и ул. Промышленной. На зимнем аэрофото хорошо видна частота проезда автомобилей, благодаря цвету колеи (чем темнее, тем более накатанная). А на отрезке с рельсами дороги для автомобилей вообще не видно.
Я думаю, что Вы правы - чтобы попасть на переезд, автомобили на момент съемки аэрофото сворачивали на пер. Специалистов или на параллельные ему.
Более того, на этом аэрофото 1942 г. видно, что этот участок 9 Января огорожен забором (на Донбасскую-прямо не выехать) и там, где выезд к перекрестку 4 улиц - явно видно какие-то ворота, открывающие проезд ж/д транспорту, и чуть ниже - совсем узкая автодорога:
rtv4.jpg
Забор может быть связан то ли с эвакуацией оборудования завода №154 им. Сталина (площадка будущего завода Сельмаш) - снегозащитные барьеры?, то ли эта ограда-барьер у ж/д путей была там сама по себе, независимо от завода. Я к тому, что автомобили могли поворачивать к пер. Специалистов временно. Но, возможно, и не временно - такой маршрут с поворотом, по-моему, действительно был удобнее.
AlexeyD
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 22.11.2019

Улица 9 Января

#79

Сообщение AlexeyD »

Natalia писал(а): Ветка по территории будущего Сельмаша вроде бы точно есть, ее видно на этом аэрофото, и это соответствует карте 1932 г.
Хм, да, зная, как расположена ветка, ее можно рассмотреть на летних аэрофото, но на зимнем она основательно занесена снегом, скорее всего не использовалась, или использовалась редко.
Natalia писал(а): то ли эта ограда-барьер у ж/д путей была там сама по себе, независимо от завода
Я заметил, что и домики у дороги, и забор есть на зимнем фото (1942), а на летнем уже нет ни того, ни другого (1943). Честно говоря, без понятия, о чем это говорит, просто наблюдение :)

Кстати, там забор тоже должен был по идее попасть на фото. Но тут все сходится - на аэрофото 1943 его уже нет, следовательно и на панораме его тоже быть не должно.
AlexeyD
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 22.11.2019

Улица 9 Января

#80

Сообщение AlexeyD »

Улица 9 января, вид с улицы Торпедо в сторону с Подклетного, 1970 г.
Вложения
Автор съемки Н.С. Макушов
Автор съемки Н.С. Макушов
Ответить