Танцырей. Xрам святого великомученика Димитрия Солунского

Ответить
Александр priest
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 14.12.2021

Танцырей. Xрам святого великомученика Димитрия Солунского

#1

Сообщение Александр priest »

Xрам святого великомученика Димитрия Солунского с. Танцырей, Борисоглебский городской округ
Престольный праздник: 8 ноября по новому стилю
Юридическое наименование: Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма во имя св. вмч. Димитрия Солунского с. Танцырей Борисоглебского района Воронежской области Религиозной организации «Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ИНН/КПП 3604999101/360401001
Адрес: 397155, Воронежская область, Борисоглебский городской округ, село Танцырей, улица Колхозоградская, дом 6.

Село основано в 1700 году. Оно было названо по речке Танцырейке. В переводе с тюркского Танцырей означает «вид на север». Село со всех сторон, кроме западной, окружено лесом. Прихоперье стало заселяться в XVIII веке. Этот край был для Руси дальним пограничьем. Он постоянно подвергался набегам татар. Это заставило укрепить восточные рубежи Тамбовской (будущей Воронежской) губернии. На месте русского сторожевого поста в 1698 году начал строиться, как крепость, город Борисоглебск. Почти одновременно рядом с ним возникла деревня Танцырей. В государственном архиве Тамбовской области обнаружен документ от 19 февраля 1736 года, в котором жители деревни Танцырей –однодворцы: пятидесятник Парамон Рябов, десятник Иван Богомолов и лучшие люди села: Кондратий Мухортин и Трофим Елецкой – просят Синодальный казенный приказ разрешить им построить у себя церковь. В прошении они пишут, что самые первые из них были по указу Петра 1 переведены на нынешнее место жительства «в 1700 году из Казанской губернии, из Саранска и других городов». Из резолюции на этом прошении видно, что разрешение танцырейцам строить церковь было дано 7 марта 1737 года. (Сборник «Борисоглебский край», №1 за 1998 г.)

К 1741 году была построена церковь архангела Михаила 460 кв. м. (ныне утрачена в результате пожара 1954 года), и деревня стала селом. При этой церкви был священником (и может быть, первым) Трофим Яковлев, он был рукоположен в Москве, прослужил 15 лет и умер; на его место в 1757 г. был посвящен Илларион Косьмин, – который был рукоположен в Воронеже. После отца Иллариона был священник Тарасий Климентов, посвященный в Тамбове в 1784 году (см. Воронежский Епархиальные Ведомости № 2 за 1866 г.). Село Танцырей принадлежало к Новохоперскому и Борисоглебскому уездам Тамбовской губернии, земли усадебной 3 десятины, пахатной 64, сенокосной 32 десятины, а всего 99 десятин. Есть на землю план и межевая книга. Два причта. Прихожан 2590 душ. В 1792 (или 1789) году сооружен деревянный храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского 390 кв. м. (см. Саратовские Епархиальные Ведомости № 4,5,7,12,13 за 1900 г.). В 1804 году в Танцыреях насчитывалось 173 двора, 658 мужских и 671 женских душ. В «Памятной книжке Воронежской губернии за 1887 год значилось: в селе Танцырей проживало 5519 человек». А по «Памятной книге» за 1990 год в селе было 5682 жителя. После революции храм в честь великомученика Димитрия Солунского превратили вначале в народный дом, а затем в колхозный клуб. Церковь архангела Михаила в советские годы использовали как склад, а в 1954 году молния ударил в храм, и он сгорел.
Богослужения в селе были восстановлены в ноябре 2012 года, когда администрацией села было передано здание бывшего фельдшерского акушерского пункта, в котором совершали молебны, панихиды, причащали болящих запасными Дарами.
14 июля 2013 года Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил чин освящения закладного камня в основание нового храма в честь великомученика Димитрия Солунского. Строился с 2013 до 2014 года. 20 апреля 2014 г. совершена первая Божественная литургия в выстроенном храме. 26 ноября 2016 года великое освящение храма совершил правящий архиерей Борисоглебской епархии Преосвященнейший Сергий, епископ Борисоглебский и Бутурлиновский.

Священнослужители и церковнослужители села Танцырей

Трофим Яковлев, священник Михайловской церкви села Танцырей (1741–1757) – летописные записки диакона Дометия Наумова (Воронежские Епархиальные Ведомости №2 за 1866 год.)

Илларион Косьмин, священник Михайловской церкви села Танцырей (1757–1784) – летописные записки диакона Дометия Наумова (Воронежские Епархиальные Ведомости №2 за 1866 год.)
Тарасий Климентов, священник Михайловской церкви села Танцырей (1784) – летописные записки диакона Дометия Наумова (Воронежские Епархиальные Ведомости №2 за 1866 год.)

Биография священника Луки Михайлова
Дата рождения: около 1777. Дата смерти: 09.03.1857. Место смерти: Воронежская губерния, похоронен на кладбище с. Губари (нынешний Борисоглебский городской округ).
Родственники:
сын – Паисий (Понятовский Петр Лукич), архимандрит.
сын – Понятовский Кузьма Лукич (родился в 1804 году). В 1827 окончил среднее отделение Воронежской духовной семинарии, поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию.
сын – Понятовский Федор Лукич, священник.
сын – Понятовский Иван Лукич, священник.
Места служения/Должности
Дата начала, дата окончания, место служения, сан, должность:
не позднее 1800 – не позднее 1810 годов, Воронежская и Черкасская епархия, Воронежская губерния, Новохоперский уезд, слобода Макашевка, диакон.
С 1810 – 19.12.1831 года Воронежская и Черкасская епархия, Воронежская губерния, Новохоперский уезд, село Губари, Знаменская церковь, священник.
1851 году Воронежская и Задонская епархия, Воронежская губерния, Новохоперский уезд, село Танцыреи (Танцырей, Танцыри), Димитриевская церковь, заштатный священник.
Другие сведения
Священник Лука Михайлов умер 9 марта 1857 года в возрасте 80 лет «от натуральной болезни». Перед кончиной его исповедовал и приобщал Божественных Таин священник Алексий Яковлев. Погребение было совершено 12 марта 1857 года священниками Феодором Понятовским и Алексием Яковлевым с диаконом Иоанном Знаменским и пономарем Сергием Знаменским на кладбище села Губари Новохоперского уезда Воронежской губернии.
В составлении биографической статьи использованы сведения, присланные исследователем Инной Вячеславной Волгиной, родственницей священника Луки Михайлова.
Архивные источники
Метрическая книга Димитриевской церкви с. Танцырей Воронежской епархии за 1853 г. // ГА Воронежской обл. Ф. И-84. Оп. 2. Д. 30. Л. 89 об. – 90.
Метрическая книга Знаменской церкви с. Губари Воронежской епархии за 1851 г. // ГА Воронежской обл. Ф. И-84. Оп. 2. Д. 20. Л. 37 об. – 38.
Метрическая книга Знаменской церкви с. Губари Новохоперского уезда Воронежской губ. за 1857 г. // ГА Воронежской обл. Ф. И-84. Оп. 2. Д. 2. Л. 420 об.
Литература
Летописные записки Дементия Наумова, диакона села Губарей, Новохоперского уезда // Воронежские епархиальные ведомости. 1866. С. 42.
Списки воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской духовной семинарии за истекшее столетие (1780–1880): [приложение к «Воронежским епархиальным ведомостям» за 1882–1884 гг.] / [Сост. А. И. Николаев]. С. 138.

Биография священника Иоанна Лукича Понятовского
Дата рождения: 1812 год. Место рождения: Воронежская губерния, Новохоперский уезд, село Губари.
Дата смерти: 18.05.1903 года. Место смерти: г. Воронеж. Похоронен на кладбище Покровского девичьего монастыря.
Родственники
отец – Лука Михайлов, священник
жена – Понятовская Елена Васильевна (умерла не ранее 1853 года)
дочь – Маргарита (Понятовская Матрона Ивановна), игуменья (1837 или 1838 годах – 14.12.1912, в городе Воронеже похоронена на кладбище Покровского девичьего монастыря). С 1854 – послушница Покровского девичьего монастыря г. Воронежа, в 1867 пострижена в монашество. С 25.3.1888 – в должности казначеи. В сентябре 1888 года возведена в игумении. Награды: право ношения наперсного креста (12.04.1895 года), книга «Библия» от Святейшего Синода. «Почти вся 72-летняя жизнь почившей посвящена была разнообразному служению обители. Знаменательно и самое поступление ее в монастырь. Как дочь бедного сельского священника, она от самого рождения своего воспитывается в простоте и истовом благочестии. Родители ее, отправляясь в город Воронеж для перемены антиминса на престол, освященный в честь памяти святого Симеона Солунскаго, везут с собою и двухлетнюю Матрону (мирское имя почившей). При переезде по платине подле повозки шли пешком, экипаж сильно наклонился, и младенец Матрона, оказываться плывущем по реке на подушке, где рядом лежит и святой антиминс. Тогда быстро и с опасностью для своей жизни бросается в реку, бывший тут же, дядя младенца и возвращает его невредимым на экипаж, вместе с антиминсом. Вскоре после того у спасенного младенца появляется на лице золотушная опухоль, и он для излечения, а вместе и под влиянием описанного события, оставляется погостить у своей благочестивой и строгой тетки, монахини обители Евгении. Ребенок быстро свыкается с новою своею жизнью и уже не просится более в село. Трехлетнюю Матрону облекают в монашескую одежду. Замечательно, что среди своих сверстниц здесь она отличается особенною бойкостью и смышленостью, а при играх с ними "в монашки" обычно избирается "игумениею"». (Речь, произнесенная 16 декабря 1912 года при погребении).
сын – Понятовский Алексей Иванович. 20.03.1867 года уволенный ранее из духовного звания, согласно прошению, принят в духовное звание.
другие дети – пятеро дочерей.
Образование
Дата поступления, дата окончания, учебное заведение:
1833 год Воронежская духовная семинария – окончил по 1-му разряду
Места служения /Должности:
Дата начала, дата окончания, место служения, сан, должность:
не ранее 1933 года город Воронеж, Воронежская духовная семинария, учитель греческого языка во 2-м отделении 2 класса.
1853 год Воронежская и Задонская епархия, Воронежская губерния, Новохоперский уезд, село Танцыреи (Танцырей, Танцыри), Димитриевская церковь, священник.
1884 год Воронежская и Задонская епархия, Воронежская губерния, Новохоперский уезд, село Губари, Знаменская церковь, священник. В 1884 году уволен за штат.
Другие сведения
В 1896 году, будучи вдов и болен, переселился в Воронежский Покровский девичий монастырь и находился на попечении дочери, игумении Маргариты, до смерти, последовавшей 18 мая 1903 года на 91 году. Погребен на кладбище монастыря через дорожку от могилы игумении Маргариты.
В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные Инной Вячеславовной Волгиной.
Архивные источники
Метрическая книга Димитриевской церкви с. Танцырей Воронежской епархии за 1853 г. // ГА Воронежской обл. Ф. И-84. Оп. 2. Д. 30. Л. 89 об. – 90
Литература:
Воронежская старина. 1908. Вып. 7. С. 176.
Воронежские епархиальные ведомости. 1867. № 13. С. 435.
Воронежские епархиальные ведомости. 1903. № 13. С. 206.
Материалы к биографическому справочнику о выпускниках Воронежской семинарии (1745–2015 гг.). Выпускники полного курса Воронежской духовной семинарии 1780–1918 гг. // Иерей Павел Андреевич Овчинников : Личный сайт клирика Воронежской епархии. URL: priest.cerkov.ru/materialy-vypuskniki-do-1918-goda .
Речь, произнесенная 16 декабря 1912 года (в воскресенье) при погребении игумении Воронежского Покрово-Девичьего монастыря Маргариты / протоиерей Петр Палицын // Воронежские епархиальные ведомости. 1913. № 1, часть неофиц. С. 28–32.
Списки воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской духовной семинарии за истекшее столетие (1780–1880): [приложение к «Воронежским епархиальным ведомостям» за 1882–1884 гг.] / [Сост. А. И. Николаев]. С. 184.

Добромиров Савва, дьякон Димитриевской церкви села Танцырей (1853) – Л. 89 об. – Метрическая книга Димитриевской церкви с. Танцырей Воронежской епархии за 1853 г. // ГА Воронежской обл. Ф. И-84. Оп. 2. Д. 30. Л. 89 об. – 90

Ставров Петр, священник Димитриевской церкви села Танцырей (1853) – Л. 89 об. – Метрическая книга Димитриевской церкви с. Танцырей Воронежской епархии за 1853 г. // ГА Воронежской обл. Ф. И-84. Оп. 2. Д. 30. Л. 89 об. – 90

Леонов Петр Михайлович, священник Димитриевской церкви села Танцырей (1897 году умер) – сын соборного диакона г. Задонск. Окончил Воронежскую семинарию в 1851 году 2-е отделение по 2-му разряду. Воронежские епархиальные ведомости 1 июня 1897 года стр. 190.

Михаил Алферов, священник Димитриевской церкви села Танцырей (1899) – наличный состав духовенства Димитриевской церкви с. Танцырей за 1899 г.

Евгений Владимирович Стефанов, священник Димитриевской церкви села Танцырей (1899). Окончил Воронежскую семинарию по 2 разряду в 1886 году, был сыном священника в бывшем городе Белоколодске, Задонского уезда. Окончил Задонское духовное училище – наличный состав духовенства Димитриевской церкви с. Танцырей за 1899 г.

Константин Беляев, диакон Димитриевской церкви села Танцырей (1899) – наличный состав духовенства Димитриевской церкви с. Танцырей за 1899 г.

Потап Добромиров, псаломщик Димитриевской церкви села Танцырей (1899) – наличный состав духовенства Димитриевской церкви с. Танцырей за 1899 г.

Архип Добромиров, псаломщик Димитриевской церкви села Танцырей (1899) – наличный состав духовенства Димитриевской церкви с. Танцырей за 1899 г.

Василий Сергиевский, священник Димитриевской церкви села Танцырей (1914) – Л. 139 об. – Метрическая книга Димитриевской церкви с. Танцырей Воронежской епархии за 1914 г.

Николай Богословский, псаломщик Димитриевской церкви села Танцырей (1914) – Л. 139 об. – Метрическая книга Димитриевской церкви с. Танцырей Воронежской епархии за 1914 г.

Василий Праздников, диакон Димитриевской церкви села Танцырей (1914) – Л. 139 об. – Метрическая книга Димитриевской церкви с. Танцырей Воронежской епархии за 1914 г.

Клавдиан Моденов, архимандрит Михайловской церкви села Танцырей (1926 – 1930 года служения). Архимандрит Клавдиан (Иван Матвеевич Моденов)
Дата рождения: 20.01.1901.
Место рождения: Тамбовская губ., Елецкий уезд, с. Петровское (ныне Петровский район Тамбовской обл.).
Биография:
Сельская школа. 1913.
Успенская Вышенская пустынь Тамбовской епархии. Пономарь, певчий. 1915-1923.
Диакон. 04.01.1924 (епископ Моршанский Иоанн (Георгиевский).
Рысли Моршанского района Тамбовской области. Казанский храм. 1924-1926.
Монашеский постриг. 16.05.1924.
Иеромонах. 21.06.1926 (епископ Кирсановский Стефан (Гнедовский).
Танцырей Борисоглебского района Воронежской области. Михайловский храм. 1926-1930.
Наперсный крест. 1930.
Протасьево Наро-Фоминского района Московской области. Никольский храм. 1930-1931.
Химки Московской области. Петропавловский храм. 1931-1933.
Игумен. 1932.
Люберцы Московской области. Преображенский храм. 1933-1934.
Архимандрит. 1934.
Арестован и осужден 1934. В заключении 1934-1940 (Амурлаг).
Военная служба, фронт. 1941.
Изюм Харьковской области. Плен. 1942.
Побег. Почаевская лавра. 1942-1943.
Дубно Ровенской области. Настоятель монастыря. Март 1943-январь 1944.
Эвакуация в Австрию. Вена. Сверхштатный священник Никольского собора. Январь 1944-ноябрь 1945.
Троице-Сергиева лавра. Благочинный. Август 1946-1948.
Рязань. Борисоглебский собор. Ключарь. 1948-1953.
Ташкент. Успенский собор. Помощник настоятеля. 1953.
Тула. Всехсвятский собор. Ключарь. 1953-1957.
Алма-Ата. Никольский собор. Настоятель. 1957.
Фергана. Сергиевский молитвенный дом. Настоятель. 1958-1962.
За штатом по состоянию здоровья. Май 1962 - июнь 1963.
Анкушино Юрьянского района Кировской области. Крестовоздвиженский храм. Настоятель. 3.06. - 26.11.1963.
Корляки Санчурского района Кировской области. Введенский храм. Настоятель, благочинный Яранского округа. 26.11.1963-1970.
Старая Русса. Георгиевский храм. Настоятель. 13.09.1970 - 21.09.1987.
Второй крест с украшениями.
Патриарший крест. 1970.
Благочинный Старорусского округа. 1970-1987.
Орден св. равноапостольного князя Владимира 2 степени.
Преставился 21.09.1987 в Старой Руссе.
Погребен в пещерах Псково-Печерского монастыря.

Михаил Федорович Субботин (1932), священник Димитриевской церкви села Танцырей, 4 ноября 1895 года в семье крестьянина, уроженец села Поворино Борисоглебского района Воронежской области. Образование низшее, специального нет. Со смертью матери уходит в Воронежский монастырь, где и воспитывается. Вскоре после войны псаломщик в полковой церкви г. Борисоглебска (ныне Дом Офицеров). После войны был рукоположен в священный сан и служил в селах Воронежской епархии с. Танцырей и других, в храмах города Борисоглебска Казанском (ныне Никольский) и других. В 1931 году был осужден по ст. 58-10 за к\р деятельность, на 3 года высылки в Северный край, наказание отбыл. В 1933 году во время голода умирает сын. На момент ареста 27 июля 1937 года проживал по адресу г. Борисоглебск, Солдатская слобода, ул. Калинина, 27, состав семьи: жена Матрена Николаевна Субботина-Капустина, дети: Александр 16 лет, Николай 14 лет, Анатолий 12 лет, Нина 10 лет, Серафим 8 лет, Виталий 6 лет, Валентин 1 год,4 мес. Тройкой НКВД 11 августа 1937 года приговорен к ВМН. 21 августа 1937 года приговор приведен в исполнение. Расстрелян в районе кирпичного завода, или в лесу. Реабилитирован 31 июля 1989 года.
ГАОПИ Ф.9353. оп.2. Д.№. 21924.

Иоанн Иоаннович Керножицкий, священник Димитриевской церкви села Танцырей (1933 – 1937 года служения).
Биография Керножицкий Иван Иванович, священник.
Дата рождения: 1875 год. Место рождения: Могилёвская губерния.
Дата смерти: 28.09.1937 год.
Родственники
отец – Керножицкий Иван (умер в 1908 году), псаломщик.
брат – Керножицкий Павел Иванович, протоиерей.
Образование
Дата поступления, дата окончания, учебное заведение:
1896 Могилёвская духовная семинария
Рукоположение / Постриг / Возведение в сан
1900 рукоположен во священника
Места служения / Должности
Дата начала, дата окончания, место служения, сан, должность:
1896 – 1899 года Могилёвская и Мстиславская епархия, Могилёвская губерния, Гомельский уезд, село Бартоломеевка, церковно-приходская школа, учитель. В 1898 на должности старшего учителя двухклассной церковно-приходской школы.
1899 – 1900 Могилёвская и Мстиславская епархия, Могилёвская губерния, Чериковский уезд, местечко Кричев, церковно-учительская школа, учитель.
1900 – 1908 Могилёвская и Мстиславская епархия, Могилёвская губерния, Чериковский уезд, село Выдренка, Свято-Дмитриевская церковь, священник.
В 1905 г. награжден набедренником, в 1910 г. награжден скуфьею, имеет медаль в память 25-летия церковно-приходских школ (1907г.) и награжден знаком (крест) в память 300-летия Дома Романовых.
1908 – 1924 Гомельская епархия, Гомельская губерния, Гомельский уезд, село Столбун, Свято-Николаевская церковь, священник, законоучитель двухклассного земского народного училища.
Награды:
1907 – медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ».
1913 – нагрудный знак «В память 300-летия царствования Дома Романовых»
Преследования:
1924 осужден по ст. 121 УК РСФСР («преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных учений»).
1930 арестован по обвинению в «антисоветской агитации». Освобожден за недоказанностью вины.
1931 арестован по обвинению в «неуплате налогов»; оправдан.
май 1932 арестован по обвинению в «антисоветской агитации».
05.06.1932 осужден тройкой при ПП ОГПУ по Белорусскому военному округу на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
1932 – февр. 1933 находился в заключении в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ). В фев. 1933 досрочно освобожден с ограничением права проживания в отдельных районах. В 1937 вернулся в село Столбун.
18.07.1937 арестован Светиловичским райотделом НКВД БССР по обвинению в «контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации».
17.09.1937 приговорен тройкой при НКВД БССР к высшей мере наказания (расстрелу).
28.09.1937 расстрелян.
16.05.1989 реабилитирован, по году репрессии: 1937
Литература:
1 ноября 1937 года — день расстрела Гомельских православных священников, монашествующих и мирян / Андрей Ананьев // Свято-Никольский мужской монастырь в Гомеле. URL: http://nikolsky.by
Мартиролог Гомельской епархии (1917–1953) : Биографический справочник / авт.-сост. А. В. Слесарев. Минск, 2017
Могилевские епархиальные ведомости. 1916. № 10, часть офиц. С. 118
Жена Любовь Стефановна 1878 г.р., дети: Александр 1900 г.р., Константин 1902 г.р., Антоний 1905 г.р., Елизавета 1907 г.р., Клавдия 1908 г.р., Николай 1911 г.р., Нина 1915 г.р. (2-ой том клировых ведомостей церквей Гомельского уезда за 1915год, благочиния 3, 4, 5 и 6 округов Гомельского уезда. Фонд 2301, оп.1, дело № 1349 стр. 336 Белорусский Государственный Исторический Архив г. Минск).
Ордер №24 на проведение обыска и ареста священника Керножицкого Ивана Ивановича был выписан 18 июля 1937г. (арх.№15874с УКГБ по Гом. обл.) (л.1) 20 июля 1937г. священник находился в Гомельской тюрьме и на него была составлена анкета (л.4). Из нее мы узнаем, что Иван Иванович – уроженец и житель д. Столбун Светиловичского района, родился 26 сентября 1875г. в семье псаломщика, по национальности – белорус. Окончил Могилевскую духовную семинарию в 1896г. Жена – Керножицкая Любовь Стефановна. В 1924 году был осуждён по статье 121 УК РСФСР («преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных учений») В 1930г. подвергался аресту по обвинению в антисоветской агитации и был освобождён за недоказанностью вины, в 1931 г. был судим по групповому делу по обвинению в неуплате налогов, но после суда оправдан. В мае 1932 года был арестован по обвинению в антисоветской агитации, осужден особой тройкой ОГПУ по БВО на пять лет заключения в ИТЛ. В феврале 1933 года его досрочно освободили, и он вернулся в с. Столбун. Из справки столбунского сельского совета: «…Керножицкий в 1929 г. обкладывался в индивидуальном порядке за не трудовые доходы, которые взымал с граждан, был судим … В 1932г. Керножицкий был судим вторично на 5 лет за контрреволюционную работу, которую он проводил среди верующих против коллективизации … По прибытию в Столбун в июле 1937г. Керножицкий сразу начал проводить работу против займа укрепления обороны Союза ССР. Что много повлияло на массы…» (л.6). История не сохранила уголовно – следственное дело священника, осужденного в 1932г., но на 8 листе рассматриваемого дела читаем содержание копии справки, выданной священнику управлением Беломоро – Балтийского трудового лагеря 37 посозерского отделения 7 февраля 1933 г., располагавшегося на ст. Мед. Гора (станция Медведь Гора – прим.): «Предъявитель сего быв. Заключенный Беломорско – Балтийского канала исправительно–трудового лагеря ОГПУ Керножицкий Иван Иванович 57 лет, происх. из с. Столбун Ветковского района Белорусской ССР, женат, род. в 1875 г. 26 сентября, по профессии служитель культа … осужден Тройкой при ОГПУ БВП 5.6. 31г. (? – прим.) ст. 58 к заключению в концлагере 20 марта 32 г. по 20 марта 1937 г. Гр-н Керножицкий Иван Иванович досрочно освобожден … и согласно Постановления заседания Коллегии ОГПУ от 7 февраля 1933 г. лишен права проживания в Московской и Ленинградской областях, погран. Округах … и местности из коей был выслан по 15 февраля 1937 г. и следует в Борисоглебск (в то же время туда «проследовал» и другой наш священник – Левашев Павел Николаевич – прим.) того же района ЦЧО где и обязан явиться на регистрацию в Управл. Раб. Крест. Милиции …» Копия справки заверена – «с подлинным верно Благочинный Борисоглебского округа протоиерей /подпись, печать – прим./ Кобяков».
9 лист уголовно – следственного дела священника сохранил постановление об избрании меры пресечения и предъявлении ему обвинения, датированного 2 сентября 1937 г. – через полтора месяца после его заключения в гомельской тюрьме: «…Керножицкого Ивана Ивановича привлечь к ответственности по ст. ст. 72 и 76 УК БССР. Меру пресечения избрать содержание под стражей в Гомельской тюрьме…». Первый допрос священника о. Иоанна состоялся в тот же день – 2 сентября. Приведем выписки из ответов обвиняемого священника на вопросы следователя: «… В 1930 г. Гомельская НКВД меня арестовали для заполнения анкеты и выпустили. В 1931 г. меня вызвали в Ветковский нарсуд, где судили Ермакова Тихона … за неуплату налога всех осудили, а меня оправдали. В 1932 г. его арестовали органы НКВД и определили на 5 лет по 72 ст. УК БССР. Отбывал наказание на Беломор. Балтийском канале … Освобожден в феврале 1933 года поехал в Борисоглебск и работал чернорабочим. В 1933г. уехал в с. Танцыреи Песковского района. « Меня туда пригласили служить в церковь … церковный совет и одобрили прихожане. До этого я познакомился с Кобяковым Иваном и просил его дать место в церковь для службы. Там я работал в церкви и в с. Столбун приехал в отпуск, но здесь меня арестовали … В Сельсовет я ходил в июле месяце 1937 г., но не за разрешением об открытии молитвенного дома, а для прописки паспорта»». «Вопрос: Где Вы жили в 1918 г?
Ответ: Жил в Столбуне
Вопрос: Следствие располагает материалами, что во времена гайдамак и немцев у вас в квартире был немецкий комендант, которому вы выдавали красных партизан?
Ответ: … Красных партизан я не выдавал … кто их выдавал я не знаю … Я не помню, кто мне говорил, что в 1918 г. был какой-то Шмидт в большевистском комитете, который выдавал оружие во все села для партизан и записывал фамилии, а когда пришли немцы он отдал им список. Сам Шмидт был немец… »
«… Ко мне три раза приходил Громанцов … и говорил: «давайте откроем церковь в доме у нас»… я ему сказал обожди, потому что сейчас очень встревожилась власть, потому, что они предполагают, что я приехал для открытия церкви… Никакого указания я ему не давал и сказал обожди, потому, что для меня это опасно. Если начать собирать подписи, то меня арестуют… Никаких разговоров я о Конституции не вел… Виновным себя не признаю. Протокол записан с моих слов верно и мне прочитан…»
Как показывают материалы дела, данный допрос священника о. Иоанна был первым и последним. Подпись на последней странице протокола допроса о. Иоанна Керножицкого удивительным образом похожа на подпись арестованного в то же время в Гомеле о. Павла Ивановича Керножицкого.
Как правило, аресту обвиняемого предшествовал допрос свидетелей.
22 июля 1937 г. (л.13) был допрошен один из них, как следует из анкетной части протокола, - 1900 г. рождения: «… Мне лично самому известно как Керножицкий в 1918 г., когда в дер. Столбун пришел гайдамацкий офицерский отряд, около 30 человек, то Керножицкий имел с ними тесную связь и выдал, бывшего пред. с/с Белодедова Александру, Аниськова, Курмастева и других. Когда пришел партизанский отряд и хотел его поймать, то Керножицкий вскочил на звонницу, и начал звонить как будто на пожар, этим самым он, когда народ собрался скрылся. Часто к нему из Светиловичей приезжал немецкий офицер, с которым он также имел тесную связь … Мне хорошо известно, что он все время проводил контрреволюционную деятельность. В 1931 г. он открыто в церкви выступал с проповедью, чтобы верующие не шли в колхоз, что колхозы - это временное явление … После того, как он прибыл домой из места его отбытия наказания, Керножицкий сразу начал группировать вокруг себя церковников и верующих, среди которых распространял слухи, что скоро будет война. Также имеются разговоры, что Керножицкий провел подрывную работу против нового займа…»
Другой свидетель 23 июля (л.17) сообщил следователю: «… Керножицкий мне рассказывал, что он был в ссылке. Касаясь церкви он говорил, что я думаю открыть церковь при помощи верующих, если вы мне поможите …» Один из самых молодых свидетелей, 1919 г. рождения, рассказал следователю: «…К нему все время собирались единомышленники которых он обрабатывал в к/р целях против всех мероприятий Соввласти и коллективизации, так что на сегодняшний день по д. Столбун имеется до 90 единоличных хозяйств … После того как по деревне пошли слухи что приехал поп и откроется церковь на дому. В период подписи на заем укрепления «Обороноспособности СССР» Керножицким тоже была проведена работа по срыву, и среди единоличников всего подписалось 8 человек …»
Рукописный протокол обвинения об окончании следствия от 2 сентября 1937 г. сообщал Керножицкому Ивану Ивановичу, обвиняемому по ст. 72 УК БССР, об окончании следствия и констатировал, что священник дополнить следствие «ничего не имеет». (л.21)
Обвинительное заключение датировано 10 сентября 1937 г. (л.22): «…Керножицкий Иван Иванович, поп, в 1918 г. в момент оккупации немцев содержал у себя штаб и коменданта. Выдавал в руки немцев и гайдамак коммунистов и красных партизан. Когда силами Красной Армии немцы были выброшены из Белоруссии Керножицкий скрылся от ответственности… По возвращению из мест заключения проводил а/с агитацию против коллективизации и мероприятий Соввласти. Активно вел работу против займа укрепления обороны страны. Распространял провокационные слухи о контрреволюционной войне… Виновным себя не признал, уличается свидетельскими показаниями… Постановил: Следственное дело по обвинению Керножицкого Ивана Ивановича направить на рассмотрение Тройки НКВД БССР …»
«Выписка из протокола №24 заседания Особой Тройки НКВД БССР от 17 сентября … Слушали: .. сл. Дело Светиловичского РО НКВД БССР по обв. Керножицкого Ивана Ивановича, 1875г. р., ур. и жит. дер. Столбун Светиловичского р-на, белоруса, попа, судим в 1931г. на 5 лет за а-с агитацию. Обвиняется в том, что по возвращении с места заключения в 1937 году проводил а/с агитацию против колхозов, распространял провокационные слухи о войне. В 1918 году в момент оккупации Белоруссии немцами содержал у себя штаб и коменданта, выдавал гайдамакам и немцам коммунистов и красных партизан. Содержится в Гомельской тюрьме.
Суд Постановил: Керножицкого Ивана Ивановича расстрелять. Лично принадлежащее ему имущество – конфисковать» (л.23)
«Выписка из акта
Постановление Особой Тройки НКВД БССР от 17 сентября 1937 г. о расстреле Керножицкого Ивана Ивановича приведено в исполнение 28 сентября 1937г. в г. Гомеле» (л.24)
В конверте уголовно – следственного дела священника о. Иоанна (л.26) сохранилась справка:
«Московская Патриархия Моршанская епархия епископ 8 июня 1937 г. Свято – Михайловская церковь с. Танцыреи протоиерею Иоанну Керножицкому. Согласно прошения Вашего от 4 июня с/г, Вам, протоиерею Иоанну Керножицкому, разрешается месячный отпуск в БССР для устройства домашних дел. С 27 июня 1937г. до 27 июня 1937г. Аполосс, епископ Моршанский»
Справка о реабилитации отца Иоанна (Ивана Ивановича Керножицкого), прокуратурой Гомельской области датирована 19.05.1989 г.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 10148
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Танцырей. Xрам святого великомученика Димитрия Солунского

#6

Сообщение Sergey »

Александр priest писал(а): 14 дек 2021, 18:55Танцырей
А что сносят?
Александр priest
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 14.12.2021

Танцырей. Xрам святого великомученика Димитрия Солунского

#7

Сообщение Александр priest »

В 2012 году снесли старый храм великомученика Димитрия Солунского, а на его месте выстроен новый храм.
Александр priest
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 14.12.2021

Танцырей. Xрам святого великомученика Димитрия Солунского

#8

Сообщение Александр priest »

С 1937 года он был вначале народным домом, затем сельским клубом.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 10148
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Танцырей. Xрам святого великомученика Димитрия Солунского

#9

Сообщение Sergey »

Александр priest, спасибо, понятно.
Ответить