Престольный праздник: 14 ноября по новому стилю.
Юридическое наименование: Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма во имя свв. бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана с. Третьяки Борисоглебского района Воронежской области Религиозной организации «Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ИНН/КПП 3604014731/360401001
Адрес: 397156, Воронежская область, Борисоглебский городской округ, село Третьяки, улица Ленинская, дом 24.
Храм святых Космы и Дамиана был построен в 2003 году трудами местного жителя – Третьякова Николая Ивановича. Он явился инициатором возведения здания храма в центре села. Возвели его известные в Борисоглебске и далеко за его пределами местные фермеры – Геннадий Иванович и Виктор Иванович Ширяевы. Чин освящения вновь построенного храма совершил Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий 14 ноября 2003 года. При храме имеется библиотека духовной литературы. В 2019 году храм в честь памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии обрел свой законченный внешний вид. За счет средств ООО «Маслозавод Третьяковский» была проведена внешняя отделка церкви. И теперь, помимо своей основной функции, храм стал одним из украшений села Третьяки и всего Борисоглебского городского округа.
Святыни храма
В храме имеются следующие иконы: чтимая икона Божией Матери «Призри на смирение», икона Божией Матери «Скоропослушница», храмовая икона бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских с частицей мощей, иконы великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей, преподобного Серафима Саровского с частицей мощей, святителя Тихона Задонского с частицей мощей, святого праведного Симеона Верхотурского с частицей мощей, святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей. Также в храме находятся Распятие Господа Иисуса Христа с частицей камня с Голгофы и частица корня дерева, из которого сделан Крест Господень.
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Скоропослушница», написана в начале XIX века в русском скиту апостола Андрея Первозванного, на Святой Горе Афон в Греции. Тогда же святыня была привезена паломниками в Россию. До 1937 года икона находилась в Никольском храме села Третьяки. После разрушения храма образ сохранялся у верующих жителей села. Ко дню открытия построенной Космо-Дамиановской церкви икона была передана вновь образованному приходу и установлена на правом клиросе храма.
читать далее
► Показать
Первая версия истории Третьяков
Третьяки (первоначальное название – Никольское) – село Борисоглебского района. Оно входило в состав Новохоперского и Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Данной версии в какой-то мере можно верить, так как она была записана в середине XIX века, когда ещё сохранялась память о первых годах существования села. Вот что она говорит. Первые поселенцы были из г. Моршанск Тамбовской губернии; это были семьи древних дворянских, обедневших родов, и им даны были или же и самими заняты вольныя земли по р. Хопер. Жизнь первых поселенцев была привольная, но их нередко обижали разбойники, главный притон которых был у «Красного куста», на северо-востоке от села. Названо село Третьяки в честь первого переселенца Третьякова. К Моршанским переселенцам присоединились выходцы из г. Козлов. Прибыло сюда всего 3-4 семьи близких родственников, носивших фамилию Третьяковых, отчего и посёлок получил название Третьяки. «Привольно было жить на новом месте: и земли запахивай, сколько хочешь, и сена запасай для скота, сколько надо. В пойменных лесах по Хопру была добрая охота, а в реках и озёрах водилось много всякой рыбы: судаки, лещи, язи, сомы, бирючки. Но жизнь на новом месте не заладилась: в лесу появились разбойники, которые нападали на крестьян, грабили имущество людей, угоняли скот. И ушли люди с Хопра в свои старые сёла под Моршанском. А там позвали с собой сородичей, тоже Третьяковых, и других крестьян, и снова подались на Хопёр. Прибыли скопом, поставили дома. И стоит с тех пор село Третьяки». О возникновении села есть указания в нескольких работах, авторы которых использовали документальные свидетельства. Краевед Г. Германов в работе о воронежских однодворцах, изданной в 1857 году, писал: «Точно определить время населения Третьяков и Тюковки мы не можем, но судя по тому, что в первом селе (Никольская села Третьяки) церковь построена вновь в 1735 году (или 1751?), с вероятностью можно думать, что они возникли между 1720-1730 годами». Даниил Михайлович Пахомов в статье «Село Третьяки» («Воронежские епархиальные ведомости», 1870 год) писал: «Начало села Третьяков за неимением письменных документов можно только приблизительно относить к концу первой четверти прошлого столетия около 1725 года. Судя по тому, что Никольская церковь в селе Третьяках была построена в 1735 году, а по рассказам старожилов предки были без церкви не более десяти лет, можно считать означенное время первого заселения Третьяков приблизительно верным». Из всего этого следует, что временем основания села Третьяки можно считать 1725 год. Архиепископ Димитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Третьяках, Новохоперского уезда, деревянная с колокольнею (очень ветхою), построена в 1735 году, (вернее в 1751) каменная ограда. Земли пахатной 50 десятин, дровяного леса 10 десятин, усадебной 3 десятины. Есть на церковную землю план. Прихожан 2290 душ. Сельцо Воскресеновка и деревня Селама. Два штата». Далее Владыка уточняет: «Первая церковь (деревянная) в честь св. Николая была построена не позже 1750 года», так как в записках диакона Доментия Наумова сказано: «в селе Третьяках первый священник Степан Михайлов посвящен в лето 1751 года». В 1850 году деревянная церковь была увеличена в размерах (в длину ныне с алтарем и колокольнею 39½ аршин; в ширину 28½ аршин), к зданию были пристроены приделы. Иконостас в ней когда – то был академической работы, а теперь возобновлен простыми малярами». В 1900 г. в штате Николаевской церкви отмечены священник Митрофан Смирнов и псаломщик Иван Поворинский. Церковной земли 33 десятины. Дворов в приходе 340, в них проживало 2694 человека. В «Метрической книге с. Третьяки Никольской церкви Новохоперского уезда (ныне Борисоглебский район) Воронежской губернии за 1896 год» нашли запись о псаломщике церкви Михаиле Казьмине. Оказалось, что он – отец одного из первых художественных руководителей Государственного русского народного хора имени Пятницкого – Петра Михайловича Казьмина. В 1891 году в селе Третьяки была построена церковь святых Космы и Дамиана. В 1900 году в штате храма числились священник Митрофан Пахомов и псаломщик Михаил Казьмин. Церковной земли 33 десятины. Дворов в приходе насчитывалось 333, в них проживал 2741 человек. В 1900 году в селе имелись 9 общественных зданий, земская школа, школа грамоты, 8 ветряных мельниц, 2 крупорушки, 8 кирпичных заводов, 2 маслозавода, паровая мельница, 10 лавок. В 1916 в Третьяках открылись почтово-телеграфное отделение, общество потребителей, молочная артель, кредитное товарищество. Храмы закрыли в 1930-х, а в 1934 году Никольский храм разрушили. Деревянные обломки спускали вниз по реке Хопер в село Пески, как говорили, для строительства больницы. Однако до места назначения они не дошли, утерялись в пути. Последнего священника Космо-Дамиановского храма в 1937 году расстреляли. Перед арестом всенародно устроили с ним спор. «Мы разрушим все храмы. Где же твой Бог жить будет?» – спрашивали его атеисты. «Бог в нерукотворенных храмах живет, то есть в праведных людях», – отвечал батюшка. «А как увидеть Его? Живи по совести и увидишь», – таков был ответ. Местные старушки говорят, что, когда рушили храм, облачения с престола вынесли и бросили на паперть. Собравшиеся «на позор сей» люди увидели плащаницу – изображение "Положения Христа во гроб". Некто из воинствующих безбожников вдруг сказал: «Я тоже святой» и возлег на плащаницу, скрестив руки. После того, он вдруг на глазах у изумленных односельчан почернел и скоропостижно умер.
Вторая версия истории Третьяков
Материалы переписи населения Российской Империи, необходимо сказать, сохранили имена первых однодворцев, поселившихся в те годы в новых местах. Их и следует назвать основателями будущего села Третьяки. Те были трое первых его жителей, судя по всему, родных братьев, Никита Алексеев сын Третьяков, 35 лет, Степан Алексеев сын Третьяков, 33 года и Дмитрий Алексеев сын Третьяков, 25 лет, со своими семьями. К сожалению, по действовавшему тогда порядку учёта населения женщины в перепись не попали, были переписаны только главы семейств и их сыновья, однако некоторые надежды, хотя и небольшие, узнать их имена ещё сохраняются.
В 70-м году XIX века священник Даниил Пахомов опубликовал уже упомянутый выше краеведческий труд, посвящённый с. Третьяки. Часть этой работы уделена им вопросу датировки истории села — его основания, заселения и строительства церкви. В частности, взяв для оценки года основания Третьяков, дату построения церкви в 1735 г., приведённую в Записках императорского Русского географического общества, отец Даниил Пахомов обоснованно подверг её сомнению, как не согласующуюся с датой посвящения первого священника, состоявшегося только в 1751 г. Следует заметить, что сама эта дата приведена в Записках без какого-либо обоснования. Действительно, такая «хронология», будь она верной, привела бы к необходимости существования храма в Третьяках без участия священника в течение целых 16 лет, что и вызвало недоумение у летописца.
Разрешить его становится возможным на основании сведений, содержащихся в документах тех лет. Так, по данным уже известной второй ревизии, видно, что Третьяки в 1744 году обладали лишь деревенским статусом. В полном соответствии с данными ревизии об административном статусе Третьяков в этот период находятся и сведения карт Российской Империи 1745 г. На них, в месте расположения нынешнего села, изображен населенный пункт, условное обозначение которого, согласно «толкованию знаков» этих карт, однозначно свидетельствует о нем, как о деревне. Впрочем, в этом не оставляет сомнений и сама форма его наименования на карте.
Таким образом, с учётом существующего условия наделения населённого пункта сельским статусом, требующего наличия в нём церкви, эти факты однозначно указывают на её отсутствие в Третьяках не только в 1744 г., но и в 1745 г. Но не только они одни.
Ранее, в 1722 г., вышел Указ Священного Синода, определяющий, в частности, ограничение на необходимое количество дворов в приходе одной церкви. В соответствии с ним «не разрешалось строить церкви в сёлах, где было меньше 40 дворов» и, надо сказать, это правило действовало вплоть до конца XVIII в. В частности, Синодский указ 1770 г. подтверждал прежние его положения. Из материалов ревизии известно, что в 1744 г. в деревне Третьяковой имелось лишь 3 двора, которых было явно недостаточно для соответствия принятым правилам. Более того, ограничения на строительство церквей касались и хозяйственных возможностей прихода. Указ Синода от 1742 г. давал право обзаводиться храмом с разрешения местной епархиальной власти при условии обеспечения клира достаточным жалованьем (ругой), с отводом к церкви участка пашенной и сенокосной земли. Вторым обязательным условием стало «довольствование приходской церкви, которую надлежало снабдить сосудами, утварью, книгами, облачением...». Впрочем, такая возможность уже вскоре открылась перед жителями деревни, благодаря быстрому росту её сил. В записках современника тех событий, диакона церкви с. Губари Дометия Наумова (его посвящение «в дьяконы» состоялось в 1772 г.), говорится о наличии в Третьяках 30 дворов уже в 1751 году.
Однако создание церкви требовало соблюдения определённого порядка, существующего с давних пор. В соответствии с ним, вначале, по благословению правящего архиерея образовывалась православная община, затем она регистрировалась, выделялась земля для строительства храма, и уже затем назначался священник с благословением на окормление этой общины и поручением на строительство храма. Следует заметить, что в Православной Церкви «не допускается так называемое абсолютное рукоположение, дающее сан без определенного места служения. Так, 6-е правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначения рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской». Из чего видно, что приступить к строительству церкви жители Третьяков не могли.
Имя священника сохранилось. О нём в своих Записках сообщает отец Дометий Наумов: «В селе Третьякове первый священник Степан Михайлов посвящен в лето 1751 г.» При этом, данные диакона Дометия Наумова согласуются со сведениями самого священника Даниила Пахомова о датировке наиболее ранних документов, имевшихся в церкви села Третьяки в годы его службы в ней. Самые ранние из них, как он пишет «не восходят далее 1750 г.». Не смотря на то, что общине недоставало 10 дворов, с приходом священника она получила действительную возможность подготовки к строительству своей церкви, датой начала которого и надо назвать 1751 год. «Нехватка» же дворов, судя по всему, является кажущейся, вследствие недостатка исторических сведений о селе за XVIII в. Необходимое их количество могло складываться, например, за счёт близлежащих слобод. Так, по данным священника Даниила Пахомова, в XIX веке в состав прихода с. Третьяки входили и жители сельца Воскресеновки, и сельца Селамы.
По причине отсутствия прямых данных о сроках строительства церкви в Третьяках можно провести оценку затрат времени на него на примерах других сёл уезда. Сведения о них можно найти в Летописных записках диакона Дометия Наумова. «Село Губари зачалось в лето 1757 ... зачали строить церковь 1773 года. В попы посвящен Иоанн Панфилов 1772 года сентября 27 дня», «Первый священник в селе Тюковке Василий Дементьев посвящен ... в лето 1744 году; церковь освятили в 1757 году», «Зачатие села Песков...: незнатно, многоль жили лет до 1762 года ... зачали строить церковь 1769 мая; освятили 1774 года февраля.», «Село Мазурка ... поселилось 1784 года; церковь деревянную освятили 1799 года». Как видно, обретение церкви было долгим делом. В двух случаях (Пески и Мазурка) церковь освящалась спустя 12 и 15 лет с момента основания села, соответственно. В двух других случаях — в первом (Тюковка) – освящение церкви состоялось только через 13 лет после посвящения священника, во втором (Губари) — строительство церкви начато спустя 16 лет после основания села. Само же строительство, по примеру с. Пески, заняло около 5 лет. Не выходят за рамки оценки и данные исследователя Борисоглебского края В. В. Самошкина о затратах времени на строительство церкви в соседней д. Танцырей. По выявленным им в различных документах, в том числе, хранящихся в ГАТО, на возведение церкви ушло от 4 до 5 лет (с 7 марта 1737 г. по 1741 г.). Поэтому, исходя из примерного равенства условий, в которых находились жители всей округи в середине XVIII в., можно считать, что возведение и необходимое благоукрашение церкви в Третьяках заняло, как и во всех описанных случаях, около 4-5 лет. Следовательно, её освящение должно было состояться в 1756 году, а ошибка в оценке вряд ли превышает полгода.
Эта дата, в свою очередь, позволяет рассчитывать на связь с историей села и другого события, известного из книги Болховитинова «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии». Задолго до этого времени был «в 1743 году Сентября 14 по указу Хиротонисан... во Епископа на Воронеж, куда прибыл он Декабря 31 того ж года» епископ Феофилакт (Губанов), возглавлявший впоследствии Воронежскую епархию 14 лет, вплоть до 30 ноября 1757 г. Будет естественным предположить, что именно он не только рукоположил на служение в село Третьяки его первого священника Степана Михайлова в 1751 г., но и, согласно сану, освятил затем здесь первую сельскую церковь во имя святителя и чудотворца Николая, давшую селу забытое теперь название «Никольское».
Возвращаясь к вопросу датировки времени основания Третьяков, следует отдать долг высокой степени достоверности преданий, сохранявшихся его жителями, по крайней мере, до семидесятых годов XIX в., то есть, более ста лет с момента начала его истории. Практически все эти предания нашли своё подтверждение в обнаруженных документах. В частности, свидетельство о прибытии Третьяковых из г. Моршанск (в те времена села Морши), записанное священником Даниилом Пахомовым, так же нашло своё подтверждение в материалах переписи. Взяв за основу ещё одно, утверждающее, что предки жителей села «были без церкви не более 10 лет», и, зная год начала строительства церкви, время основания Третьяков можно датировать 1741 годом.
Относительно дальнейшего заселения деревни Третьяковой можно сказать, что следующий шаг после Третьяковых был сделан Хмыровыми, пришедшими сюда из Козловского уезда между 1745 и 1756 гг. Прямых указаний, позволяющих назвать более точное время переезда, обнаружить не удалось, однако выявленные архивные документы позволяют думать, что это произошло ближе к середине указанного промежутка времени. Косвенно это подтверждается и динамикой прироста числа дворов. К 1751 г. оно выросло до тридцати (с трех дворов в 1744 г.), что при известном возрастном составе первых поселенцев можно объяснить только прибытием в деревню новых жителей. Хотя часть этих дворов могла прибавиться и за счет прибывших родственников Третьяковых, о чем упоминает отец Даниил Пахомов.
Отдельно следует отметить условия, в которых происходило освоение края. Места здесь были пустынные и, несмотря на то, что недалеко располагалась крепость Борисоглебск, а также несколько других мелких населённых пунктов, повсюду преобладала общая картина необжитого Поля. Благодаря тому, что освоение этих степей только начиналось, природа ещё хранила в себе то нетронутое состояние, лучшим свидетельством которого, пожалуй, стали слова из описания третьего путешествия Митрополита Московского Пимена в Константинополь в 1389 г. Часть этого пути проходила по Дону, через соседние места, очень схожие и сейчас по своей природе. Слова эти приводит Болховитинов в своём Описании, и они вполне могут дать представление об окружающем Третьяки пространстве в первой половине XVIII в.: «...и спустихом суды на реку Дон, и вкладшесь в них поплыхом; и во вторый день приидохом до Чур Михайловых; сице бо тамо нарицается место… и поплыхом рекою Доном на низ. Бысть же сие путное шествие печально и унынливо. Бяше бо пустыня зело; не бяше бо видети тамо ни града, ни села... точие места пустоше все и не населено; не бе бо видети человека, точию пустыня велия и зверей множество: козы, лоси, волцы, лисицы, выдры, медведи, бобры, и птицы: орлы, гуси, лебеди, журавли и проч. Во вторый же день плавания минухом две реки, Мечу и Сосну…Оттуда же приплыхом к Тихой Сосне… Таж минухом Червленый Яр реку, и Битюг, и Хепор реку…».
Сравнивая сделанные выводы со сведениями немногочисленных публикаций, затрагивающих вопросы датировки истории села, следует отметить, что практически все они, кроме исключительной по полноте, содержательности и значению неоднократно упоминавшейся работы священника Даниила Пахомова с. Третьяки и современного нам обзора жизни села Н.И. Третьякова, включающего, прежде всего, описание событий большей части ХХ в., носят, в основном, отрывочный, справочный характер. При этом практически все исследователи в вопросах датировки ссылаются, в конечном счёте, на одни и те же данные из наиболее раннего издания по этой теме. Вместе с тем, сам автор приведённых в нём сведений, Германов признаёт, что «точно определить время населения Третьяков» не может. Высказывая лишь предположение о дате возникновения села, которое, по его словам, «с вероятностью можно думать» возникло «между 1720-1730 годами», автор церкви на ничем не подтвержденную дату строительства церкви (1735 г.). Однако, как было показано выше, обе эти даты не могут соответствовать действительности.
Среди картографических источников обращает на себя внимание Российский атлас А. Вильбрехта, редакций 1792 и 1800 гг., своей особенностью в отношении Третьяков. На картах Тамбовского наместничества, впоследствии ставшего Тамбовской губернией, село ошибочно помещено картографами на левый берег р. Хопёр, туда же, где и село Пески.
Священнослужители и церковнослужители села Третьяки
Степан Михайлов, священник Никольской церкви села Третьяки (1751) – летописные записки диакона Дометия Наумова (Воронежские Епархиальные Ведомости №2 за 1866 год.)
Феофан Крылов, священник Никольской церкви села Третьяки (1865) – метрическая книга Никольской церкви села Третьяки за 1865 год.
Даниил Пахомов, священник Никольской церкви села Третьяки (22.11.1865-02.01.1895) – «Прибавление к Воронежским Епархиальным Ведомостям» №9 за 1969 год.
Митрофан Пахомов, священник Космо-Дамиановской церкви села Третьяки (1899) – наличный состав духовенства Космо-Дамиановской церкви села Третьяки за 1899 год.
Михаил Казьмин, псаломщик Космо-Дамиановской церкви села Третьяки (1899) – наличный состав духовенства Космо-Дамиановской церкви села Третьяки за 1899 г.
Митрофан Смирнов, священник Никольской церкви села Третьяки (1899) – наличный состав духовенства Космо-Дамиановской церкви села Третьяки за 1899 г.
Иван Поворинский, псаломщик Никольской церкви села Третьяки (1899) – наличный состав духовенства Космо-Дамиановской церкви села Третьяки за 1899 г.
Третьяки (первоначальное название – Никольское) – село Борисоглебского района. Оно входило в состав Новохоперского и Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Данной версии в какой-то мере можно верить, так как она была записана в середине XIX века, когда ещё сохранялась память о первых годах существования села. Вот что она говорит. Первые поселенцы были из г. Моршанск Тамбовской губернии; это были семьи древних дворянских, обедневших родов, и им даны были или же и самими заняты вольныя земли по р. Хопер. Жизнь первых поселенцев была привольная, но их нередко обижали разбойники, главный притон которых был у «Красного куста», на северо-востоке от села. Названо село Третьяки в честь первого переселенца Третьякова. К Моршанским переселенцам присоединились выходцы из г. Козлов. Прибыло сюда всего 3-4 семьи близких родственников, носивших фамилию Третьяковых, отчего и посёлок получил название Третьяки. «Привольно было жить на новом месте: и земли запахивай, сколько хочешь, и сена запасай для скота, сколько надо. В пойменных лесах по Хопру была добрая охота, а в реках и озёрах водилось много всякой рыбы: судаки, лещи, язи, сомы, бирючки. Но жизнь на новом месте не заладилась: в лесу появились разбойники, которые нападали на крестьян, грабили имущество людей, угоняли скот. И ушли люди с Хопра в свои старые сёла под Моршанском. А там позвали с собой сородичей, тоже Третьяковых, и других крестьян, и снова подались на Хопёр. Прибыли скопом, поставили дома. И стоит с тех пор село Третьяки». О возникновении села есть указания в нескольких работах, авторы которых использовали документальные свидетельства. Краевед Г. Германов в работе о воронежских однодворцах, изданной в 1857 году, писал: «Точно определить время населения Третьяков и Тюковки мы не можем, но судя по тому, что в первом селе (Никольская села Третьяки) церковь построена вновь в 1735 году (или 1751?), с вероятностью можно думать, что они возникли между 1720-1730 годами». Даниил Михайлович Пахомов в статье «Село Третьяки» («Воронежские епархиальные ведомости», 1870 год) писал: «Начало села Третьяков за неимением письменных документов можно только приблизительно относить к концу первой четверти прошлого столетия около 1725 года. Судя по тому, что Никольская церковь в селе Третьяках была построена в 1735 году, а по рассказам старожилов предки были без церкви не более десяти лет, можно считать означенное время первого заселения Третьяков приблизительно верным». Из всего этого следует, что временем основания села Третьяки можно считать 1725 год. Архиепископ Димитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Третьяках, Новохоперского уезда, деревянная с колокольнею (очень ветхою), построена в 1735 году, (вернее в 1751) каменная ограда. Земли пахатной 50 десятин, дровяного леса 10 десятин, усадебной 3 десятины. Есть на церковную землю план. Прихожан 2290 душ. Сельцо Воскресеновка и деревня Селама. Два штата». Далее Владыка уточняет: «Первая церковь (деревянная) в честь св. Николая была построена не позже 1750 года», так как в записках диакона Доментия Наумова сказано: «в селе Третьяках первый священник Степан Михайлов посвящен в лето 1751 года». В 1850 году деревянная церковь была увеличена в размерах (в длину ныне с алтарем и колокольнею 39½ аршин; в ширину 28½ аршин), к зданию были пристроены приделы. Иконостас в ней когда – то был академической работы, а теперь возобновлен простыми малярами». В 1900 г. в штате Николаевской церкви отмечены священник Митрофан Смирнов и псаломщик Иван Поворинский. Церковной земли 33 десятины. Дворов в приходе 340, в них проживало 2694 человека. В «Метрической книге с. Третьяки Никольской церкви Новохоперского уезда (ныне Борисоглебский район) Воронежской губернии за 1896 год» нашли запись о псаломщике церкви Михаиле Казьмине. Оказалось, что он – отец одного из первых художественных руководителей Государственного русского народного хора имени Пятницкого – Петра Михайловича Казьмина. В 1891 году в селе Третьяки была построена церковь святых Космы и Дамиана. В 1900 году в штате храма числились священник Митрофан Пахомов и псаломщик Михаил Казьмин. Церковной земли 33 десятины. Дворов в приходе насчитывалось 333, в них проживал 2741 человек. В 1900 году в селе имелись 9 общественных зданий, земская школа, школа грамоты, 8 ветряных мельниц, 2 крупорушки, 8 кирпичных заводов, 2 маслозавода, паровая мельница, 10 лавок. В 1916 в Третьяках открылись почтово-телеграфное отделение, общество потребителей, молочная артель, кредитное товарищество. Храмы закрыли в 1930-х, а в 1934 году Никольский храм разрушили. Деревянные обломки спускали вниз по реке Хопер в село Пески, как говорили, для строительства больницы. Однако до места назначения они не дошли, утерялись в пути. Последнего священника Космо-Дамиановского храма в 1937 году расстреляли. Перед арестом всенародно устроили с ним спор. «Мы разрушим все храмы. Где же твой Бог жить будет?» – спрашивали его атеисты. «Бог в нерукотворенных храмах живет, то есть в праведных людях», – отвечал батюшка. «А как увидеть Его? Живи по совести и увидишь», – таков был ответ. Местные старушки говорят, что, когда рушили храм, облачения с престола вынесли и бросили на паперть. Собравшиеся «на позор сей» люди увидели плащаницу – изображение "Положения Христа во гроб". Некто из воинствующих безбожников вдруг сказал: «Я тоже святой» и возлег на плащаницу, скрестив руки. После того, он вдруг на глазах у изумленных односельчан почернел и скоропостижно умер.
Вторая версия истории Третьяков
Материалы переписи населения Российской Империи, необходимо сказать, сохранили имена первых однодворцев, поселившихся в те годы в новых местах. Их и следует назвать основателями будущего села Третьяки. Те были трое первых его жителей, судя по всему, родных братьев, Никита Алексеев сын Третьяков, 35 лет, Степан Алексеев сын Третьяков, 33 года и Дмитрий Алексеев сын Третьяков, 25 лет, со своими семьями. К сожалению, по действовавшему тогда порядку учёта населения женщины в перепись не попали, были переписаны только главы семейств и их сыновья, однако некоторые надежды, хотя и небольшие, узнать их имена ещё сохраняются.
В 70-м году XIX века священник Даниил Пахомов опубликовал уже упомянутый выше краеведческий труд, посвящённый с. Третьяки. Часть этой работы уделена им вопросу датировки истории села — его основания, заселения и строительства церкви. В частности, взяв для оценки года основания Третьяков, дату построения церкви в 1735 г., приведённую в Записках императорского Русского географического общества, отец Даниил Пахомов обоснованно подверг её сомнению, как не согласующуюся с датой посвящения первого священника, состоявшегося только в 1751 г. Следует заметить, что сама эта дата приведена в Записках без какого-либо обоснования. Действительно, такая «хронология», будь она верной, привела бы к необходимости существования храма в Третьяках без участия священника в течение целых 16 лет, что и вызвало недоумение у летописца.
Разрешить его становится возможным на основании сведений, содержащихся в документах тех лет. Так, по данным уже известной второй ревизии, видно, что Третьяки в 1744 году обладали лишь деревенским статусом. В полном соответствии с данными ревизии об административном статусе Третьяков в этот период находятся и сведения карт Российской Империи 1745 г. На них, в месте расположения нынешнего села, изображен населенный пункт, условное обозначение которого, согласно «толкованию знаков» этих карт, однозначно свидетельствует о нем, как о деревне. Впрочем, в этом не оставляет сомнений и сама форма его наименования на карте.
Таким образом, с учётом существующего условия наделения населённого пункта сельским статусом, требующего наличия в нём церкви, эти факты однозначно указывают на её отсутствие в Третьяках не только в 1744 г., но и в 1745 г. Но не только они одни.
Ранее, в 1722 г., вышел Указ Священного Синода, определяющий, в частности, ограничение на необходимое количество дворов в приходе одной церкви. В соответствии с ним «не разрешалось строить церкви в сёлах, где было меньше 40 дворов» и, надо сказать, это правило действовало вплоть до конца XVIII в. В частности, Синодский указ 1770 г. подтверждал прежние его положения. Из материалов ревизии известно, что в 1744 г. в деревне Третьяковой имелось лишь 3 двора, которых было явно недостаточно для соответствия принятым правилам. Более того, ограничения на строительство церквей касались и хозяйственных возможностей прихода. Указ Синода от 1742 г. давал право обзаводиться храмом с разрешения местной епархиальной власти при условии обеспечения клира достаточным жалованьем (ругой), с отводом к церкви участка пашенной и сенокосной земли. Вторым обязательным условием стало «довольствование приходской церкви, которую надлежало снабдить сосудами, утварью, книгами, облачением...». Впрочем, такая возможность уже вскоре открылась перед жителями деревни, благодаря быстрому росту её сил. В записках современника тех событий, диакона церкви с. Губари Дометия Наумова (его посвящение «в дьяконы» состоялось в 1772 г.), говорится о наличии в Третьяках 30 дворов уже в 1751 году.
Однако создание церкви требовало соблюдения определённого порядка, существующего с давних пор. В соответствии с ним, вначале, по благословению правящего архиерея образовывалась православная община, затем она регистрировалась, выделялась земля для строительства храма, и уже затем назначался священник с благословением на окормление этой общины и поручением на строительство храма. Следует заметить, что в Православной Церкви «не допускается так называемое абсолютное рукоположение, дающее сан без определенного места служения. Так, 6-е правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначения рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской». Из чего видно, что приступить к строительству церкви жители Третьяков не могли.
Имя священника сохранилось. О нём в своих Записках сообщает отец Дометий Наумов: «В селе Третьякове первый священник Степан Михайлов посвящен в лето 1751 г.» При этом, данные диакона Дометия Наумова согласуются со сведениями самого священника Даниила Пахомова о датировке наиболее ранних документов, имевшихся в церкви села Третьяки в годы его службы в ней. Самые ранние из них, как он пишет «не восходят далее 1750 г.». Не смотря на то, что общине недоставало 10 дворов, с приходом священника она получила действительную возможность подготовки к строительству своей церкви, датой начала которого и надо назвать 1751 год. «Нехватка» же дворов, судя по всему, является кажущейся, вследствие недостатка исторических сведений о селе за XVIII в. Необходимое их количество могло складываться, например, за счёт близлежащих слобод. Так, по данным священника Даниила Пахомова, в XIX веке в состав прихода с. Третьяки входили и жители сельца Воскресеновки, и сельца Селамы.
По причине отсутствия прямых данных о сроках строительства церкви в Третьяках можно провести оценку затрат времени на него на примерах других сёл уезда. Сведения о них можно найти в Летописных записках диакона Дометия Наумова. «Село Губари зачалось в лето 1757 ... зачали строить церковь 1773 года. В попы посвящен Иоанн Панфилов 1772 года сентября 27 дня», «Первый священник в селе Тюковке Василий Дементьев посвящен ... в лето 1744 году; церковь освятили в 1757 году», «Зачатие села Песков...: незнатно, многоль жили лет до 1762 года ... зачали строить церковь 1769 мая; освятили 1774 года февраля.», «Село Мазурка ... поселилось 1784 года; церковь деревянную освятили 1799 года». Как видно, обретение церкви было долгим делом. В двух случаях (Пески и Мазурка) церковь освящалась спустя 12 и 15 лет с момента основания села, соответственно. В двух других случаях — в первом (Тюковка) – освящение церкви состоялось только через 13 лет после посвящения священника, во втором (Губари) — строительство церкви начато спустя 16 лет после основания села. Само же строительство, по примеру с. Пески, заняло около 5 лет. Не выходят за рамки оценки и данные исследователя Борисоглебского края В. В. Самошкина о затратах времени на строительство церкви в соседней д. Танцырей. По выявленным им в различных документах, в том числе, хранящихся в ГАТО, на возведение церкви ушло от 4 до 5 лет (с 7 марта 1737 г. по 1741 г.). Поэтому, исходя из примерного равенства условий, в которых находились жители всей округи в середине XVIII в., можно считать, что возведение и необходимое благоукрашение церкви в Третьяках заняло, как и во всех описанных случаях, около 4-5 лет. Следовательно, её освящение должно было состояться в 1756 году, а ошибка в оценке вряд ли превышает полгода.
Эта дата, в свою очередь, позволяет рассчитывать на связь с историей села и другого события, известного из книги Болховитинова «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии». Задолго до этого времени был «в 1743 году Сентября 14 по указу Хиротонисан... во Епископа на Воронеж, куда прибыл он Декабря 31 того ж года» епископ Феофилакт (Губанов), возглавлявший впоследствии Воронежскую епархию 14 лет, вплоть до 30 ноября 1757 г. Будет естественным предположить, что именно он не только рукоположил на служение в село Третьяки его первого священника Степана Михайлова в 1751 г., но и, согласно сану, освятил затем здесь первую сельскую церковь во имя святителя и чудотворца Николая, давшую селу забытое теперь название «Никольское».
Возвращаясь к вопросу датировки времени основания Третьяков, следует отдать долг высокой степени достоверности преданий, сохранявшихся его жителями, по крайней мере, до семидесятых годов XIX в., то есть, более ста лет с момента начала его истории. Практически все эти предания нашли своё подтверждение в обнаруженных документах. В частности, свидетельство о прибытии Третьяковых из г. Моршанск (в те времена села Морши), записанное священником Даниилом Пахомовым, так же нашло своё подтверждение в материалах переписи. Взяв за основу ещё одно, утверждающее, что предки жителей села «были без церкви не более 10 лет», и, зная год начала строительства церкви, время основания Третьяков можно датировать 1741 годом.
Относительно дальнейшего заселения деревни Третьяковой можно сказать, что следующий шаг после Третьяковых был сделан Хмыровыми, пришедшими сюда из Козловского уезда между 1745 и 1756 гг. Прямых указаний, позволяющих назвать более точное время переезда, обнаружить не удалось, однако выявленные архивные документы позволяют думать, что это произошло ближе к середине указанного промежутка времени. Косвенно это подтверждается и динамикой прироста числа дворов. К 1751 г. оно выросло до тридцати (с трех дворов в 1744 г.), что при известном возрастном составе первых поселенцев можно объяснить только прибытием в деревню новых жителей. Хотя часть этих дворов могла прибавиться и за счет прибывших родственников Третьяковых, о чем упоминает отец Даниил Пахомов.
Отдельно следует отметить условия, в которых происходило освоение края. Места здесь были пустынные и, несмотря на то, что недалеко располагалась крепость Борисоглебск, а также несколько других мелких населённых пунктов, повсюду преобладала общая картина необжитого Поля. Благодаря тому, что освоение этих степей только начиналось, природа ещё хранила в себе то нетронутое состояние, лучшим свидетельством которого, пожалуй, стали слова из описания третьего путешествия Митрополита Московского Пимена в Константинополь в 1389 г. Часть этого пути проходила по Дону, через соседние места, очень схожие и сейчас по своей природе. Слова эти приводит Болховитинов в своём Описании, и они вполне могут дать представление об окружающем Третьяки пространстве в первой половине XVIII в.: «...и спустихом суды на реку Дон, и вкладшесь в них поплыхом; и во вторый день приидохом до Чур Михайловых; сице бо тамо нарицается место… и поплыхом рекою Доном на низ. Бысть же сие путное шествие печально и унынливо. Бяше бо пустыня зело; не бяше бо видети тамо ни града, ни села... точие места пустоше все и не населено; не бе бо видети человека, точию пустыня велия и зверей множество: козы, лоси, волцы, лисицы, выдры, медведи, бобры, и птицы: орлы, гуси, лебеди, журавли и проч. Во вторый же день плавания минухом две реки, Мечу и Сосну…Оттуда же приплыхом к Тихой Сосне… Таж минухом Червленый Яр реку, и Битюг, и Хепор реку…».
Сравнивая сделанные выводы со сведениями немногочисленных публикаций, затрагивающих вопросы датировки истории села, следует отметить, что практически все они, кроме исключительной по полноте, содержательности и значению неоднократно упоминавшейся работы священника Даниила Пахомова с. Третьяки и современного нам обзора жизни села Н.И. Третьякова, включающего, прежде всего, описание событий большей части ХХ в., носят, в основном, отрывочный, справочный характер. При этом практически все исследователи в вопросах датировки ссылаются, в конечном счёте, на одни и те же данные из наиболее раннего издания по этой теме. Вместе с тем, сам автор приведённых в нём сведений, Германов признаёт, что «точно определить время населения Третьяков» не может. Высказывая лишь предположение о дате возникновения села, которое, по его словам, «с вероятностью можно думать» возникло «между 1720-1730 годами», автор церкви на ничем не подтвержденную дату строительства церкви (1735 г.). Однако, как было показано выше, обе эти даты не могут соответствовать действительности.
Среди картографических источников обращает на себя внимание Российский атлас А. Вильбрехта, редакций 1792 и 1800 гг., своей особенностью в отношении Третьяков. На картах Тамбовского наместничества, впоследствии ставшего Тамбовской губернией, село ошибочно помещено картографами на левый берег р. Хопёр, туда же, где и село Пески.
Священнослужители и церковнослужители села Третьяки
Степан Михайлов, священник Никольской церкви села Третьяки (1751) – летописные записки диакона Дометия Наумова (Воронежские Епархиальные Ведомости №2 за 1866 год.)
Феофан Крылов, священник Никольской церкви села Третьяки (1865) – метрическая книга Никольской церкви села Третьяки за 1865 год.
Даниил Пахомов, священник Никольской церкви села Третьяки (22.11.1865-02.01.1895) – «Прибавление к Воронежским Епархиальным Ведомостям» №9 за 1969 год.
Митрофан Пахомов, священник Космо-Дамиановской церкви села Третьяки (1899) – наличный состав духовенства Космо-Дамиановской церкви села Третьяки за 1899 год.
Михаил Казьмин, псаломщик Космо-Дамиановской церкви села Третьяки (1899) – наличный состав духовенства Космо-Дамиановской церкви села Третьяки за 1899 г.
Митрофан Смирнов, священник Никольской церкви села Третьяки (1899) – наличный состав духовенства Космо-Дамиановской церкви села Третьяки за 1899 г.
Иван Поворинский, псаломщик Никольской церкви села Третьяки (1899) – наличный состав духовенства Космо-Дамиановской церкви села Третьяки за 1899 г.