Цирк им.С.М.Буденного

Воронежские театры, кинотеатры, цирк
Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7145
Регистрация: 16.11.2016

Цирк им.С.М.Буденного

#1

Сообщение Sergey » 11 май 2017, 11:53

Воронеж. Цирк им.С.М.Буденного
(находился на улице Плехановской, недалеко от современной площади Ленина, не сохранился)

1cb.jpg


22 июня 1929 года Воронеж обзавёлся новым зданием стационарного цирка, которое возвели за рекордно короткий срок за 34 дня.

Постройка обошлась государству в 100 тысяч рублей. Цирку дали имя героя Гражданской войны и будущего Маршала Советского Союза Семёна Михайловича Будённого. Можно предположить, что, присваивая имя военачальника учреждению культуры, местное начальство руководствовалось двумя причинами (чтобы хоть как-то притянуть Будённого к цирку): во-первых, конница Будённого освобождала Воронеж в октябре 1919 года от белогвардейцев; во-вторых, Семён Михайлович очень любил конный спорт и цирковое искусство.

Первые месяцы на представлениях аншлаг следовал за аншлагом. Главная особенность нового цирка, - сообщала областная газета Коммуна, - отсутствие традиционной галёрки. Все места в цирке сидячие и пронумерованные.

Вторая особенность - обширные обслуживающие площади: вестибюль, фойе, буфет, артистические уборные, конюшни. Особые комнаты выделены для месткома и под красный уголок.

Всем этим большим хозяйством управляет директор цирка Роман Сергеевич Гамсахурдия.

На торжественное открытие ожидали заместителя директора Центрального управления государственными цирками Александра Морисовича Данкмана (директором он стал в 1949 году). По каким-то причинам он не приехал.

О Гамсахурдии и о Данкмане следует сказать хотя бы несколько слов, ибо оба они были по-настоящему преданные цирку люди , как сказали бы в то время, подлинные организаторы творческого процесса.

Роман Сергеевич начинал администратором в Баку в труппе итальянца Безано, который с 1880 года постоянно жил в России. А позднее, с 1917 года, судьба свела Гамсахурдия с представителем другой очень известной итальянской цирковой династии Александром Чинизелли, наездником и дрессировщиком, который в ту пору был директором Варшавского цирка. Уже в советское время Гамсахурдия принимал участие в строительстве новых цирковых зданий в Казани, Свердловске, Иваново и в Воронеже.

А вот Александр Морисович Данкман, хотя ещё до Октябрьской революции окончил юридический факультет Московского университета, но с первых же дней своей карьеры оказался связан с цирком. В актёрской среде он пользовался уважением не только потому, что был классным администратором и руководителем, но ещё и потому, что со знанием дела писал о цирковом искусстве. Его статьи на протяжении многих лет появлялись в журнале Цирк и эстрада.

И года не проработал Роман Сергеевич Гамсахурдия директором Воронежского цирка (новый руководитель приехал уже во второй половине сезона), а его перевели на ту же самую должность в Тбилиси. Дело в том, что в столице Грузии затевали масштабный проект строительство нового здания цирка и для его реализации требовались проверенные кадры. Поэтому без Гамсахурдия было никак не обойтись.

Первые итоги деятельности Воронежского цирка - творческие и экономические подводили без его первого директора. Пост же директора занял товарищ по фамилии Миловидов.

Воронежцы на представления в новое здание шли с большим желанием. Конечно, хотелось само здание посмотреть, как там внутри, как проведена отделка помещений, какие кресла (жёсткие, по типу венских, но удобные), заглянуть в буфет. Кстати, самые дорогие билеты были в первом ряду и за место приходилось отдавать 1 рубль 75 копеек, а самое дешевое стоило 20 копеек. За сезон на цирковых представлениях побывали свыше 196 тысяч человек, а в предыдущем же, в цирке Шапито, - лишь 158 тысяч зрителей. Наблюдался явный прогресс посещаемости.

Да и представлений состоялось больше, чем планировалось: 123 против плановых 84.

И вот 25 июля 1930 года в помещении, отданному под красный уголок, собралась конференция так называемого организованного рабочего зрителя. На неё пришли представители воронежских заводов, горсовета, газет Коммуна и Молодой коммунар, областные руководители культуры.

Но уже в первой фразе, прозвучавшей на конференции, представитель артистического сообщества товарищ Эдвинов выразил неудовольствие: Наличие такого незначительного количества делегатов, собравшихся сегодня на нашу конференцию, очень ярко свидетельствует о том бездумном и совершенно безразличном отношении к цирку. Да и среди тех, кто пришёл, есть такие, кто, к сожалению, используют свой активный приход в цирк за тем, чтобы посмотреть программу, а не за тем, чтобы принять участие в улучшении работы творческого коллектива.

Собственно, разговор на конференции и предполагалось вести о том, как поставить работу, чтобы зритель валом повалил на представления.

Здесь и руководители творческого коллектива, и артисты возлагали большие надежды на помощь со стороны профсоюзных организаций и местных комитетов предприятий. Как сказал всё тот же Эдвинов, мы созвали сюда актив для того, чтобы приблизить себя к общественности и к массам.

Из общего числа побывавших за год на представлениях дневных и вечерних, - а это, как уже упоминалось, 196 тысяч человек, так называемого организованного зрителя оказалось чуть более 82 тысяч, а неорганизованного, то есть купившего билеты непосредственно в кассе цирка, 114 тысяч воронежцев и гостей областного центра. Так вот руководство цирка и артисты как раз и были не удовлетворены тем, что организованный рабочий зритель оказался в меньшинстве.

Далее на конференции Эдвинов заметил: Для привлечения организованного зрителя мы попытались проводить целевые представления. Но система эта себя не оправдала. Получилось, что возьмёт завод, скажет, у нас 700 билетов, а накануне представления возвращает 650 и этим самым срывалась вся работа. Тогда мы ввели систему талонов. С талонами, стоящими 20 копеек, рабочий зритель приходил в цирк и получал в кассе билет. Таким образом было распределено 45 тысяч билетов и, почти все их мы распространяли сами. К нам приходили рабочие и требовали талоны, а они, оказывается, без движения лежали в столе или портфеле председателя фабзавкома. К большим недочётам следует отнести совершенное отсутствие культпоходов. Это как раз то, к чему мы должны идти. Культурный поход это когда предприятия всем своим составом отправляются в цирк.

В начале сезона мы сделали два выезда на заводы. Привлекли к этой работе и драматический театр. Потом наблюдался упадок в данном деле. И только в последнее время выезды на предприятие начинают приобретать более системный характер. Уже сделано десять выездов на заводы и обслужено 15 тысяч тружеников. Помимо этого, в цирке бесплатно посмотрели представление 15 тысяч красноармейцев, дано два шефских спектакля, приняли участие в культурном обслуживании работников потребительской кооперации в день их профессионального праздника. Наши артисты участвовали в программе по содействию уборочной сельскохозяйственной кампании: на утреннике побывало 1300 детей и 300 человек взрослых. Весь сбор в сумме 357 рублей передан на нужды уборочной кампании.

Вы думаете, что крылатый лозунг: Догнать и перегнать Америку!, прозвучавший в конце 50-х на весь СССР, принадлежит Первому секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущёву? Ошибаетесь. Нечто подобное, но применительно к цирковому искусству было озвучено все на той же воронежской конференции организованного рабочего зрителя из уст всё того же Эдвинова почти на тридцать лет раньше: Наши артисты работают под лозунгом Догнать и перегнать иностранный цирк.

Дело здесь не столько в политических амбициях, сколько в прозе жизни. Сейчас взята нами твёрдая установка на советского циркача, - слышалось с трибуны конференции. - Если ещё в прошлом году мы имели подавляющий процент заграничных номеров, то в этом мы от такого правила отказались. Во-первых, наш советский цирк очень вырос, много мы позаимствовали из техники зарубежных артистов. Во-вторых, нам никак не с руки платить за номера, привезённые из-за границы. Нам самим нужна валюта на машины, на трактора, на строительство заводов и фабрик.

Что ж, явно просматривалось правильное понимание текущего момента. Политически подкованным был у нас артистический состав.

Но, правда, до конца отказываться от зарубежных приглашённых звёзд не стали, да и не смогли. Всё-таки в менталитете отечественного зрителя ещё сильна была уверенность в том, что итальянцы, немцы и австрийцы нас на арене за пояс заткнут. Поэтому решено было, чтобы повысить зрительский интерес, включать в афишу звучные иностранные имена и фамилии. Но пойди там разбери, кто на самом деле скрывается за иностранной фамилией: укротитель бенгальских тигров Тальман, велосипедисты-эксцентрики Нароу, канатоходцы Рельмут, воздушный гимнаст Требиллис...

Нашли же возможность приглашать иностранцев за счёт взаимообмена (натурооплата получалась): мы им бесплатно зверей поставляли для дрессировки, а они ехали к нам с отработкой со своими аттракционами.

Виктор Силин. Цирковые истории
Источник: газета Коммуна № 134 (26156), 13.09.2013г.

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7145
Регистрация: 16.11.2016

Цирк им.С.М.Буденного

#2

Сообщение Sergey » 11 май 2017, 11:55

Развалины цирка во время ВОВ:

139.JPG
Орджоникидзе.jpg


Современный вид этого места:

4cb.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3268
Регистрация: 17.11.2016

Цирк им.С.М.Буденного

#3

Сообщение Natalia » 11 май 2017, 11:58

Из фондов Большого С-ПБ госцирка ("Музей циркового искусства"):

5cb.jpg
6cb.jpg

7cb.jpg
8cb.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7145
Регистрация: 16.11.2016

Цирк им.С.М.Буденного

#4

Сообщение Sergey » 11 май 2017, 12:00

9cb.jpg

10cb.jpg
11cb.jpg
12cb.jpg

13cb.jpg
14cb.jpg
15cb.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7145
Регистрация: 16.11.2016

Цирк им.С.М.Буденного

#5

Сообщение Sergey » 11 май 2017, 12:01

16cb.jpg
17cb.jpg
18cb.jpg

19cb.jpg
20cb.jpg
21cb.jpg

23cb.jpg
24cb.jpg
22cb.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3268
Регистрация: 17.11.2016

Цирк им.С.М.Буденного

#6

Сообщение Natalia » 13 май 2017, 23:24

Проект здания цирка, опубликованный в "Коммуне" в апреле 1929 г.:
25cb.png


Вид строящегося здания:
26cb.jpg


"Вновь выстроенный на 3000 человек цирк. Цирк построен в 34 дня" - июнь 1929 г.:
27cb.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3268
Регистрация: 17.11.2016

Цирк им.С.М.Буденного

#7

Сообщение Natalia » 11 фев 2018, 22:21

Объявление об открытии цирка - 22 июня 1929 г.:
1929.jpg


Заметка несколько дней спустя:
1929-2.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3268
Регистрация: 17.11.2016

Цирк им.С.М.Буденного

#8

Сообщение Natalia » 11 фев 2018, 22:32

Открытка 1930-х:
открытка.jpg


1937 г.:
cn257.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7145
Регистрация: 16.11.2016

Цирк им.С.М.Буденного

#9

Сообщение Sergey » 22 фев 2019, 22:56

1942г.
Вложения
c42.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7145
Регистрация: 16.11.2016

Цирк им.С.М.Буденного

#10

Сообщение Sergey » 28 сен 2020, 22:17

Из довоенного справочника. Интересно, почему цирк не работал в летний период?
Вложения
gc22.jpg

Евгения Григорова
Сообщений: 105
Регистрация: 28.11.2019

Цирк им.С.М.Буденного

#11

Сообщение Евгения Григорова » 06 окт 2020, 10:59

Из записей отца:
«Тетя жила с нами, работала рассыльной в типографии. Т. к. она разносила афиши по кинотеатрам и в цирк, то я имел возможность иногда бесплатно проходить в кинотеатр и цирк. Часто ходил в к/т "Пионер". Любил ходить в цирк. Там классическая (французская) борьба. Всех борцов мы знали. Ян Цыган, Алик Соррель, Иван Поддубный, Кожемяка, Плясуля и др. Мы на Бархатном бугре, как только наступало тепло, боролись. Часто были войны с Гусиновкой.»

Lina
Аватара пользователя
Сообщений: 231
Регистрация: 24.01.2017

Цирк им.С.М.Буденного

#12

Сообщение Lina » 06 окт 2020, 11:40

Сообщение от Sergey:Источник цитаты Из довоенного справочника. Интересно, почему цирк не работал в летний период?

А наш воронежский, современный цирк, летом работает?


Вернуться в «Театры, кинотеатры, цирк»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей