Храм Рождества Христова в Малышево

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 2790
Регистрация: 16.11.2016

Храм Рождества Христова в Малышево

#1

Сообщение Sergey » 29 май 2017, 14:59

Храм Рождества Христова - Воронеж, микрорайон Малышево, ул. Школьная, 71а

1hm.jpg
фото 2013г.

Цитата:
Престольными для храма являются праздники Рождества Христова (7 января), иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» (6 ноября) и Святителя Димитрия Ростовского (4 октября).

Деревянная церковь в пригородном селе Малышево была построена в начале XVIII века. В 1801 году «тщанием прихожан» возведен каменный храм в честь Рождества Христова с приделами в трапезной во имя святителя Димитрия Ростовского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте». В 1873 году храм был расширен. В 1899 году при нем открылась церковноприходская школа. Существовала небольшая библиотека.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, его здание использовалось под кузницу и склад селитры. Несмотря на многочисленные ходатайства верующих, советская власть не возвращала им церковь. В 1991 году здание передали Воронежской епархии. С 1995 года в нем совершается богослужение.

В числе предшествующих настоятелей храма были священник Родион Иванов (с 1795 года, упоминается в 1805 году), священник Василий Корыстин (с 1899 года, упоминается в 1911 году), протоиерей Александр Шатилов (1995–2003 годы), протоиерей Виктор Трунов (с 2003 года), протоиерей Сергий Шалатонов (до 2006 года).

Храм построен в стиле позднего барокко. Форма основания храма – крест. Средокрестье двухъярусное – «восьмерик на четверике», завершается высоким куполом и фигурной главкой. Высота храма – около 20 м., колокольни - 35 м. Колокольня состоит из двух четвериков, четырехлоткового купола и невысокого фигурного шпиля. Пропорции и декор ее близки к формам классицизма.

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 2790
Регистрация: 16.11.2016

Храм Рождества Христова в Малышево

#2

Сообщение Sergey » 29 май 2017, 15:01

3hm.jpg
4hm.jpg
2hm.jpg

5hm.jpg
6hm.jpg


Новопостроенное здание на храмовой территории:
7hm.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 2790
Регистрация: 16.11.2016

Храм Рождества Христова в Малышево

#3

Сообщение Sergey » 29 май 2017, 15:04

Захоронения на территории храма:
8hm.jpg
9hm.jpg

10hm.jpg
11hm.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 2790
Регистрация: 16.11.2016

Храм Рождества Христова в Малышево

#4

Сообщение Sergey » 29 май 2017, 15:05

12hm.jpg
13hm.jpg
14hm.jpg
16hm.jpg

18hm.jpg
19hm.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 2790
Регистрация: 16.11.2016

Храм Рождества Христова в Малышево

#5

Сообщение Sergey » 29 май 2017, 15:08

Фотография иерея Алексия Воронко, начало 2000-х:
20hm.jpg


Фото 2010г.:
21hm.jpg
22hm.jpg
23hm.jpg

grm3
Сообщений: 591
Регистрация: 17.11.2016

Храм Рождества Христова в Малышево

#6

Сообщение grm3 » 29 май 2017, 15:52

Храм до восстановления.
Вложения
24hm.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 2790
Регистрация: 16.11.2016

Храм Рождества Христова в Малышево

#7

Сообщение Sergey » 29 май 2017, 16:04

grm3, спасибо за интересную фотографию. Интересно, какого она года?

grm3
Сообщений: 591
Регистрация: 17.11.2016

Храм Рождества Христова в Малышево

#8

Сообщение grm3 » 29 май 2017, 16:57

Sergey, точно не знаю, думаю, где-то 1990-1991 года.

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 2790
Регистрация: 16.11.2016

Храм Рождества Христова в Малышево

#9

Сообщение Sergey » 30 май 2017, 13:31

История храма Рождества Христова в с. Малышево
Цитата:
На высоком пригорке в центре старинного села Малышево стоит храм Рождества Христова. Эта красивая и строгая церковь притягивает к себе взоры как прихожан, спешащих в родной храм на службу, так и всех, кто проезжает или проходит мимо него. История этого храма неразрывно связана с историей поселения Малышево, начало которой уходит в XVII век, когда воронежский край стал только заселяться и в наших местах была приграничная зона растущего Московского государства. На охрану этой границы отовсюду ехали служилые люди разного звания. В возникавших поселениях строились храмы, в землю ложились усопшие родственники, и некогда ничейная земля становилась своей, кровной.

Одно из первых упоминаний о Малышеве мы встречаем в древних Воронежских актах XVII в. за 1625 г. в росписи сторожевых постов от набегов татар: «Первая сторожа на Червленом юру у Дону от г. Воронежа верст восемь, а стоят на той стороже по десять человек пеших в судах, вторая сторожа на устье Воронежа от города верст семь, а стоят на ней стороже по три человека, а проезжают к Малышевской стороже версты две. Третья сторожа в Малышеве от города верст десять, стоят на ней по три человека, а проезжают к Девицкой стороже версты с три, да на той же стороже по вестям для приходу воинских людей стоит сотня»

Как видно из документа, в Малышево в ту пору находилось всего три человека, и это не было поселение, а небольшой сторожевой пункт, в котором вряд ли была церковь. Однако среди современных местных жителей села Малышево устойчиво предание о том, что время существования церкви в этом селе насчитывает 400 лет, то есть она появилась с первым его упоминанием в воронежских документах. Надо отметить, что дата «1625» для малышевского храма обозначена и в «Хронологическом указателе церквей Воронежской епархии», изданном в Воронеже в 1886 г. Но в данном справочном издании есть оговорка, что дата предположительна: церковь могла здесь быть,
поскольку Малышево упомянуто этим годом.

В 1646 г. в Переписной книге Воронежского уезда обозначены две деревни: Верхняя и Нижняя Малышева, но храмы в них не значатся.
В начале XVIII столетия здесь уже точно есть село, заселенное однодворцами, а в селе – Христорождественская деревянная церковь. Из
архиерейских дел того времени видно, что в 1730 г. в селе Малышево был священник Симеон, следовательно, уже к этому времени церковь
в Малышево тоже была.

Самой поздней датой появления храма в этом селе можно считать 1733 г., который обозначает исследователь XIX в. Г.Германов в записках Русского географического общества за 1857 г.

Село с XVIII в. было заселено однодворцами – бывшими служилыми людьми, охранявшими в прошлом границу государства. В самом начале XIX столетия в Малышево было 140 дворов, в которых проживали 621 мужчина и 628 женщин.

Первая деревянная церковь, которая, по преданию, находилась немного ниже современной, за век своего существования сильно обветшала, поэтому к концу XVIII в. прихожане решили перестроить ее в каменную. Из ведомостей о церковном причте г. Воронежа и уезда за 1805 г. известно, что с 1795 г. в храме Рождества Христова служил молодой священник Иродион Иванов. На служение этого батюшки выпало строительство (или завершение строительства) нового каменного храма, постройка которого была закончена в 1801 г. В близлежащем губернском городе Воронеже во второй половине XVIII в. повсеместно перестраивались храмы из деревянных в каменные, а самым распространенным храмовым архитектурным стилем было барокко. Жители села Малышево не были оригинальными: они построили свой храм в лучших традициях тогдашней воронежской храмовой
архитектуры – в стиле позднего барокко. Предположительно в 1801 г.храм Рождества Христова выглядел следующим образом. Престол в то время у храма был один, современных приделов в честь иконы Божией Матери всех скорбящих Радости и Святителя Дмитрия Ростовского тогда еще не было, за счет чего церковь в основной своей части была уже современной. Скорее всего, храм стоял отдельно от колокольни, что на сегодняшний день является большей частью предположением. Верхняя часть храма представляла собой восьмигранник (восьмерик) с полукруглым подъемистым куполом и высокими полуциркульными окнами. Восьмерик был поставлен на четырехугольное основание (четверик) – излюбленный прием в воронежском храмовом зодчестве того времени. Восьмерик с куполом и окнами мы наблюдаем и в наши дни, но как изначально выглядел четверик, увидеть трудно, поскольку к нему пристроены приделы и трапезная. Храмовая колокольня, вероятнее всего, сохранила свой первоначальный облик: легкий верхний четверик завершается четырехлотковым куполом и фигурным шпилем. Пропорции колокольни еще более говорят о времени постройки храма: в ней просматриваются черты классицизма, следующего за барокко архитектурного стиля, который утвердился в русском храмовом зодчестве в первой трети XIX столетия.

Церковь Рождества Христова была одноштатной. В 1805 г. в ней служили: священник Иродион Иванов (41 год), который был достаточно образован для того времени и «способный поучать народ», дьякон Прокопий Григорьев (23 года), дьячок Иоанн (22 года), пономарь Никита Филиппов (20 лет). Весь причт был образован и знал катехизис. Просфорницей была матушка Агафья Григорьева, ровесница отца Иродиона, у которых к тому времени было шестеро детей – 5 девочек и один мальчик. При церкви было 33 десятины церковной земли для пропитания причта.

История последующих пятидесяти лет остается неизвестной из-за отсутствия каких-либо источников. Скорее всего, приход жил обычной патриархальной жизнью. Малышевцы, живущие в пригороде губернского города, требовавшего большого количества продуктов питания, стали поставщиками к столу горожан огурцов, капусты, картофеля и других овощей. Особенно славилась капуста, которую выращивали на пойменных лугах: она росла здесь «в несметном количестве и отменной величины».

Также на левом берегу Дона располагались прекрасные сенокосные луга. Торговля приносила неплохую прибыль, и жители села считались достаточно зажиточными. Однако погоня за житейским благополучием несколько затянула жителей Малышева, что выразилось в небрежении к своей церкви. Но самое печальное, что это, говоря современным языком, стало достоянием гласности.

В cередине XIX в. с 1847 по 1850 г. воронежскую кафедру возглавлял архиепископ Игнатий (Семенов). Это был деятельный и строго следящий за порядком во вверенной ему епархии архипастырь. Он совершал поездки по епархии с целью знакомства и улучшения ее управления. Был известен как очень строгий владыка. В одну из таких поездок архиепископ Игнатий прибыл в Малышево в церковь Рождества Христова и был возмущен ее содержанием. По сохранившимся описаниям этой поездки архиепископ Игнатий был поражен, в какой нечистоте и грязи находится малышевская церковь, блохи, по словам первосвященника «едва не съели его».

Итогом этой поездки в Малышево стал указ архиепископа для всего воронежского духовенства о приличном содержании храмов, и, как негативный пример, был приведен храм Рождества Христова в Малышево. Судя по всему, эта поездка пришлась на 1847 г., когда Игнатий только вступил в должность.

После такого «прославления» на всю епархию малышевцы собирались даже построить новую церковь, но потом решили ограничиться только ее расширением: стали строить приделы и трапезную часть, которая соединила храм с колокольней. Скорее всего, трапезную построили раньше, чем приделы, поэтому именно в ней первоначально соорудили престолы: в честь святителя Дмитрия Ростовского – слева, а справа – придел иконы Божией Матери всех скорбящих Радость. Ее строительство шло с 1873 по 1875 г.

Так в последней трети XIX в. в селе Малышево стало три престольных праздника.

Икона Божией Матери всех скорбящих Радость была особо почитаема на воронежской земле: помимо общероссийского празднования этой иконы 24 октября в Воронеже и округе празднование совершалось еще на 3-й день после Пасхи. Сама чудотворная икона находилась в Воронеже в Богословской церкви. Это была икона древнего письма и в серебряном окладе, украшенном драгоценными камнями.

Начало чествования этой иконы восходило ко времени Петра I и его пребывания в Воронеже в 1696-1710 гг. Народная память сохранила
следующее предание. В петровские времена в Воронеже стало жить много иноземцев и иноверцев, образ жизни и взгляды которых повлияли на ослабление православной веры у воронежцев, особенно у знати. «В это время в Воронеже воеводою был человек, не отличавшийся религиозностью. Однажды этот воевода (из русских) отправлялся со своим адъютантом в цейхгауз, где хранились казенные деньги, и проезжал мимо Богословской церкви во время совершения литургии; адъютант предложил своему начальнику взойти в церковь и поклониться чудотворной иконе Божией Матери всех скорбящих Радости, на что воевода с усмешкой сказал: «У вас все чудотворно» – и проехал к берегу, где ожидала их лодка. Погода была тихая, и они уже были на половине реки (на пути к цейхгаузу), как вдруг поднялась буря, завертела лодку, так что вода стала заливаться на дно; в безмолвном ужасе начальник и подчиненный смотрели друг на друга, и адъютант, опомнившись первый, решился предложить воеводе заехать прежде в церковь и помолиться Божией Матери, оба молили Бога как-нибудь добраться обратно до берега. Не без труда переплыли они на большое
пространство реки и немедленно пришли в церковь, где перед чудотворным образом был отслужен молебен Божией Матери, а за тем благополучно они переехали реку»

Икона очень почиталась у воронежцев. В третий день Троицы, когда в городе было много приезжих богомольцев из окрестных слобод, сел и деревень, праздник в честь этой иконы был особенно торжественный. После этого праздника в течение всего лета городские торговцы, по очереди, после литургии в Богословской церкви брали ее к себе в ряды и лавки. «Святую икону торжественно при звоне колоколов, в преднесении больших свечей, в сопровождении народа несут священнослужители для молебствий в магазины, причем певчие поют церковные песнопения в честь Пресвятой Богородицы. Молебствие совершается с чтением акафистов и освящением воды, которою затем окропляют лавки. Нередко благочестивые жители Воронежа берут эту святую икону в свои дома для служения молебнов».

В некоторых церквях города (Пятницкой, Ильинской) были списки с этой чудотворной иконы, находящейся в Богословской церкви, которые также были окружены народным почитанием. Надо предполагать, что жители Малышева, жившие в близлежащем пригородном селе, также почитали икону и чтили этот местный обычай устраивать ее чествования на третий день Троицы. В Малышеве этот день был престольным праздником и, следовательно, нерабочим днем, и нарушение этой традиции в глазах людей XIX в. выглядело серьезным ослушанием. Современные жители Малышева
хранят память об одном сильном пожаре в селе, когда практически все дома сгорели. Мы предполагаем, что событие это могло произойти где-то между 1884 и 1911 гг., хотя все подтверждения этого предположения на сегодняшний день лишь косвенные. Но гораздо важнее точной даты пожара его причина. А причина, если полагаться на рассказы старожилов села, заключалась в следующем: однажды после праздника Троицы и следующего за ним Духова дня, в день чествования иконы Божией Матери всех скорбящих Радость, в свой престольный праздник жители решили отправиться на сенокос. В селе почти никого не осталось, и пожар уничтожил многие дома. Поняв свою ошибку и раскаявшись в содеянном, малышевцы решили поскорее закончить строительство придела в честь иконы Божией Матери всех скорбящих Радость, который и был достроен последним, а храм приобрел современный облик.

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 2790
Регистрация: 16.11.2016

Храм Рождества Христова в Малышево

#10

Сообщение Sergey » 30 май 2017, 13:32

продолжение:
Цитата:
В конце XIX – начале XX в. сведений о храме Рождества Христова становится все больше. Так, в 1888 г. в селе Малышево проживали
966 мужчин и 1047 женщин. У церкви также было 33 десятины земли: 26 пахотной и 7 сенокосной. Священником в это время был Матфей
Стефанович Корыстин.

В 1900 г. в селе было 256 дворов, 1026 мужчин и 1169 женщин. Приходская церковь села Малышево входила в 5-й округ города Воронежа и его уездов, куда входили также церкви следующих сел: Богословское (Петино), Боево (2 шт.), Васильевка, Гремячье, Девица (2 шт.), Костенки (2 шт.), Рудкино, Таврово, Устье, Ближняя Чижовка (2 шт.), Дальняя Чижовка и Шилово. Благочинным был Федор Курбатов.

А в 1911 г. в селе Малышево было уже 312 домов, мужчин 1364 и женщин 1399 человек15. За столетие с 1805 по 1911 гг. число жителей села увеличилось более чем в два раза. Особенно быстрый рост населения пришелся на самое начало XX в. и был связан с бурным развитием товарно-денежных отношений и участием жителей села в торговле продуктами питания.

Именно в это время храм достигает своего расцвета. Это была красивая белая церковь, крытая железом, окруженная каменной оградой (периметр которой был меньше периметра современной ограды малышевской церкви). В воротах ограды справа и слева находились две башенки, на которых, по воспоминаниям уроженки села и прихожанки храма Феодосии Митрофановны Соловьевой 1914 года рождения, были изображены Спаситель и Божия Матерь. Территория внутри церковной ограды была ухоженной и уютной, на ней росли акации и тополя. Площадь внутри ограды была меньше современной, зато церковь имела еще 33 десятины церковной земли.

При входе на территорию слева находился каменный дом причта (дом священника), а справа – теплая кирпичная крытая железом сторожка, в которой крестили детей. В ней же располагалась церковно-приходская школа. Школа была открыта в 1899 г., и на ее содержание отпускалось 140 рублей в год из кружечных сборов. В ней обучались 14 мальчиков и 15 девочек (29 человек). Законоучителем и заведующим в этой школе был тогдашний священник Василий Иванович Корыстин. Он же исполнял должность законоучителя и в двух земских школах, открытых в Малышево в 1895 и 1906 гг. На 1911 г. в них обучались: в первой – 61 мальчик и 24 девочки, а во второй – 55 мальчиков и 28 девочек17. Всего 168 человек. Мы видим, что в начале XX в. с образованием детей в Малышево проблем не было.

Сам храм не отапливался. Его стены были покрыты росписями, которые не сохранились до наших дней, пол в храме – деревянный.

Прихожане храма были активными участниками всей храмовой жизни: пели на клиросе, следили за порядком, обеспеченные прихожане, насколько могли, занимались благотворительностью. Со слов Ф.М. Соловьевой, известно, например, что ее дед Антон Ермилович Кольцов давал деньги на церковные колокола, так же как и двое других жителей села. В церкви было два хора: справа – главный, слева - хор девочек. По воспоминаниям Ф.М. Соловьевой, мы знаем, что в главном хоре были 4 тенора, 1 баритон, 6 басов. Ее отец Митрофан Антонович Кольцов также пел в этом церковном хоре. В праздничные дни количество певчих доходило до 30 человек. Церковным старостой был Иаков Семенович Сажин.

У церкви были значительный архив и библиотека, где хранились церковные документы и книги. Библиотека составляла 50 томов богослужебных книг. В архиве хранилась опись церковного имущества, заведенная в 1840 г. Были в наличии копии метрических книг, начиная с 1780 г. за каждый год, за исключением 1783, 1785 и 1819 гг. А это значит, что в церкви хранилась история села Малышева на протяжении 130-летнего периода. Каждая метрическая книга состояла из трех частей (поэтому их часто называли трехчастные книги): «о родившихся», «о бракосочетавшихся», «об умерших». Из этих книг можно было узнать все точные данные о том или ином прихожанине.
Поскольку в селе Малышево раскольников или каких-либо иных неправославных сект не было, то данные в этих книгах были на каждого жителя села.

Еще одним церковным документом была обыскная книга «за шнуром и печатью», выданная церкви Рождества Христова в 1901 г.
За 10 лет в ней было исписано 255 листов, и оставалось чистыми еще 4718. Это были книги письменных актов, совершаемых причтом церкви перед венчанием с целью установления отсутствия родства у вступающих в брак. Также в церкви хранились исповедные росписи «в целости» с 1815 г., кроме 1819, 1861 и 1865 гг. В исповедных росписях, представлявших собой годовые отчеты священнослужителя о приходе, указывалось: кто был у исповеди и Святого Причастия, кто исповедовался только, но не причащался) кто у исповеди не был.

Особо отмечалось, кто был или не был на исповеди и причастии во время Великого поста. Хотя бы раз в год православный христианин должен был быть у исповеди и причаститься, чтобы не быть уличенным в небрежении к вере или попасть под подозрение о вступлении в какую-либо религиозную секту.
Почтовый адрес храма был: Чижовское волостное правление, село Малышево Гремяченского уезда19. Также к церкви была приписана Митрофановская церковь села Шилово.

Священник Василий Петрович Корыстин, служивший в 1911 г. в храме Рождества Христова в сане диакона в возрасте 66 лет, ревностно проходил свою службу и был помощником благочинного 5-го округа Ф. Курбатова. После окончания курсов в Воронежской духовной семинарии в 1867 г. с аттестатом 2-го разряда был рукоположен во священство Феодосием – епископом острогожским.

Служил в приходах Валуйского уезда (с 1867 г.), в Покровской церкви села Горожанка, (с 1868 г.), в Космодемьянской церкви с. Анновка Бобровского уезда (с 1891 г.). С 1898 г. стал возглавлять приход села Малышево. За свою ревностную службу и заслуги по духовному ведомству был награжден фиолетовой скуфью (1886), серебряной медалью в память императора Александра II (1897), фиолетовой камилавкой (1898), наперстным крестом от Св. Синода (1907). С его именем во многом связано процветание храма того времени и создание церковноприходской школы при нем. К 1911 г. батюшка был вдов и имел шестерых детей. Его незамужняя дочь Серафима была учительницей в церковноприходской школе и помогала отцу в воспитании детей. У В.П. Корыстина был собственный дом в селе Малышево.

Церковь продолжала оставаться одноштатной. В штате находились также: диакон Василий Барбарин, псалмопевец Иван Алексеевич Ягодкин. Жалованья причту отпускалось 294 рубля в год на одно лицо, 6 рублей из которых откладывалось на пенсию22. Также на содержание причта шел доход от земли: 7 рублей с десятины23. Всего было 26 десятин пахотной земли, 6 сенокосной и 3 десятины занимал церковный погост. Изготовлением просфор занималась девица Мария Андреевна Попова. Кружечных сборов в 1911 г. было получено 719 рублей 31 копейка. Небольшой доход принесли банковские билеты, положенные в банк, – 4 рубля 75 копеек.

Все немногочисленные данные о церкви Рождества Христова в Малышеве, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о неразрывной его связи с повседневной жизнью обитателей села. Храм был эпицентром этой жизни. И ничто тогда еще не предвещало полного уничтожения веками устоявшейся системы ценностей и миропорядка, которое произошло через несколько десятилетий.


И.В. Котлярова,
к. и. н., главный научный сотрудник
Государственного археологического
музея-заповедника «Костенки»
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ
ВОРОНЕЖСКИЙ ВЕСТНИК АРХИВИСТА. 2015. № 13


------------------------
- Димитрий (Самбикин), архиепископ. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып.2
- Хронологический указатель церквей Воронежской епархии 1586-1886 гг. Воронеж, 1886
- Ведомость о церковном причте города Воронежа и уезда.
- Славинский М.И. Историческое, топографическое и статистическое описание
- Воронежской губернии. Воронеж, 2014. С. 64. 7 Димитрий (Самбикин). Указ.соч.Вып.2
- Список церквей и приходов Воронежской епархии. Воронеж, 1888
- Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Воронеж, 1900
- Ведомость о церкви Христорождественской, состоящей в Воронежском уезде Воронежкой епархии в селе Малышево за 1911 г...


Вернуться в «Малышево»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей