Проспект Революции

Старый Воронеж
Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3367
Регистрация: 17.11.2016

Проспект Революции

#81

Сообщение Natalia » 03 янв 2020, 19:06

1970-е:
p2.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7283
Регистрация: 16.11.2016

Проспект Революции

#82

Сообщение Sergey » 17 янв 2020, 07:58

1984г.
Вложения
1h.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3367
Регистрация: 17.11.2016

Проспект Революции

#83

Сообщение Natalia » 22 мар 2020, 19:25

1976г.
Вложения
1234.jpg
фото Александра Семенова

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7283
Регистрация: 16.11.2016

Проспект Революции

#84

Сообщение Sergey » 02 апр 2020, 16:13

Дом № 12 на проспекте Революции, 1933-1934 г., в котором до войны проживала известный воронежский хирург А.А. Русанова. Здание разрушено во время войны.
Вложения
56.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3367
Регистрация: 17.11.2016

Проспект Революции

#85

Сообщение Natalia » 26 апр 2020, 17:54

Воронеж, 27.01.1924, траурный митинг в день похорон Ленина, неизвестный фотограф

пр. Революции - фото по ссылке
Изображение Изображение Изображение

и ссылке

Изображение Изображение

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3367
Регистрация: 17.11.2016

Проспект Революции

#86

Сообщение Natalia » 30 апр 2020, 01:26

На первой фотографии предыдущего сообщения справа виден дом, который не попал на известные дореволюционные открытки с видами Б. Дворянской.

Изображение

В верхней его части хорошо читается вывеска фотоателье, которое здесь размещалось - художественная фотография М.Селиверстова: см. тему.
Этот двухэтажный дом - часть обширной усадьбы на углу с улицей Нееловской (Пятницкого), напротив Дворянской полицейской части. На его месте сейчас - дом книги (с 1930-х).

Фото 1920-х:
dmk20.jpg


Эта же усадьба (но с противоположной стороны) и Дворянская часть есть еще на двух изображениях в этой теме - фото и фото:
Изображение Изображение

Из истории усадьбы:
Цитата:
…С 1870-х годов усадьба на углу Б. Дворянской и Нееловской (ныне ул. Пятницкого) принадлежала жене купеческого сына – Федосье Сергеевне Курильченковой. Стоял здесь двухэтажный каменный, с мезонином во двор, крытый железом особняк, а к нему была приделана деревянная галерея на кирпичном полуэтаже. Галерею снимал какой-то фотограф и производил тут съемки желающих увековечить свое изображение. Самый угол дома был закруглен, так что смотрел как бы сразу на две улицы. На усадьбе Федосьи Сергеевны размещались: ледник, каретный сарай, конюшня, два амбара и летний флигель, окруженный фруктовым садом.
На заре ХХ века это место перешло в собственность дворянки Серафимы Тимофеевны Кисловой. В 1903 году по ее заказу гражданский инженер М.Н. Замятнин спроектировал одноэтажную пристройку к дому в четыре окна. Она предназначалась под магазин. Как и Курильченкова, дворянская дочь питала симпатии к фотографическому делу. С января 1902 года в ее особняке находилось художественное ателье М.Н. Селиверстова, сменившее заведение фотографа Киселева.
Позднее, когда земельные угодья в центре города резко вздорожали, на территории этой обширной усадьбы очередными хозяевами были осуществлены различные пристройки, надстройки и новостройки. Со стороны Нееловской открылся магазин Экономического общества офицеров…

А. Акиньшин, О. Ласунский «Записки старого пешехода», 2002


И фотография, на которой дом немного попал в кадр:
1918kp.jpg

Подпись: Первый кавалерийский полк, организованный в Воронеже, 1918 г.
("Из отрядов красной гвардии, рабочих боевых дружин, революционных солдат, добровольцев в апреле 1918 года в Воронеже были сформированы 1-я Воронежская пехотная дивизия и легкий пулеметный дивизион. На Украинский фронт отправились два красноармейских полка, состоявших из воронежцев. В уездах созданы Алексеевский, Богучарский, Бобровский, Калачеевский, Острогожский, Коротоякский и другие полки").

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7283
Регистрация: 16.11.2016

Проспект Революции

#87

Сообщение Sergey » 01 май 2020, 16:40

Проспект Революции, 47
Вложения
234.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7283
Регистрация: 16.11.2016

Проспект Революции

#88

Сообщение Sergey » 08 май 2020, 18:43

1942 и 2012г.
42.JPG
12(2).JPG

Людмила-С
Сообщений: 446
Регистрация: 24.01.2020

Проспект Революции

#89

Сообщение Людмила-С » 08 май 2020, 18:50

на фото 1942 года запечатлен период, когда немцы еще не оккупировали Воронеж? Возможно на это место сходились люди, чтобы узнать сводку новостей?

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7283
Регистрация: 16.11.2016

Проспект Революции

#90

Сообщение Sergey » 08 май 2020, 18:51

Людмила-С, возможно...

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3367
Регистрация: 17.11.2016

Проспект Революции

#91

Сообщение Natalia » 08 май 2020, 20:17

Сообщение от Людмила-С:Источник цитаты на фото 1942 года запечатлен период, когда немцы еще не оккупировали Воронеж? Возможно на это место сходились люди, чтобы узнать сводку новостей?

Это фото перефотографировали со стенда Новоусманского краеведческого музея, где была к нему и подпись с датой: "Воронеж, 1941 г.".
Возможно, люди слушают сводку, или собрались по другому случаю, но не в 1941, и не в 1942, а позже - фото сделано уже после освобождения Воронежа, так как слева виден кусочек разрушенного здания Торгсина (примыкало к "Пролетарию", можно сравнить с довоенными фото - ссылка). Кинотеатр "Пролетарий" еще не восстановлен, и соседнее здание тоже - с пустыми оконными проемами. Скорее всего - 1943-45 г.
42.JPG

Людмила-С
Сообщений: 446
Регистрация: 24.01.2020

Проспект Революции

#92

Сообщение Людмила-С » 09 май 2020, 06:59

Natalia, скорее всего это 1945 год, т.к. люди выглядят как в мирное послевоенное время, спасибо.

grm3
Сообщений: 2134
Регистрация: 17.11.2016

Проспект Революции

#93

Сообщение grm3 » 15 июн 2020, 20:14

Несколько дней назад пришёл на наш главный проспект Революции, чтобы увидеть удивительную картину. Нет, удивился даже не кусочку мостовой с камнями, которые воскресила фреза при срезе асфальта. В городе такие камни обнажались много раз, а некоторые булыжные спуски Воронежа на тихих улочках заасфальтированы относительно недавно, в самом конце XX века и в начале нынешнего столетия. Удивился и порадовался, что к пятачку перед «Домом Тулиновых» совершалось едва ли не паломничество. Многие, став на камушки, фотографировали себя и своих детей. Вот что значит смена поколений! Для молодых людей булыжник – уже настоящая диковинка из диковинок.

Павел ПОПОВ, кандидат исторических наук, член Союза писателей России

В социальных сетях идет интересное обсуждение темы. Может, камням бывшей Большой Дворянской улицы уже более двухсот лет? Кто-то с удовольствием гадает: а вдруг по ним ходили или ездили, навещая Воронеж, несколько русских царей? А не коснулся ли их поэт Василий Жуковский, ночуя в 1837 году в тулиновском доме как сопроводитель царского наследника – будущего императора Александра II? Что ж, давайте разберемся.

При Екатерине II, когда создавали Большую Дворянскую и соседние главные улицы, лелеяли мечты об их благоустройстве. Но желание очень долго не превращалось в дела. «...В ненастные осенние и весенние дни, – ужасался краевед XIX века Григорий Веселовский, – немощенный город представлял даже на главных улицах невылазные грязи и топи, – так есть предание, что по нынешней Большой Дворянской улице во время таких грязей публика изволила разъезжать на лодках, запряженных быками». Другой краевед, А.Шишкин, писал, что до 1780 годов воронежские улицы вообще были топями грязи, и промытые ямы повсюду зияли посреди дорог. Город даже уступал деревне!

В 1785 году на «беспорядочное состояние города» указал наместник Василий Чертков. Городской магистрат начал собирать с владельцев деньги на мощение. Но вскорости избранная городская дума поняла, что перед мощением требуются серьезные работы – выравнивание дорог, заделывание трясин камнями и бревнами. На этом кончились средства… Первой улицей, мощения которой худо-бедно все-таки удалось достичь, стала в 1801 году Большая Дворянская. Однако ее выложили слишком крупными и кривыми, неудобными для езды песчаниками. И с тех пор мостовую переделывали несчетное количество раз.

В 1804 году всем владельцам домов на главных улицах предписали мостить участки дорог около своих домов. Поэтому мостовые получались «кусочными», с разрывами. Истинным новатором проявил себя в 1810 годах губернатор Михаил Бравин. Он ухитрился изыскать казенные средства и велел проложить на Дворянской две параллельные булыжные дороги, а между ними – бульвар с двумя рядами деревьев. Но его тут же обвинили в… растрате государственных денег. Через шесть – семь лет, при губернаторе Петре Сонцове, весь бульвар уже сломали. Таков был крошечный срок службы мостовых.

Год 1832-й: в Воронеже открываются для всеобщего российского паломничества мощи знаменитого святителя Митрофана. Приходится вновь тщательно благоустраивать улицы. В 1834 году делают заем в 75 тысяч рублей и в итоге в 1840 годах камнем покрывают весь центр – не только Большую, но и Малую Дворянскую, а также Большую и Старую Московские и прочие.

Увы, в 1871 году столичный журнал «Всемирная иллюстрация» критиковал Воронеж за то, что его мостовые и спуски с гор пребывали «в самом безобразном виде». На Большой Дворянской тогда принято было класть мостовую отнюдь не из булыжников – ровно обтесанных сверху и плотно пригнанных камней.

Делали «шоссе» (как тогда говорили), то есть утрамбовывали примитивный щебень. Конские экипажи поднимали невероятную пыль. Как видим, мы уже «проскочили» все те годы, когда на Дворянской изволили бывать Александр I (1818, 1820), Николай I (1832, 1837), а заодно и Жуковский…

Новое самоуправление во главе с молодым и деятельным городским головой Алексеем Аносовым решило взять все мостовые работы в свои руки. Воронеж стал одним из первых городов России (даже с учетом столичных), которые пошли на столь прогрессивный шаг – мощение за счет общих городских средств. И в 1874–1883 годах на Дворянской организовали особо тщательное перемощение. Щебенку заменили на булыжник из камней лучших пород известняка и песчаника. Тем не менее не стоит путать булыжник с брусчаткой – покрытием из прямоугольных и более ровных брусков. Его не было.

Есть шанс, что какие-то из аккуратных «аносовских» булыжников сейчас уцелели перед «Домом Тулиновых». Впрочем, надежды мало. Расходы Аносова привели самоуправление к финансовому кризису, а впоследствии мощение стало самой критикуемой городской сферой! В 1913 году полицмейстер Дмитрий Норов подал рапорт губернатору: «Мостовые почти на всех городских улицах... в таком состоянии, что езда по улицам не будет возможна без опасности для целости экипажей и даже для едущих...». И в перечне улиц, на которых мостовые «особенно осквернены», полицмейстер указал первой – Большую Дворянскую!

С началом Первой мировой булыжные работы опять стали мечтой. И смех и грех: когда в 1914 году Воронеж встречал Николая II, на пути следования царя (от вокзала к Митрофановскому монастырю) вопиющие выбоины в мостовых засыпали песком! Так что рассказ о ныне воскресших «камушках» – увы, опять не про Николая.

Потом Россию охватили глобальный кризис и революция. Таким образом, в советское время, по окончании боев Гражданской войны, мостовую Большой Дворянской пришлось переделывать практически заново. Новая власть особенно старалась в конце 1920 годов. Она смогла одеть в камень крупные окраинные улицы и второстепенные приречные съезды – где жил простой народ. Раньше там булыжника отродясь не было за всю историю города. Остатки именно этих, первых советских, мостовых мы и сейчас можем наблюдать, например, при спусках со стороны улиц Карла Маркса и Таранченко или в нескольких исторических закоулках за главным корпусом ВГУ.

Вспомним теперь, что за углом «Дома Тулиновых» – на улице Комиссаржевской – на рубеже 1920-х и 1930 годов размещался обком коммунистической партии Центрально-Черноземной области, и предположим: по камням возле бывшего тулиновского особняка ступал не царь, а первый секретарь обкома Иосиф Варейкис! Но утверждать не сможем даже этого. В 1934-1935 годах проспект впервые асфальтировали – и перед укладкой асфальта вновь укрепляли мостовую как основу дороги. Кстати, известняк вскрылся в наши дни еще и напротив бывшего Дома офицеров. Там он не столь красив: более обширные участки уложены из необработанного каменного лома. И там его не «щёлкали» смартфонами.

Затем была Великая Отечественная. А асфальт стали восстанавливать только с 1948 года. Поначалу последствия боев закрывали опять-таки камнем (причем вплоть до 1950 годов).

Впрочем, в любом случае эти замечательные «камушки» – трогательный привет нам из бытового прошлого. Напоминание о том, что они бытовали и при царях, и при коммунистических вождях… Только что их опять замуровали под асфальт. Что поделать, проспект остается важнейшей транспортной магистралью, полноценного дублера у него нет. Поэтому, на мой взгляд, не судьба ему быть пешеходной улицей с канувшим в Лету непрочным булыжником. И даже десятиметровый пятачок трудно обнажить для музейного показа.

Но реальные исторические факты не закрыть фантазиями. Смиримся и с этим.

bl43.jpg


Источник: газета «Коммуна» | № 44 (26992) | Вторник, 16 июня 2020 года

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3367
Регистрация: 17.11.2016

Проспект Революции

#94

Сообщение Natalia » 19 июн 2020, 20:29

1965г., фото от Ростислав (pastvu)
Вложения
888.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7283
Регистрация: 16.11.2016

Проспект Революции

#95

Сообщение Sergey » 21 июн 2020, 13:46

Современный вид - перекрытый проспект (ремонт дороги), ФОТО Андрея Гребенникова

Изображение

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3367
Регистрация: 17.11.2016

Проспект Революции

#96

Сообщение Natalia » 10 июл 2020, 12:04

1973г.
Вложения
bc9.jpg
фото от Ирины Батуриной

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7283
Регистрация: 16.11.2016

Проспект Революции

#97

Сообщение Sergey » 16 авг 2020, 11:11

7.11.1951г.
Вложения
54.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3367
Регистрация: 17.11.2016

Проспект Революции

#98

Сообщение Natalia » 16 авг 2020, 22:19

Летнее кафе, 1989г.
Вложения
кафе.jpg

grm3
Сообщений: 2134
Регистрация: 17.11.2016

Проспект Революции

#99

Сообщение grm3 » 24 авг 2020, 15:59

Воронежцы предложили сделать на проспекте Революции памятник первой линии трамвая
Она проходила по центральной улице города.

На проспекте Революции может появиться памятник первой линии воронежского трамвая. Он должен представлять собой брусчатку с 2-3 метрами рельсов и информационной табличкой. С такой инициативой выступили общественники движения «Город и транспорт», которые входят в состав рабочей группы по вопросам обновления проспекта Революции.

Первая линия рельсового транспорта (до революции – конка, с 1926 года – трамвай), проходила как раз по центральной улице Воронежа. Общественники предложили проложить рельсы около памятника Платонову. Известный писатель участвовал в строительстве воронежского трамвая как губернский мелиоратор.

Памятник трамвайной линии не будет дорогостоящим, отметили активисты. Подобные есть во многих российских городах, например, в Нижнем Новгороде и Новосибирске.

– Проектно-сметная документация на благоустройство проспекта Революции подразумевает подготовку технических решений по созданию комфортной территории, в рамках которых прорабатывается мощение, озеленение, водоотведение, размещение на пешеходной части велодорожек и так далее, но не создание подобных объектов. Однако это предложение, как и другие, будет рассматриваться в ходе совместной работы заказчика, проектировщиков и общественности, – пояснили в пресс-службе мэрии.

Ранее общественники вернулись к идее сделать старинную брусчатку «фишкой» проспекта Революции. Кроме того, на магистрали предложили сделать ряд необычных локаций.

Татьяна Бростовская Вести Воронеж 24 августа

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7283
Регистрация: 16.11.2016

Проспект Революции

#100

Сообщение Sergey » 19 ноя 2020, 12:56

Подпись к фото: "При возвращении в г. Воронеж отряд был в боевом порядке, 1919г."
Вложения
1919.jpg


Вернуться в «Воронеж»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя