Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Храмы и монастыри Воронежа, городские кладбища
Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 1909
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

#1

Сообщение Sergey » 13 июн 2017, 15:48

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы - Воронеж, улица Освобождение Труда, 20

Цитата:
Церковь Введения во храм Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в городе Воронеж.

Введение во храм Пресвятой Богородицы Знатоку архитектуры при взгляде на церковь возле улицы Сакко и Ванцетти (прежде Большая Девиченская) нелегко представить ее былую красоту - изъеденный временем красный кирпич, скрытый ныне штукатуркой, не в полной мере сохранил прежние ажурные формы здания. Только специалист-искусствовед может узреть здесь типичное барокко, да еще растреллиевской школы.

Иное дело было до революции и в первые годы после нее. Вот что писал в 1922 году известный историк местной архитектуры Юрий Успенский:
«Стройный восьмерик главного нефа, стоящий на четверике нижнего этажа, покрыт изящною барочного профиля крышей, из которой выглядывают маленькие люкарны; на крыше восьмигранный барабан, увенчанный главкой. Углы восьмерика обтянуты рустованными пилястрами; окна имеют сложный полуциркульный фронтон в виде зубчатого колеса. Наличники окон сложного рисунка. Главная красота храма во входящей в план церкви колокольне. Ее второй и третий этажи украшены изящными колонками. Расположение колонн второго этажа напоминает композицию Пятницкой церкви. Полукруглые с ломаным профилем фронтоны венчают звон второго этажа колокольни; в верхнем этаже с каждой стороны поместились две отдельно стоящие колонны, поддерживающие четырехугольные выступы карниза, и на этих выступах на крыше поместились изящные пирамидки».

В Воронеже Введенская церковь появилась, можно сказать, случайно. Весной 1700 года из прихода Успенской церкви, где развернулось кораблестроение, в Акатовское предместье переселились посадские люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев. В октябре 1700 года они обратились к находившемуся в Воронеже Петру I за разрешением на вырубку леса для строительства церкви, которую они хотели по-прежнему посвятить Успению Божией Матери. Храм вскоре был построен и освящен епископом Митрофаном. Видимо, святитель воспротивился появлению в городе одноименных церквей, и новое молитвенное здание нарекли Введенским.

Внешний облик небольшой по размерам деревянной церкви неизвестен. Пожар 1748 года ее миновал. В 1770 году «за ветхостью и малопоместительностью» она была заменена каменной, двухпрестольной. Уже 10 ноября 1771 года освящен придел во имя святого Иоанна Воина. Главный храм был полностью завершен к июню 1780 г. Позже, уже в середине XIX века, в трапезной появился еще один придельный алтарь во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского.

Серьезным перестройкам церковь никогда не подвергалась. В историческом описании, опубликованном в «Воронежской старине» за 1908 год, дотошный автор священник Николай Никонов детально отобразил ее внешний облик, указал даже размеры: купол имел высоту 27 аршин (19 метров). Главы церкви и колокольни были вызолочены и увенчаны позолоченными четырехконечными крестами. Окрестности оглашали звоном девять колоколов — от 162-пудового (1,6 тонны) до 17-фунтового (7 кг). Здесь же упомянуты три особо ценимые верующими иконы, все в серебряных окладах: Божией Матери «Всех скорбящих радости», святых Сисиния Лаодикийского и Иоанна Воина.
Среди редких вещей отмечался потир с надписью: «1704 г. ноября 15 дня во святую» церковь ко Введению Пресвятыя Богородицы дал сии сосуды воронежец посадский человек Григорий Данилов сын Кошкин по своих родителях; весу в них во всех 371 золотник». Купец Аникеев пожертвовал храму Евангелие 1698 года.

В 1805 году приход насчитывал 74 двора, где проживали 533 человека. Целый век не внес никаких перемен: в 1905 приход Введенской церкви насчитывал 77 дворов, где проживали 555 человек, отличавшихся «зажиточностью и заботливостью» о благолепии своего приходского храма». Иных доходов, кроме «доброхотных пожертвований», причт не имел. При Введенской церкви с 1887 г. существовало попечительство о малосостоятельных прихожанах, с 1891 года — первая в епархии женская приходская школа «с рукодельными классами».

В ограде Введенского храма издавна хоронили богатых купцов из окрестных семейств. В летописном «Синодике» Елисеевых отмечено более десятка погребений еще у старого деревянного храма на протяжении 1730-1770-х годов. В основном это были представители трех семей: Елисеевы, в их числе Наум Захарович (1737) и его вдова Екатерина Романовна (1756), которую отпевал преосвященный Феофилакт; Кошкины и Вяхиревы.
В исключительных случаях прицерковный погост использовался и в XIX веке. К примеру, в январе 1894 года там были похоронены Ольга Останкова, Дарья Сафонова и Прасковья Попова, зверски убитые грабителями в доме на Введенской улице. До революции сохранялись еще надгробные плиты на могилах дворянина Ивана Зацепина и попадьи Александры Никоновой. В печально известные годы малый некрополь был сметен с лица земли, а двор оказался надолго завален мусором.

Два с лишним века священники Введенской церкви несли свою пастырскую службу. Отец Василий Елисеев (ок. 1736-1821), к примеру, исповедовал и причащал прихожан в течение сорока одного года вплоть до своей смерти в 1821 году. Его похоронили в соседнем Акатовом монастыре. По четверть века прослужили здесь батюшки Василий Лукин и Петр Иванов (1812-1885). Протоиерей Петр Иванов был погребен у алтаря церкви, панихиду отслужил епископ Макарий (Троицкий). Немало для укрепления авторитета храма сделал Константин Иванович Чернышев, служивший с 1886 года. Совместно со старостой храма Ф.Д. Сверчковым (1855-1896) он возобновил придельные иконостасы в трапезной, находившиеся в ветхом состоянии. Его перу принадлежит статья о ранней истории и достопримечательностях Введенки, опубликованная в «Епархиальных ведомостях» (1896). В феврале 1897 г. он скончался; похоронен за алтарем. С апреля 1899 года настоятелем церкви стал Николай Григорьевич Никонов, его и застали здесь революционные бури. Ему сослуживали диаконы: (Петр Икорский, упомянут в 1899 г. и Димитрий Павленко, с 1907 года) и псаломщики: (Димитрий Митрофанович Трофимов, упомянут в 1899 г. и Сергий Иванухин, с 1908 года). Старостой церкви был Александр Михайлович Ярцев (1863 - после 1917). Дворов в приходе в 1899 году насчитывалось 115, в них проживало 582 человека. В 1911 году - 66 домов, 420 человек.

В начале 1920-х годов церковь добровольно рассталась с теми немногими ценностями, что у нее были. В свое время в ответе на требование новой власти отец Николай перечислил их весьма скупо, ограничившись названиями без указания веса. Богослужебные предметы ушли в бездонные закрома государства, и купили ли на них хлеб для голодающих крестьян или использовали для организации перманентной революции — никто уж не узнает.

Точная дата закрытия Введенки затерялась во времени, но по воспоминаниям очевидцев, это произошло в середине 1930-х годов. Первое время здание пустовало, перед войной его заняла под свой цех какая-то артель промысловой кооперации. В 1943 г. возвратившиеся в полуразрушенный город люди использовали церковь под жилье. Комнатушки появились в алтаре, в трапезной, в нефе даже освоили второй этаж, настелив деревянные перекрытия.

Следующим хозяином храма стало городское ремонтно-строительное управление. Оно Butterfly расположило тут свой производственный цех, склады, в колокольне ссыпали цемент. В середине 1970-х годов, вспомнив о прежней красоте Введенской церкви, решили ее восстановить и открыть археологический филиал краеведческого музея. Архитектор Г. Безрукова из московского научно-реставрационного комбината выполнила необходимые проектные работы. Началась даже вычинка кирпичной кладки, специально для этой цели завозили большемерный кирпич.

С конца 1970-х работы продолжила черепашьими темпами местная реставрационная мастерская. Петр Иванович Володин восстановил южную стену трапезной, окна. На большее не хватило старых запасов кирпича, да и руководство мастерской все время искало заказы повыгоднее и не такие трудоемкие. Десятилетняя реставрация ощутимых перемен в облике здания не произвела.

В 1990 г. Введенский храм возвратили епархии в весьма плачевном состоянии. В 1994 году завершилось воссоздание внешнего облика здания, работу по-прежнему проекту вели каменщики-реставраторы во главе с Игорем Буровым. Архитектурные детали выпукло выделены цветом. Butterfly Благоустроена и вся прилегающая территория, церковный двор вновь обрел ограду. В начале 1994 года епархиальным управлением принято решение об организации при Введенском храме историко-церковного музея. Внутренняя отделка храма длилась еще пять лет. После длительной реставрации, в престольный праздник, Введенская церковь освящена 4 декабря 1999 года и приписана к Алексеевскому Акатову монастырю. В феврале 2002 года на колокольню были подняты колокола, отлитые на пожертвования прихожан обители.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 Введенская церковь состоит на учете как памятник архитектуры и является объектом культурного наследия. Постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.1995 церковь является объектом исторического и культурного наследия областного значения.

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 1909
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

#2

Сообщение Sergey » 15 июн 2017, 21:48

Фотографии А.Н.Огнева:
ИзображениеИзображениеИзображение
Изображение


Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 1909
Регистрация: 16.11.2016

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

#4

Сообщение Sergey » 14 сен 2017, 09:55

Введенская церковь до реставрации. Колокольня крупным планом, 1983г. Автор - Павел Попов.
Комментарий автора:
Цитата:
Заворачиваем на улицу с узаконенным двойным названием: Освобождения труда, она же, по-старому, Введенская. Сооруженная в эпоху расцвета воронежского барокко, в 1770-х годах, Введенская церковь. Чудесной, красивейшей колокольней храма восхищались многие поколения воронежцев. Она - культурное достояние всей России. В ее оформлении – в частности, в грушевидном завершении, в изящных угловых колоннах – можно усмотреть аналогию с архитектурой знаменитого Андреевского собора, построенного в Киеве зодчим Бартоломео Расстрелли. Но сам выдающийся архитектор не дожил до сооружения воронежского храма, так что перед нами – творение его последователей.
К 1983 году колокольня стояла у опаснейшей черты жизни и смерти: казалось, что некогда искусная кирпичная кладка настолько раскрошилась, что чудо-колонны вот-вот сорвутся в пропасть...
Воронежцы не допустили этого.
Реставрация Введенской церкви была начата еще в советское время, в 1974 году. Но затем, после смены руководства горисполкома, она заметно замедлилась. После того, как в 1990 году храм передали Воронежской епархии, работы по ранее разработанному проекту возобновились. В 1999 году в восстановленной церкви провели первое богослужение. Теперь она приписана к Алексеевскому Акатову монастырю. Вновь благоухает не только храм, но и вся его территория, радующая глаз яркими газонами и цветами.
Фотоаппарат: "Киев-4".


Изображение


Вернуться в «Храмы и монастыри»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей