Многих путников поражала своей красотой церковь Рождества Христова (Рождественская) – доминанта улицы и слободы. Придаченцы сооружали ее в камне в 1780–1790-х годах взамен обветшавшей деревянной церкви. В 1856 году храм перестроили заново.
У нынешнего пересечения улиц Димитрова и Старых большевиков было главное административное и торговое место Придачи – «Поляна». На краю Поляны в XIX – начале XX века стояло здание Придаченского волостного правления: по документам 1881 года, это «дом разного дерева на каменном фундаменте о трех комнатах, оштукатурен известкою внутри и снаружи». На Поляне и прилегающей к ней части улицы путников встречали торговцы, стоявшие под открытым небом, там же устраивались лавки, магазины, ларьки. Там же мужики гуляли в трактире. Обслуживая экипажи, следовавшие через Придачу, Большая улица включала в себя и постоялые дворы, и кузницы.
В числе первых торговцев, которые имели на придаченской улице крупные, по меркам первой половины XIX века, постройки, был купец Мануил Тамбовцев. В 1840-е годы ему принадлежал двухэтажный каменный дом с деревянными службами. В начале XX века стал выделяться своими размерами другой двухэтажный кирпичный дом с магазином, принадлежавший торговцу Анкиндинову (снесенный в 1986 году дом № 36). Рядом находился магазин Бородовицына. В этих двух магазинах продавали пшено, муку, колбасу, конфеты, изюм, рыбу из бочек. Всей волости был известен постоялый двор Гунькиных с добротным кирпичным зданием, стоявшим на другой стороне улицы, и с большим колодцем во дворе (здание основательно перестроено в 1950-х годах, № 49). Рядом с Гунькиными содержали постоялый двор Мелеховы, они же торговали фуражом и продуктами.
Особой достопримечательностью улицы и всей Придачи были корпуса суконной мануфактуры Тулиновых, находившиеся здесь с середины XVIII века. Во второй половине XIX века бывшую фабричную усадьбу приобрело военное ведомство. В ней разместили военно-исправительную роту, которую позже реорганизовали в дисциплинарный батальон. В 1905 году солдаты батальона подняли восстание, сопровождавшееся крупным пожаром. Огонь привел в негодность как казарменные, так и административные помещения, и это послужило толчком к реконструкции усадьбы. В 1906 – начале 1910-х годов возвели несколько новых корпусов для батальона. В 1943 году здесь было создано суворовское училище, существовавшее 20 лет, а теперь исторические корпуса заняты Воронежским военным авиационным инженерным институтом. Расширенная территория института захватывает и то место, где стояло волостное правление.
В советские годы улица также выполняла функции главной придаченской артерии, имела административное и торговое значение. В середине 1920-х годов она стала первой левобережной улицей, по которой пошел общественный транспорт: с правого берега на Придачу (через Чернавскую дамбу) протянули автобусный маршрут. После того, как слободу присоединили к городу, в бывшем доме Анкиндинова размещался райисполком – сначала Придаченский, а затем до конца 1930-х годов Сталинский. Рядом с улицей, около того места, где теперь рынок «Придача», зеленел сад, заложенный коммунистами-активистами в Гражданскую войну – туда ходили на танцы и на спектакли, которые показывали на сцене-эстраде. Сад был уничтожен спустя четыре десятилетия, когда через центр Придачи пробивали продолжение современного Ленинского проспекта…
Любопытное описание центра Придачи сохранилось в газете «Воронежская коммуна» 1926 года. Перед нами предстает быт уходящей, еще «патриархальной» Придачи, которая, однако, вскоре потеряет самостоятельность, станет частью города. Вот этот небольшой газетный очерк:
«Пять мостов разделяют Придачу и город. И на всех пяти надписи: «Езда по мосту шагом». И все пять трясутся старыми столбами, когда по ним скачут ретивые извозчики.
За пятью мостами, тесня избитую ямистую мостовую, гонятся вверх облупленные домишки. На песках - торговая площадь и церковь. Около церкви - школа с поблекшей доисторической вывеской «Придаченское сельское училище». Дальше глубокие колеи песчаной дороги и широкая улица - конец «проспекта Революции» с десятком громыхающих кузниц. На широкой улице, на песках сыпучих безлюдно целый день. Только мальчишки искусно запускают вверх натертые песком блестящие пятаки, «банкомет» выкрикивает: «Орел, решка».
По пескам бродят свиньи, козы и «купцы»-зазыватели. Зазыватели уходят далеко за Придачу, щупают каждый воз, каждую корову, торгуются, уходят, снова возвращаются к возу и, так или иначе, а нагреют мужика и купят зерно или корову.
Есть ссыпной пункт Маслотреста и кредитного товарищества и несколько частных. Эти последние работают «без вывески», и не узнать, сколько их, куда девают они скупленное зерно и где их склады.
На базаре ни одной кооперативной лавки по торговле мясом и хлебом. И цены на них неопределенные. Купишь сегодня хлеб по 12 коп., а завтра за тот же самый заплатишь 14 коп. То же и с мясом. Есть единственный магазин УЧТПО, но в нем многих товаров нет. Зато частные лавчонки на каждом шагу, и цены в них, конечно, значительно выше воронежских.
Есть отделение Госспирта и две пивных. У одной из них – конечный пункт остановки автобуса. Надоело тебе ждать автобус – можешь зайти в пивную и там посидеть за бутылкой. А ждать зачастую приходится долго. Бывают такие грустные осенние вечера с мелким дождем, когда пиво пить холодно, на улице стоять мокро, а автобус не показывается часа полтора.
Спать Придача ложится рано, часов с 7-8 многие домишки уже перестают мигать красными окошками. И на улицах тишина. Лишь в дни призыва прохлибает гармонь и несколько молодых голосов с надрывами тянут: «По Дону гуляет казак молодой...». Пройдут - и опять тишина. А с утра, часов с 3-4, заскрипят крестьянские телеги на базар, и жизнь на Придаче начинается».
Перед революцией и в первые послереволюционные годы, судя по документам 1914–1919 годов, улицу официально именовали
Тамбовской, так как большая дорога выводила в сторону города Тамбова. Позже она была переименована в
проспект Революции (очевидно, по примеру центральной улицы Воронежа) и называлась так до 1936 года. Затем ей дали современное название, при жизни увековечили имя Георгия Михайловича
Димитрова (1882–1949) – известного болгарского коммуниста, арестованного гитлеровцами, а затем перебравшегося в СССР; генерального секретаря исполкома Коминтерна...
До недавнего времени многие элементы планировки и застройки бывшей Большой улицы сохранялись такими, какими они были сто-двести лет назад. Однако в 1980–1990-е годы наступили большие перемены: старый участок улицы реконструируется, четная сторона застраивается многоэтажными жилыми зданиями. Все же о прошлом напоминает еще очень многое.
До сих пор живет название «Поляна». В последние десятилетия так именовали небольшой «пятачок» с двумя магазинами, хлебным и продовольственным № 14 (он же гастроном «Поляна» в начале 2000-х годов). Оба магазина, оба строения – дореволюционные. В здании хлебного в начале XX века была хлебная же лавка крестьян-пекарей Куракиных. В глубине их усадьбы работала пекарня.
Здание нынешнего завода «Автозапчасть» (д. № 51) – это обезглавленная, переделанная до неузнаваемости Рождественская церковь. С одной стороны к храму примыкало слободское кладбище, с другой – начало Церковной улицы, которую Советская власть переименовала в улицу пролетарского поэта Демьяна Бедного. Нет теперь ни улицы, ни погоста, уничтоженных в 1960–1970-х годах. Территорию улицы занимает НПО «Электроника», на месте кладбища (на углу Ленинского проспекта) возведено высотное здание НИИ и разбит скверик. Но недалеко от изуродованного храма сохранился старинный дом церковно-приходской школы (№ 47).
Привлекательно здание Придаченского ссудо-сберегательного товарищества, сооруженное в 1916 году на выезде из слободы, там, где улица превращалась в загородный тракт. Первое в слободе здание, где имелся большой общественный зал для лекций и концертов. После революции в нем разместили школу и народный театр. Впоследствии здание расширили, надстроили, теперь здесь школа № 23 (д. № 81).
Ближе к водохранилищу среди малоэтажной жилой застройки уцелели домики конца XIX – начала XX века (№ 5, 19). Напротив этого участка, на четной стороне, все небольшие дома снесены, исчезла и скромная улочка Саперная, примыкавшая здесь к улице Димитрова. Будучи неширокой, в начале XX века улочка именовалась Узенькой, или Узеньким переулком. В советское время называлась еще переулком Ударника, или улицей Ударника: так прославляли передовиков социалистического производства. В 1962 году улицу Ударника переименовали в Саперную в честь военного подвига саперов, это название напоминало и о саперной части, которая перед войной размещалась в казармах бывшего дисциплинарного батальона. В период с конца 1980-х по конец 1990-х годов большинство домиков Саперной снесено.
На более высоком отрезке четной стороны контрастирует с новостройками оригинальное здание бани, построенное в 1930-х годах (№ 52 а). А в старину именно здесь наблюдалось скопление кузниц. И улица, примыкавшая в этом месте к Большаку с южной стороны, называлась 2-й Кузнецкой. Еще одна утраченная улица, существовавшая два века…
- Бывшая "сборня" Придачи, фото 1986г.
На ней стоял одноэтажный деревянный дом, построенный в 1911 году, там устраивались сельские сходы слободы, поэтому домик звали «сборней». По воспоминаниям старожилов, это была еще и самая веселая улица Придачи: в начале XX столетия дети играли на ней в лапту… В советское время, до 1936 года, она носила название «улица 8 Марта», затем получила имя революционерки-народницы Веры Ивановны Засулич (1851–1919). Большинство домов улицы Веры Засулич снесено в 1960–1990-е годы. Самой живучей оказалась бывшая «сборня»: даже попав на территорию стройплощадки, домик под № 12 каким-то чудом оставался нетронутым в 2001–2002 годах. Однако новое рано или поздно вытесняет невостребованное старое…
Впрочем, всегда востребованы крупные дороги. Век двадцатый – век автомобилей – поднял утраченный было престиж дореволюционного тракта. И улица Димитрова в 1930-х и начале 1940-х годов росла в юго-восточном направлении, застраивалась вдоль этой дороги. В послевоенное время она еще больше удлинилась, и сейчас ее новый отрезок (от автовокзала до границы городской черты) значительно превышает по протяженности дореволюционный участок. Полузаброшенный тракт в советское время разительно изменился, теперь это мощная, широкая и благоустроенная автострада ростовского и тамбовского направлений.