Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

Промышленные предприятия Воронежа
Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7011
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#21

Сообщение Sergey » 09 мар 2019, 20:24

История строительства завода им. Дзержинского - из книги "Этапы большого пути", 1969 г.
img010.jpg
img012.jpg

img013.jpg
img011.jpg

Цитата:
В августе 1868 года Воронежское губернское земство получило от правительства разрешение на постройку железной дороги от Козлова (ныне Мичуринск) до Воронежа как продолжения только что построенной железной дороги Москва-Рязань-Козлов.
В плане строительства этой железной дороги предусматривалось сооружение на ее конечной станции Воронеж мастерских для ремонта паровозов и вагонов. Первоначально Козлово-Воронежская дорога имела в эксплуатации не более 30—40 паровозов и до 400—800 вагонов. На это количество подвижного состава и был рассчитан проект мастерских. Строительство их было проведено в не бывало короткий для того времени срок — за один год, без необходимой технической документации. Постройка началась весной 1867 года. Проект мастерских и объем работ по ним был рассмотрен и утвержден Министерством путей сообщения только в феврале 1868 года, а в июле того же года мастерские в основном были построены. Руководил строительством инженер М. А. Данилов, инспектором работ был инженер В. И. Кисловский.

Воронежские мастерские были построены по проекту мастерских Московско-Рязанской железной дороги. По этому проекту для мастерских был возведен главный корпус длиной около 50 и шириной около 7 саженей. В нем размещались столярные и механические отделения и отделение для паровой машины. За главным корпусом была построена сборная для паровозов и тендеров на 12 стойл, с подвижными тележками, за нею — двухэтажный жилой корпус, на первом этаже которого размещалась контора мастерских, а на втором — квартира мастера; слева от сборной — кузница, справа — паровозный сарай на 9 локомотивов с выступающим посредине двухэтажным корпусом. На первом этаже, этого здания размещались контора дежурных и кладовые для хранения деталей паровозов, поступивших в ремонт. На втором этаже были устроены квартиры для служащих мастерских.

Общая площадь всех производственных помещений составляла 898 квадратных саженей. В оконных проемах были вставлены металлические решетки, в одинарных, наглухо заделанных рамах не было даже форточек. Единственным средством вентиляции были двери. Производственные помещения обогревались обычными печками, а в большие морозы — кострами. Зимой температура в них была лишь на 5 градусов выше наружной. Освещались цехи фонарями и коптилками. Керосиновые лампы считались роскошью.

Тесное расположение большинства производственных помещений не соответствовало даже тогдашним нормативам, так как земельный участок, выделенный под мастерские, имел в длину 200 и в ширину всего 30 саженей. Чем была вызвана такая скученность?

Как свидетельствуют сохранившиеся документы, еще в декабре 1866 года Воронежское земство заключило соглашение со строителем Козлово-Воронежской железной дороги — купцом С. С. Поляковым на постройку нового участка южного направления до станции Грушевская (ныне город Шахты). Строительство этой линии должно было вестись по западной окраине Воронежа с выходом ее к селу Малышеву, через реку Дон и затем по правой стороне Дона до села Евдакова и далее на юг по трассе ныне существующей Юго-Восточной железной дороги. Министерство путей сообщения, утверждая окончательный вариант, внесло в него свои коррективы: строительство предполагалось начать уже не от станции Воронеж, а от Сомова или от сооружаемой на левом берегу реки Воронежа станции Раздельная (ныне Отрожка) и вести его к селам Давыдовке, Лискам и дальше на Евдаково.

Такой вариант вступил в острые противоречия с коммерческими интересами воронежского купечества, так как все грузовые операции по погрузке и выгрузке товаров и материалов, идущих в Воронеж и отправляемых из Воронежа по железной дороге, должна была производить станция Раздельная, находившаяся в 7 верстах от города. И когда возник вопрос о строительстве мастерских в Воронеже, городские власти в знак протеста не выделили требуемого железной дорогой земельного участка для строительства мастерских в черте города. Было разрешено построить мастерские на бросовых землях площадью 4—5 десятин, принадлежавших слободе Троицкой.

Строители, в свою очередь, спеша быстрее выполнить подряд, не стали добиваться отвода под мастерские земельного участка технически обоснованного размера. Допущенная тогда скученность в размещении зданий не была исправлена и в последующие годы, когда происходило расширение мастерских. И хотя к 1917 году территория, занимаемая мастерскими, была увеличена до 8,7 десятины, все же планировка основных строений не соответствовала их экономически обоснованной эксплуатации.

Мастерские были сданы в эксплуатацию 28 июля 1868 года. Производственная мощность их была рассчитана на средний ремонт 2—3 паровозов в месяц.

В первые годы паровозы ремонтировались вручную. Вместо металлообрабатывающих станков и прессов — напильник, кувалда, ручной молоток, зубило, тиски, верстак. Только через десять лет появилась одна маломощная паровая машина и четыре токарных станка. Не было и квалифицированных рабочих.

Для подготовки кузнецов, котельщиков, токарей, слесарей, машинистов в Московские и Петербургские железнодорожные мастерские было направлено несколько воронежских ремесленников. Первыми рабочими были также железнодорожники, приглашенные из Московских и Петербургских мастерских. С 1869 года технический персонал для мастерских стало готовить Елецкое ремесленное железнодорожное училище, а с 1878 года — Воронежское и Новочеркасское технические железнодорожные училища. И хотя вначале в мастерских работало не более 400 человек, они были первым крупным промышленным предприятием, положившим начало формированию пролетариата в нашем городе.

С окончанием в 1871 году строительства новой железнодорожной линии Воронеж — Грушевская — Ростов и объединением ее в сентябре 1873 года с Козлово-Воронежской в одну — Козлово-Воронежско-Ростовскую железную дорогу — потребность в производстве ремонта подвижного состава значительно возросла. В связи с этим в 70-х годах началось расширение Воронежских мастерских. Был построен вагонный сарай на 54 вагона, новый корпус для механической мастерской по ремонту вагонов, новая сборная для паровозов. Однако и это не удовлетворяло все возраставшие потребности в ремонте паровозов и вагонов. В августе 1889 года Министерство путей сообщения утвердило новый проект расширения мастерских.

По этому проекту началось строительство электростанции с двумя паровыми машинами по 40 лошадиных сил. Оно завершилось в 1891 году. Станция давала энергию только для освещения мастерских и вокзала, и тем не менее появление ее стало большим событием для Воронежа: ведь до этого электрического освещения в городе не было вообще. Позже были построены котельный, литейный, сборочный цехи и некоторые другие служебные здания.

В 1893 году Козлово-Воронежско-Ростовская дорога объединилась с Грязинско-Царицьшской и Орловско-Грязинской железными дорогами. Владельцем ее стало специально созданное акционерное общество Юго-Восточных железных дорог. На Воронежские мастерские, ставшие теперь, главными мастерскими Ю.-В. ж. д., был возложен капитальный и средний ремонт паровозов всех серий, находившихся в эксплуатации на Юго-Восточных железных дорогах.

В начале 900-х годов были предприняты слабые попытки поднять технический уровень мастерских. В них появилось несколько металлообрабатывающих станков; в цехах установили небольшие паровые машины; увеличилась мощность электростанции.

Пневматические паровые молоты и гидравлические прессы появились в Воронежских мастерских лишь в 1904 году. Хозяева мастерских неохотно шли на технические новшества. Ручной труд был дешевле и приносил больше прибыли.

<...>Ручной труд, господствовавший в мастерских, тормозил рост производительности. В 1910 году из ремонта было выпущено только 96 паровозов при среднем простое в ремонте 140 дней. Мастерские явно не справлялись с ремонтом паровозного и вагонного парков. Лишь незадолго до первой мировой империалистической войны было начато техническое переустройство мастерских и несколько облегчен труд рабочих. В 1914 году дала ток новая электростанция с двумя паровыми турбинами по 500 лошадиных сил и дизелем в 150 лошадиных сил. После того как на станции Отрожка в 1912 году открылись вагоноремонтные мастерские (ныне завод им. Тельмана), на месте вагонного цеха был построен паровозосборочный. В последующие годы сооружены новые литейный и колесный цехи, начато строительство более просторного котельного цеха. Общая площадь крытых помещений с 1910 по 1914 год увеличилась с 3368 до 5903 квадратных саженей, мощность паровых молотов поднялась с 7,25 до 8,75 тонны, а общий тоннаж подъемных механизмов возрос с 41 до 162 тонн; мощность силовых двигателей увеличилась с 400 до 1150 лошадиных сил. Общее число станков всех видов и назначений выросло до 189. После завершения реконструкции мастерские были рассчитаны на ремонт 204 паровозов в год при простое в ремонте 4 месяца. Однако начавшаяся в июле 1914 года империалистическая война приостановила дальнейшее расширение мастерских и их техническую реконструкцию.

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3199
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#22

Сообщение Natalia » 09 мар 2019, 20:57

Альбом 1914 г. "Воронежскiя мастерскiя ПАРОВОЗО-СБОРНАЯ" - фотографии Ясвоина:

img45-1.jpg

img45-2.jpg
img45-3.jpg

img45-5.jpg
img45-6.jpg

img45-4.jpg
img45-7.jpg

img45-8.jpg
img45-9.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3199
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#23

Сообщение Natalia » 09 мар 2019, 21:05

Сообщение от Natalia:Источник цитаты Альбом 1914 г. "Воронежскiя мастерскiя ПАРОВОЗО-СБОРНАЯ" - фотографии Ясвоина:

Где именно сделаны фотографии, запечатлевшие грандиозное для Воронежа по тем временам строительство, мне точно неясно - завод им. Дзержинского, завод им. Тельмана, или где-то еще?
С большой вероятностью, это завод им. Дзержинского, так как в тексте его истории есть данные об увеличении мощности завода именно в этот период:
Сообщение от Sergey:Источник цитаты В 1914 году дала ток новая электростанция с двумя паровыми турбинами по 500 лошадиных сил и дизелем в 150 лошадиных сил. После того как на станции Отрожка в 1912 году открылись вагоноремонтные мастерские (ныне завод им. Тельмана), на месте вагонного цеха был построен паровозосборочный. В последующие годы сооружены новые литейный и колесный цехи, начато строительство более просторного котельного цеха. Общая площадь крытых помещений с 1910 по 1914 год увеличилась с 3368 до 5903 квадратных саженей, мощность паровых молотов поднялась с 7,25 до 8,75 тонны


Возможно, точно идентифицировать помогут некоторые детали на этих снимках - водонапорная башня (на заднем плане фото 4) и торец помещения (мастерской?) фото 8:
img41-10.jpg
img41-9.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3199
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#24

Сообщение Natalia » 09 мар 2019, 22:00

Вообще, с изображением мастерских завода конца 19 века какая-то путаница.

В книге "Этапы большого пути" есть вид мастерских с подписью: "Общий вид мастерских в 70-х годах" (завод им. Дзержинского).
Изображение

В экспозиции Воронежского краеведческого музея фотография значится как "Отроженские железнодорожные мастерские (до 1917)" (завод им. Тельмана):
mst.jpg
фото от А. Савченко

В ГАВО эта же фотография подписана так: Острогожские (??) железнодорожные мастерские ЮВЖД. [1917-1918 гг.]. Но здесь, вероятно, отчего-то перепутали слова "Острогожские" и "Отроженские".
сайт гаво.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7011
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#25

Сообщение Sergey » 09 мар 2019, 23:19

Сообщение от Sergey:Источник цитаты В 1914 году дала ток новая электростанция с двумя паровыми турбинами по 500 лошадиных сил и дизелем в 150 лошадиных сил.

Здание электростанции (фото 2013 г.):
IMG_2.jpg
IMG_2142-3.jpg

Число 1938, сложенное в кладке - это, как понимаю, год восстановления.
Цитата:
Здание электростанции (1890-1910-е гг.) расположено среди платформ напротив современного вокзала. Это очень высокое двусветное оштукатуренное здание. Крупные арочные проемы на обращенном к вокзалу фасаде акцентированы в верхней части широким сандриком; над ним - заглубленная поверхность стены декорирована узкими вертикальными нишками.
img074.jpg

Станция Воронеж-1 //Историко-культурное наследие Воронежа

Фото 2009 г.( фото - gudea):
vrz103.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3199
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#26

Сообщение Natalia » 10 мар 2019, 00:08

И еще о дореволюционных постройках завода, сохранившихся до нашего времени:

На территории завода сохранилось 14 корпусов бывших железнодорожных мастерских, в различной мере затронутых перестройками. Среди них преобладают стоящие на рельсовых путях протяженные высокие одноэтажные кирпичные постройки, двухсветные или с продольным световым фонарем.
Их фасады расчленены лопатками, выполненными в виде контрфорсов. Окна крупные, прямоугольные, иногда с замковым камнем в перемычке. В торцах цехов прорезаны ворота. Наиболее выразительными дореволюционными постройками являются электростанция, литейный и паровозный цехи.

ЛИTЕЙНЫЙ ЦЕХ (1910-е гг.) главным фасадом обращен к улице Свердлова. Это одно из крупнейших сооружений в комплексе мастерских.
Здание кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, с тремя ризалитами на обращенном к улице фасаде. В центре другого фасада выступает один ризалит. Основной объем перекрыт двухъярусным продольным световым фонарем, определяющим уступчатый рисунок завершения щипцов в торцах. Центральные ризалиты на обоих протяженных сторонах объема имеют такую же конструкцию перекрытия. Нижняя часть основного объема прорезана очень крупными, близко расположенными, полуциркульными окнами с широким рустованным архивольтом. Слегка заглубленные участки стен над архивольтами декорированы узкими вертикальными нишками. В торце центрального ризалита на уличном фасаде два узких арочных окна над воротами объединены архивольтом. Торцы основного объема и обращенного к улице ризалита членят разновысокие лопатки в виде контрфорсов.

ПАРОВОЗНЫЙ ЦЕХ (вторая половина XIX в.) расположен к северу от рельсовых путей, недалеко от пешеходного моста через них. К протяженной прямоугольной в плане постройке с севера примыкают два разновеликих объема. Обращенный к вокзалу фасад расчленен широкими лопатками,
чередующимися с крупными прямоугольными окнами. В обращенном к пешеходному мосту торце над воротами размещены почти квадратные окна.

А.Д. Аки, Э.Л. Базарова, П.А. Попов. Станция Воронеж-1 //Историко-культурное наследие Воронежа, 2009

grm3
Сообщений: 2048
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#27

Сообщение grm3 » 10 мар 2019, 07:42

Фото из книги "История завода. Из девятнадцатого в двадцать первый век", изданная к 145-летию завода, изданной в 2013 году.
P1350119.JPG
P1350120.JPG

P1350122.JPG
P1350121.JPG

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3199
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#28

Сообщение Natalia » 10 мар 2019, 14:50

Сообщение от Natalia:Источник цитаты Где именно сделаны фотографии, запечатлевшие грандиозное для Воронежа по тем временам строительство, мне точно неясно - завод им. Дзержинского, завод им. Тельмана, или где-то еще?
С большой вероятностью, это завод им. Дзержинского, так как в тексте его истории есть данные об увеличении мощности завода именно в этот период:

Всё же это точно завод им. Дзержинского. Металлический каркас для цеха, возведение которого отображено в альбоме 1914 г., дожил до нашего времени - цех сейчас называется, конечно, не паровозосборочным, возможно, просто сборочным:
1fUUP-2.jpg
1fUUP-3.jpg
P1000730.jpg

фото из интернета

На схеме показано полное соответствие деталей каркаса на старой и современной фотографии, на примере одного фрагмента - смотреть:
Изображение
Сообщение от Natalia:Источник цитаты Возможно, точно идентифицировать помогут некоторые детали на этих снимках...... торец помещения (мастерской?) фото 8:

Окна в обоих торцах частично заложили - уменьшили:
1fUUP-1.jpg

grm3
Сообщений: 2048
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#29

Сообщение grm3 » 10 мар 2019, 15:56

Еще фото из книги "История завода. Из девятнадцатого в двадцать первый век", изданная к 145-летию завода, изданной в 2013 году.
Есть фото и паровозо-сборочного цеха 1952 года, а также разрушенного завода.
P135012.JPG
P1350129.JPG
P1350132.JPG

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3199
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#30

Сообщение Natalia » 10 мар 2019, 16:09

Сообщение от grm3:Источник цитаты Есть фото и паровозо-сборочного цеха 1952 года

Да, это тот же цех, значит, все верно - на фото 1914 г. именно он.
Сообщение от grm3:Источник цитаты Еще фото из книги "История завода. Из девятнадцатого в двадцать первый век", изданная к 145-летию завода, изданной в 2013 году.

На фото 1 - Проходная Воронежского завода им. Ф.Э. Дзержинского с перекидным мостом через железную дорогу, ныне на этом месте новое здание вокзала.
Проходная была по другую сторону от путей относительно завода, на стороне вокзала - интересный факт, спасибо за фото.

Red Cat
Аватара пользователя
Сообщений: 1477
Регистрация: 07.12.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#31

Сообщение Red Cat » 10 мар 2019, 19:35

Сообщение от Natalia:Источник цитаты Фото до 1982 г., рабочие и служащие завода перед первомайской демонстрацией ...

Шарики, эмблемки на булавке, портреты, флажки :) Понравилась фотка!

grm3
Сообщений: 2048
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#32

Сообщение grm3 » 11 мар 2019, 09:43

Сообщение от Sergey:Источник цитаты инспектором работ был инженер В. И. Кисловский.

Кисловский Владимир Иванович - военный инженер, подполковник. В 1866-1869 годах - один из руководителей строительства Козлово-Воронежской железной дороги. В 1867-1868 годах совместно с инженер-капитаном М.А. Даниловым построил здание железнодорожных мастерских в Воронеже (позднее-Тепловозоремонтный завод им. Ф.Э. Дзержинского).
Взято из статьи А.Н. Акиньшина "Материалы к биографическому словарю воронежских архитекторов (конец ХУП-начало ХХ вв.)

Red Cat
Аватара пользователя
Сообщений: 1477
Регистрация: 07.12.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#33

Сообщение Red Cat » 21 мар 2019, 17:59

Сообщение от grm3:Источник цитаты-нет. Чтобы попасть на завод, надо выйти на ул. Урицкого и пройти по ней ко второй проходной завода.

Наконец сфоткал общагу завода им Дзержинского, кстати не понял написано год постройки 1993 года? Его перестраивали что ли, или 1993 смена собственника? Или там где то была еще общага? мне почему то казалась и в 80е дом был?
L0gaKF79.jpg

А "воздушный коридор" я думал ведет в завод.

grm3
Сообщений: 2048
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#34

Сообщение grm3 » 18 июн 2019, 15:42

Коммуна, 18 августа 1987 года
Вложения
18 августа 1987.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7011
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#35

Сообщение Sergey » 25 сен 2019, 12:44

Первый тепловоз, выпущенный из ремонта на заводе им.Дзержинского:
Вложения
1t.jpg

grm3
Сообщений: 2048
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#36

Сообщение grm3 » 07 окт 2019, 08:56

Коммуна, 9 мая 1947 года.
Вложения
9 мая1947-з-д Дзержинского.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 3199
Регистрация: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#37

Сообщение Natalia » 31 окт 2019, 17:01

Январь-февраль 1943г.
d43.jpg
vcg.jpg

фото Лукашевич Марии Андреевны, из фондов ВОКМ

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7011
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#38

Сообщение Sergey » 06 апр 2020, 11:20

Нагрудный знак №528 - паровозоремонтный завод им.Джержинского:
g1.jpg
g2.jpg

Людмила-С
Сообщений: 390
Регистрация: 24.01.2020

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#39

Сообщение Людмила-С » 06 апр 2020, 11:56

Sergey, интересно, кому выдавались такие нагрудные знаки - руководству завода, рабочим или особо отличившимся работникам?

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 7011
Регистрация: 16.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#40

Сообщение Sergey » 06 апр 2020, 13:52

Людмила-С, не знаю.
Сообщение от Sergey:Источник цитаты Воронежские железнодорожные мастерские были сданы в эксплуатацию 28 июля 1868 г. Теперь это Воронежский ордена Трудового Красного Знамени тепловозоремонтный завод им. Ф. Э. Дзержинского.

А вот жетон-пропуск "Воронежская мастерская жд"
m1.jpg
m2.jpg


Вернуться в «Промышленные предприятия»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость