Улица Донбасская

Старый Воронеж
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 8148
Зарегистрирован: 16.11.2016
Контактная информация:

Улица Донбасская

#1

Сообщение Sergey »

Донбасская улица, Воронеж

Прежде проходила в Ямской слободе, ныне относится к Ленинскому району.

В 1892–1894 годах, одновременно с устройством железнодорожной ветки Воронеж – Курск, была сооружена товарная Курская станция Воронеж-II. Благодаря этим событиям и появилась нынешняя Донбасская улица, которая застроилась рядом с железной дорогой.

До конца XIX века от Заставы по направлению к городам Нижнедевицку и Землянску отходила большая дорога – Нижнедевицкий почтовый тракт. В 1890-х годах он оказался перерезанным в своем начале железной дорогой и поэтому немного изменил направление. Бывшая же начальная часть тракта, его небольшой отрезок, примыкавший к Заставе, послужил основой для возникновения новой улицы.

О дате зарождения улицы можно судить по документам, сохранившимся в архивном фонде губернской земской управы. 17 июля 1894 года начальник «III-го участка по постройке Курско-Воронежской железной дороги» обратился в управу с письмом: «Озабочиваясь устройством удобного проезда от города Воронежа к товарной станции Воронеж-2, правление Общества Киево-Воронежской железной дороги постановило устроить мощеную дорогу по бывшему Нижнедевицкому почтовому тракту от так называемой шоссейной Заставы до товарного двора станции. Приступив к замощению участка означенной дороги в пределах отчужденной под железную дорогу полосы, имею честь… просить… дать мне разрешение на производство работ по замощению участка от Заставы до границы упомянутого отчуждения по бывшему Нижнедевицкому тракту, находящемуся в ведении земства». Земская управа ответила согласием, заметив при этом, что она не будет отвечать за ремонт мостовой после фактического закрытия начала тракта.

Несмотря на то, что в советское время улица Донбасская реконструировалась, до наших дней сохранились черты ее первой планировки, заложенные в 1894 году: начальный отрезок отходит от Плехановской, или Большой Московской, улицы – по бывшему почтовому тракту, а затем поворачивает по направлению прежней мостовой дороги, шедшей к станции.

В конце XIX столетия общая планировка в районе Заставы сложилась таким образом, что проезд в конце Средне-Московской улицы вел мимо здания тюремного замка (нынешнего следственного изолятора) и далее составлял одно целое с новой дорогой на Курскую станцию. Всю эту улицу в начале XX века именовали Тюремной.

В 1923 году Привокзальный волисполком (ему подчинялась в то время Ямская слобода) решил переименовать Тюремную улицу в улицу Правосудия. Среди архивных материалов исполкома сохранился любопытный черновик – проект списка переименованных улиц, составлявшийся «от руки» кем-то из исполкомовцев. Можно увидеть, как долго подбирали новое название для неблагозвучной Тюремной: его не раз зачеркивали, исправляли. Сначала придумали: «улица Обновления», затем подобрали название «улица Амнистии», и, наконец, остановились на «улице Правосудия». Наименование напоминало горожанам о том же тюремном сооружении, но обретало уже иной (подходящий для социализма) смысл, имело торжественное звучание. Нынешнюю площадь Заставу, через которую проходила улица, неофициально тоже называли «площадью Правосудия».

Топоним «улица Правосудия» продержался до начала 1940-х годов. Почему его решили упразднить? Одна из причин очевидна: он стал ассоциироваться с массовыми репрессиями конца 1930-х годов. Именно здесь, в тюрьме у Заставы, в жутких условиях томились тысячи арестованных «врагов народа», в том числе и первое лицо области – Е.И. Рябинин. Правосудия не получилось, имя улицы наводило страх…

С 1932 года сооружалась мощная образцовая железнодорожная линия Москва – Донбасс. Стройка была важным событием в жизни страны; о ней много говорили, писали. В ноябре 1933 года в Воронеже открылся первый слет стахановцев «строительства Москва – Донбасс». К Московско-Донбасской железной дороге была причислена станция Воронеж-II. В честь успешного сооружения линии улицу Правосудия переименовали в Донбасскую.

Сегодня, как и встарь, главная достопримечательность улицы – это железнодорожные сооружения: станция и современный вокзал Воронеж-II (Воронеж-Курский), построенный в 1960-х годах. Ныне станция относится к Юго-Восточной дороге, здесь останавливаются не только товарные составы, но и пригородные пассажирские. На улицах Донбасской и Питомник сохранился комплекс старых железнодорожных зданий, он представляет интерес как памятник истории развития промышленности и транспорта. На Донбасской стоят: административное здание начала XX века (теперь товарная контора), служебное здание начала XX века (ныне флигель во дворе д. № 20, кухня роддома Ю.-В.ж.д.), жилые дома железнодорожников (№ 26, 30, 34, 38, 46, 1892–1894 гг.).

В 1996 году вблизи вокзала заработал крытый вещевой рынок. Под него приспособлен бывший цех предприятия «Воронежсельмаш».

П.Попов, Энциклопедия Воронежских улиц

------------------
Связанные темы:
Железнодорожный вокзал Воронеж-Курский
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 8148
Зарегистрирован: 16.11.2016
Контактная информация:

Улица Донбасская

#2

Сообщение Sergey »

Донбасская, 17 (корпус2) - фотографии Антона Позднухова из группы vk "Воронеж пешком":
d1.jpg
d2.jpg
d3.jpg
d4.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 8148
Зарегистрирован: 16.11.2016
Контактная информация:

Улица Донбасская

#3

Сообщение Sergey »

Sergey писал(а): Донбасская, 17
Здание рядом (судя по 2Гис - без номера):
Вложения
фото 2011 г.
фото 2011 г.
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 1759
Зарегистрирован: 07.12.2016

Улица Донбасская

#4

Сообщение Red Cat »

Sergey писал(а): Донбасская, 17 (корпус2) - фотографии Антона Позднухова из группы vk "Воронеж пешком":
как его туда пустили это же вроде база ОМОНа? :shok: Или уже нет.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 8148
Зарегистрирован: 16.11.2016
Контактная информация:

Улица Донбасская

#5

Сообщение Sergey »

Red Cat писал(а): Или уже нет.
Там сейчас открытая территория, рядом строится большой жилой дом (или бизнес-центр).
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 1759
Зарегистрирован: 07.12.2016

Улица Донбасская

#6

Сообщение Red Cat »

Понятно. Вроде был там недавно, даже не обратил внимание на этот участок, больше на строительство на территории Сельмаша смотрел, да, застроят там все скоро.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 8148
Зарегистрирован: 16.11.2016
Контактная информация:

Улица Донбасская

#7

Сообщение Sergey »

Red Cat, а я там был в начале ноября, проходил мимо и заодно сделал несколько снимков. Что там был ОМОН, кстати, впервые слышу, не знал.

Еще фото Донбасская, 17 (корпус2) :
д17л2.jpg
д17к2.jpg
IMG_2392.jpg
01.11.2017г.
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 1759
Зарегистрирован: 07.12.2016

Улица Донбасская

#8

Сообщение Red Cat »

Sergey писал(а): Red Cat, а я там был в начале ноября и сделал несколько снимков. Что там был ОМОН, кстати, впервые слышу, не знал.
Интересно, здесь (60-70?) или нет до переселения в Северный был сборный пункт призывников перед отправкой или где то рядом. Вроде по слух он был у Курского вокзала.
grm3
Сообщения: 2400
Зарегистрирован: 17.11.2016

Улица Донбасская

#9

Сообщение grm3 »

В 1978 году именно на этом призывом пункте мы провожали в армию брата
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 1759
Зарегистрирован: 07.12.2016

Улица Донбасская

#10

Сообщение Red Cat »

grm3 писал(а): В 1978 году именно на этом призывом пункте мы провожали в армию брата
Значит именно он призывным пунктом был, буду знать.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 8148
Зарегистрирован: 16.11.2016
Контактная информация:

Улица Донбасская

#11

Сообщение Sergey »

Участок улицы Донбасской от "Заставы" в сторону Курского вокзала на фотографиях (немецких) 1942 г.:
db42.jpg
421.jpg
На переднем плане - трамвайное кольцо у "Заставы", которое было здесь (линия с Плехановской).
Аватара пользователя
Natalia
Сообщения: 3863
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Улица Донбасская

#12

Сообщение Natalia »

AlexeyD писал(а): Рельсы с переднего плана фотопанорамы, идут по этому отрезку и продолжаются дальше по 9 Января. Так же, как долгое время там шла трамвайная линия. До самого депо все хорошо просматривается. Выходит, эта линия шла в депо и была предком трамвайной линии?
С этой линией вообще все как то запутано. Рельсы по 9 Января, которые видны на аэрофото, должны быть рельсами городской железнодорожной ветки - Горветки, которая использовалась для грузового движения на паровой тяге, т.е. неэлектрифицированной, по ней доставлялся груз вагонами со станций ж/д к предприятиям. Горветка пролегала по 9 Января, по всей Кольцовской (основная линия), по Ворошилова..., работала вплоть до 1950-х годов, и часть путей использовалась с трамваями совместно, что было неудобно: городское уличное движение было вперемешку с грузовой ж/д, паровозы-"кукушки", которые развозили вагоны, часто создавали помехи трамвайному движению и иногда происходили столкновения этих двух видов транспорта.
Линии Горветки в этом районе есть на карте 1932 г.

В книге В. Пащенко и Р. Фомина "Трамвай и троллейбус в Воронеже" говорится, что в 1920-х годах от маслозавода по Кольцовской и далее по 9 Января до трамвайного депо шла служебная трамвайная линия, которая использовалась для сообщения с депо. С апреля 1929 года эта линия до депо вошла в число пассажирских (маршрут №3).
На карте 1937 г. обнаружилась трамвайная линия уже по всему участку 9 Января до ж/дороги, которая еще и заворачивает (!!!) на Донбасскую (Правосудия) и далее, до Курского вокзала:
11.jpg
В книге В. Пащенко и Р. Фомина также есть схема трамвайного движения на 1941 г., и эта линия обозначена как служебная линия трамвая и линия Горветки (но откуда она тут взялась: служебную от депо продлили до Курского вокзала?).
12.jpg
13.jpg
фрагмент схемы

С какой целью продлили линию на Донбасскую (тогда и электрифицировали?), если ост. "Трампарк" была конечной до самого 1962 г., как она соотносилась/пересекалась с ж/д Горветкой и когда исчезла - вот что тоже интересно.
Последний раз редактировалось Sergey 06 ноя 2018, 13:07, всего редактировалось 5 раз.
Причина: перенос части сообщения из темы ул. 9 Января
AlexeyD
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 22.11.2019

Улица Донбасская

#13

Сообщение AlexeyD »

Natalia писал(а): трамвайная линия уже по всему участку 9 Января до ж/дороги, которая еще и заворачивает (!!!) на Донбасскую (Правосудия) и далее, до Курского вокзала
Такс, трамвайная линия обозначена на на карте 37 и 41 года. При этом, мы знаем, что наша панорама была сделана после 1943, но до 1962 года. При этом, Донбасская на ней хорошо просматривается, и трамвайной линии на ней вроде как нет. Хотя, судя по схеме, она должна выходить на правом фото примерно там, где кучка людей. Но из транспорта там только лошадь =) Конечно, если меня не подводит ассоциативное восприятие, и это действительно гужевая повозка, а не что-то другое, ибо плохо видны детали. Так что вопросов только добавляется)

А в каком году линию на Донбасской убрали? Есть еще такое фото этой улицы, это конечно сильно позже (1958-59), но и тут никакой линии нет
(1958-59) Вид на улицу Донбасская со стороны ул. 9 января (после реконструкции)
(1958-59) Вид на улицу Донбасская со стороны ул. 9 января (после реконструкции)
Последний раз редактировалось Sergey 10 фев 2020, 22:16, всего редактировалось 5 раз.
Причина: добавлена ссылка
Э.Д.С.
Сообщения: 403
Зарегистрирован: 26.02.2017

Улица Донбасская

#14

Сообщение Э.Д.С. »

AlexeyD писал(а): (1958-59) Вид на улицу Донбасская со стороны ул. 9 января (после реконструкции)
Хорошо помню Донбасскую 50-х годов от ж.д. вокзала до Плехановской. Пыльная, неухоженная улица без намёков на трамвайные рельсы. По прибытии пригородного поезда, (в народе его называли "рабочий"), всю улицу заполняли толпы людей, нагруженных сельхоз продуктами. Все шли на трамвайную остановку, наша семья ожидала восьмёрку.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 8148
Зарегистрирован: 16.11.2016
Контактная информация:

Улица Донбасская

#15

Сообщение Sergey »

Э.Д.С. писал(а): Хорошо помню Донбасскую 50-х годов от ж.д. вокзала до Плехановской. Пыльная, неухоженная улица без намёков на трамвайные рельсы. По прибытии пригородного поезда, (в народе его называли "рабочий"), всю улицу заполняли толпы людей, нагруженных сельхоз продуктами. Все шли на трамвайную остановку
Вы имеете в виду, что все шли на трамвайную остановку у Заставы (линия с Плехановской)?
grm3
Сообщения: 2400
Зарегистрирован: 17.11.2016

Улица Донбасская

#16

Сообщение grm3 »

Мои родители тоже говорят, что не было по этой улице трамвайной линии.
AlexeyD
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 22.11.2019

Улица Донбасская

#17

Сообщение AlexeyD »

Э.Д.С. писал(а): Хорошо помню Донбасскую 50-х годов от ж.д. вокзала до Плехановской.
Э.Д.С., а район виадука случайно не припомните как выглядел до его постройки? Возможно, могли бы прояснить какие-то детали тут
Mikhafromvrn
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 05.02.2017

Улица Донбасская

#18

Сообщение Mikhafromvrn »

AlexeyD писал(а):А в каком году линию на Донбасской убрали? Есть еще такое фото этой улицы, это конечно сильно позже (1958-59), но и тут никакой линии нет
1Ф-1-14851 (1958-59) Вид на улицу Донбасская со стороны ул. 9 января (после реконструкции) в гор. Воронеже.
Фото явно после 1960 года, "отростки" от столбов похожи на кронштейны троллейбусной КС.
citrus
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 22.01.2019

Улица Донбасская

#19

Сообщение citrus »

Mikhafromvrn писал(а): Фото явно после 1960 года, "отростки" от столбов похожи на кронштейны троллейбусной КС.
Это называется "консоли" и они совершенно точно указывают на дату фото - не ранее 1962 года
citrus
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 22.01.2019

Улица Донбасская

#20

Сообщение citrus »

Natalia писал(а):С этой линией вообще все как то запутано. Рельсы по 9 Января, которые видны на аэрофото, должны быть рельсами городской железнодорожной ветки - Горветки, которая использовалась для грузового движения на паровой тяге, т.е. неэлектрифицированной, по ней доставлялся груз вагонами со станций ж/д к предприятиям. Горветка пролегала по 9 Января, по всей Кольцовской (основная линия), по Ворошилова..., работала вплоть до 1950-х годов, и часть путей использовалась с трамваями совместно, что было неудобно: городское уличное движение было вперемешку с грузовой ж/д, паровозы-"кукушки", которые развозили вагоны, часто создавали помехи трамвайному движению и иногда происходили столкновения этих двух видов транспорта.
Линии Горветки в этом районе есть на карте 1932 г.

В книге В. Пащенко и Р. Фомина "Трамвай и троллейбус в Воронеже" говорится, что в 1920-х годах от маслозавода по Кольцовской и далее по 9 Января до трамвайного депо шла служебная трамвайная линия, которая использовалась для сообщения с депо. С апреля 1929 года эта линия до депо вошла в число пассажирских (маршрут №3).
На карте 1937 г. обнаружилась трамвайная линия уже по всему участку 9 Января до ж/дороги, которая еще и заворачивает (!!!) на Донбасскую (Правосудия) и далее, до Курского вокзала:

В книге В. Пащенко и Р. Фомина также есть схема трамвайного движения на 1941 г., и эта линия обозначена как служебная линия трамвая и линия Горветки (но откуда она тут взялась: служебную от депо продлили до Курского вокзала?).

С какой целью продлили линию на Донбасскую (тогда и электрифицировали?), если ост. "Трампарк" была конечной до самого 1962 г., как она соотносилась/пересекалась с ж/д Горветкой и когда исчезла - вот что тоже интересно.
Из того, что нам известно, почти все вошло в книгу. Линия трамвая (возможно, одноколейная) действительно вела от трампарка в строну ж/д станции "Воронеж Курский" еще до войны. То, что ее построили, достаточно логично, ведь это связь с крупной ж/д станцией. И грузовой трамвай, и Горветка были серьезными предприятиями и значительная часть их работы была связана с доставкой грузов, поступавших по железной дороге. Сейчас трудно представить, но вот для лучшего восприятия вам факт - ничего более грузоподъемного, чем платформа грузового трамвая, в Воронеже не было ни до, ни первые лет 10 после войны. Еще бы - самый тяжелый грузовик ЗиС-5 брал 3 тонны, а львиную долю грузовиков составляли "полуторки" Газ-АА, то есть как нынешняя Газель. А трамвай брал по 10 тонн и тащил пару прицепов с таким же грузом. Да и не было этих грузовиков, они наперечет шли. Горветка вообще таскала 2-осные ж/д вагоны по городу, то есть без перевалки на станции, это вообще было шикарное решение - передавать груз прямо в вагоне заказчику, скорость доставки невероятная. Поэтому такая связь напрашивалась. При этом сведений о пассажирской работе на этой ветке у нас нет. Могу предположить, что объем грузовой работы не особо позволял пускать там маршрут. Еще с этой веткой связан занятный факт, который не очень укладывается в голове. Сразу после освобождения Воронежа паровозы Горветки (а это маневровые танк-паровозы типа "Ь") были в нерабочем состоянии. Но работы у Горветки было очень много (доставка угля, дров, стройматериалов и др.), ведь грузовиков в освобожденном городе взять было просто неоткуда. И с железной дороги (именно со станции "Воронеж-Курский" неоднократно подавали паровозы типа "Ов" ("овечки") для доставки вагонов заказчикам. Они с трудом вписывались в кривые и вообще смотрелись в городе очень странно. Я очень жалею, что нет фото этих паровозов на улицах Воронежа. До запуска трамвая в мае 1943 они могли в принципе хоть по проспекту Революции ехать... И да, о линии по Донбасской со стороны Заставы ничего неизвестно. Скорее всего, ее и не было. А та, довоенная ветка, скорее всего еще работала до начала 1950-х и была разобрана не позднее 1962 года, когда построили виадук на ул. 9 января и протянули полноценную пассажирскую линию от Кольцовской по этому путепроводу и далее на запад в направлении Газовой улицы. В том же 1962 году по Донбасской пошел троллейбус, как раз нырнул под новый виадук.

И еще про Горветку. Поясню, потому что кажется это не всем очевидно. И конструкция пути, и колея для Горветки и для трамвая совершенно одинаковые. Эти два вида транспорта были в ведении одного предприятия. Правда, учет выручки по Горветке, грузовому трамваю и пассажирскому трамваю велся отдельно. Это были вполне прибыльные предприятия, кстати. И поезда Горветки могли идти (и шли!) по путям трамвая. К сожалению, не сохранилось ни одной схемы путевого развития трамвая и Горветки, кроме архивной схемы 1953 года из ГАРФ, которую мы перенесли в нашу книгу (стр. 77). В ней была ошибка, мы ее исправили.Это очень ценная схема, поскольку дает хорошее представление о том, какова была конфигурация путей, разъездов, тупиков, одноколейных участков. Так вот такой же схемы за, к примеру, 1940 год нет, а ведь это был год расцвета воронежского транспорта. Мы, конечно, продолжаем поиски, но шансов немного, это же служебная информация, в газетах на такое не наткнешься.
Ответить