Церковь "Взыскание погибших" иконы Божией Матери
- Natalia
- Сообщений: 3554
- Регистрация: 17.11.2016
Церковь "Взыскание погибших" иконы Божией Матери
"Взыскание погибших" иконы Божией Матери церковь - Воронеж
О храме Взыскания погибших в нижней части города Воронежа, взорванном в 1960-е годы.
Церковь в честь иконы Богородицы "Взыскание погибших" также иногда именовали Богородицкой, на Стрелецком Лоску. Лоск - здешняя местность у Стрелецкого оврага (лоск - овраг, лог). По нижней части оврага пролегла улица, названная Большой Стрелецкой и живущей доныне. Название оврага пошло от существовавшей в его верхней части Стрелецкой слободы и название улицы, соответственно, тоже.
Это был район бедноты, где сложился свой общественный центр с одноименным - Лосковым - рынком. Нижние приречные кварталы называли Гусиновкой, которая включала и церковь, и рынок. Наличие обширных приречных лугов по берегу реки Воронеж благоприятствовало разведению здесь гусей, на льду реки даже проводились гусиные бои.
О храме Взыскания погибших в нижней части города Воронежа, взорванном в 1960-е годы.
Церковь в честь иконы Богородицы "Взыскание погибших" также иногда именовали Богородицкой, на Стрелецком Лоску. Лоск - здешняя местность у Стрелецкого оврага (лоск - овраг, лог). По нижней части оврага пролегла улица, названная Большой Стрелецкой и живущей доныне. Название оврага пошло от существовавшей в его верхней части Стрелецкой слободы и название улицы, соответственно, тоже.
Это был район бедноты, где сложился свой общественный центр с одноименным - Лосковым - рынком. Нижние приречные кварталы называли Гусиновкой, которая включала и церковь, и рынок. Наличие обширных приречных лугов по берегу реки Воронеж благоприятствовало разведению здесь гусей, на льду реки даже проводились гусиные бои.
- Natalia
- Сообщений: 3554
- Регистрация: 17.11.2016
Церковь "Взыскание погибших" иконы Божией Матери
На фото дореволюционного фотографа М. Н. Селиверстова - улица Большая Стрелецкая, начало 20 века:
Церковь была построена на пересечении Большой Стрелецкой и Большой Гусиновской (ныне Выборгской). Земельный участок под церковную усадьбу, два дома и более трех тысяч рублей на возведение храма, пожертвовал купец А.И. Смирнов, владевший в Гусиновке каменными домами и пивоваренным заводом.
Первоначальный автор воронежского проекта - художник-архитектор Г. Г. Поливалов, ученик Тона. Он предлагал возвести храм в модном тогда стиле храма Христа Спасителя.
В марте 1862 года воронежские разработчики отправили чертежи на утверждение в столицу. Их экспертизу проводили специалисты Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Это строительное ведомство посчитало "изображенное на проекте предложение в общем виде одобрительным, но при этом признало полезным составить заменительный в другом стиле проект и представить оба проекта на выбор местного епархиального начальства".
"Заменительный" проект разрабатывали во втором отделениии строительного департамента.
В итоге предпочтение отдали второму, столичному проекту, а автором стал кто-то один из двух архитекторов, работавших в этом департаменте - К.Я. Маевский или А.Н. Пешков. Право решающего голоса принадлежало главе епархии епископу Серафиму и купцу Смирнову, и их выбор был закреплен подписью императора Александра II.
Строительство велось в 1863 - 69 годах, причем окончание работ профинансировал купец А. И. Петров - средств, оставленных Смирновым не хватило.
Храмовую часть церкви венчали пять глав; колокольня - трехъярусная, со шпилем; трапезная - небольшая, в три окна. Церковь контрастировала с малоэтажной застройкой Лоска и была высотной доминантой в нижней части города.
Церковь была построена на пересечении Большой Стрелецкой и Большой Гусиновской (ныне Выборгской). Земельный участок под церковную усадьбу, два дома и более трех тысяч рублей на возведение храма, пожертвовал купец А.И. Смирнов, владевший в Гусиновке каменными домами и пивоваренным заводом.
Первоначальный автор воронежского проекта - художник-архитектор Г. Г. Поливалов, ученик Тона. Он предлагал возвести храм в модном тогда стиле храма Христа Спасителя.
В марте 1862 года воронежские разработчики отправили чертежи на утверждение в столицу. Их экспертизу проводили специалисты Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Это строительное ведомство посчитало "изображенное на проекте предложение в общем виде одобрительным, но при этом признало полезным составить заменительный в другом стиле проект и представить оба проекта на выбор местного епархиального начальства".
"Заменительный" проект разрабатывали во втором отделениии строительного департамента.
В итоге предпочтение отдали второму, столичному проекту, а автором стал кто-то один из двух архитекторов, работавших в этом департаменте - К.Я. Маевский или А.Н. Пешков. Право решающего голоса принадлежало главе епархии епископу Серафиму и купцу Смирнову, и их выбор был закреплен подписью императора Александра II.
Строительство велось в 1863 - 69 годах, причем окончание работ профинансировал купец А. И. Петров - средств, оставленных Смирновым не хватило.
Храмовую часть церкви венчали пять глав; колокольня - трехъярусная, со шпилем; трапезная - небольшая, в три окна. Церковь контрастировала с малоэтажной застройкой Лоска и была высотной доминантой в нижней части города.
- Natalia
- Сообщений: 3554
- Регистрация: 17.11.2016
Церковь "Взыскание погибших" иконы Божией Матери
Это место долгое время оставалось незастроенным. Перекресток, где стоял храм, фото 2010 года:
На месте церкви до недавнего времени был автосервис, на фото он справа и уже заброшен.
Этот же перекресток, современный вид. Никаких следов храма, да и автосервиса уже тоже, - теперь здесь коттеджи:
На месте церкви до недавнего времени был автосервис, на фото он справа и уже заброшен.
Этот же перекресток, современный вид. Никаких следов храма, да и автосервиса уже тоже, - теперь здесь коттеджи:
- Natalia
- Сообщений: 3554
- Регистрация: 17.11.2016
Церковь "Взыскание погибших" иконы Божией Матери
Еще одна дореволюционная открытка, вид на храм с Севастьяновского (Ильинского) съезда:
Современный вид, примерно оттуда же.
Вместо низких домиков - высокие коттеджи. Место храма не видно за крышами домов. И лестница, ведущая вниз, конечно, здесь уже другая.
Так этот район выглядел в 1960-х. Хорошо видно здание автосервиса (с фото 5) на месте церкви. Еще нет водохранилища - пока река Воронеж:
(снимок в полном размере - по ссылке)

Примерно тот же вид, современный:
Современный вид, примерно оттуда же.
Вместо низких домиков - высокие коттеджи. Место храма не видно за крышами домов. И лестница, ведущая вниз, конечно, здесь уже другая.
Так этот район выглядел в 1960-х. Хорошо видно здание автосервиса (с фото 5) на месте церкви. Еще нет водохранилища - пока река Воронеж:
(снимок в полном размере - по ссылке)

Примерно тот же вид, современный:
- Natalia
- Сообщений: 3554
- Регистрация: 17.11.2016
Церковь "Взыскание погибших" иконы Божией Матери
Дореволюционная открытка, вид на храм с противоположной стороны:
Примерно с той же точки, современный вид:
Что и где в сравнении:
Панорама шире:
Примерно с той же точки, современный вид:
Что и где в сравнении:
Панорама шире:
- Natalia
- Сообщений: 3554
- Регистрация: 17.11.2016
Церковь "Взыскание погибших" иконы Божией Матери
Напротив церкви, в квартале наискосок от нее, размещалось 4-е мужское приходское училище.Частную прибрежную усадьбу с двухэтажным каменным домом и флигелями приобрело здесь городское самоуправление в 1892 году. В доме поместили приходское училище, во флигелях - Николаевскую богадельню, на месте усадебного двора устроили тот самый Лосковой рынок.
Богадельню учредили еще в 1850 году в ознаменование 25-летия царствования Николая I, в район Лоска ее перевели из здания бывшей Мещанской управы (ныне Плехановская,3), которую занял музей.
Рисунок художника и археолога Н. Валукинского с изображением, видимо, флигеля усадебного дома, где разместили богадельню:
Судя по описанию расположения, эта усадьбу видно на этой открытке - двухэтажка наискосок от храма. А флигель с богадельней, видимо, в глубине двора, в красном овале - то же здание, что и на рисунке Валукинского. Сейчас на этом месте - Художественное училище:
Адрес усадьбы был таким (из Памятной книжки):
Нумерация менялась (сейчас дом 61 где-то в середине улицы), возможно потому, что часть домов на берегу реки была снесена при строительстве водохранилища.
Богадельню учредили еще в 1850 году в ознаменование 25-летия царствования Николая I, в район Лоска ее перевели из здания бывшей Мещанской управы (ныне Плехановская,3), которую занял музей.
Рисунок художника и археолога Н. Валукинского с изображением, видимо, флигеля усадебного дома, где разместили богадельню:
Судя по описанию расположения, эта усадьбу видно на этой открытке - двухэтажка наискосок от храма. А флигель с богадельней, видимо, в глубине двора, в красном овале - то же здание, что и на рисунке Валукинского. Сейчас на этом месте - Художественное училище:
Адрес усадьбы был таким (из Памятной книжки):
Нумерация менялась (сейчас дом 61 где-то в середине улицы), возможно потому, что часть домов на берегу реки была снесена при строительстве водохранилища.
- Sergey
- Администратор
- Сообщений: 7531
- Регистрация: 16.11.2016
Церковь "Взыскание погибших" иконы Божией Матери
Сообщение от Natalia:Источник цитаты Панорама шире:
Примерно тот же вид на фотографии 1987г. Павла Попова:
- Natalia
- Сообщений: 3554
- Регистрация: 17.11.2016
- Sergey
- Администратор
- Сообщений: 7531
- Регистрация: 16.11.2016
Вернуться в «Храмы и монастыри, кладбища»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей